Михаил Москвин-Тарханов: Приходится наблюдать, как разрушаются памятникиНазад
Михаил Москвин-Тарханов: Приходится наблюдать, как разрушаются памятники
Многие московские усадьбы находятся в плачевном состоянии. О том, как сохранить усадьбы и заставить их приносить прибыль, корреспонденту Газеты Марине Ясеневой рассказал сопредседатель комиссии по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы, депутат московской городской Думы Михаил Москвин-Тарханов.
- В чем корень проблемы убыточности московских усадеб?
- Основная проблема московских усадеб ясна: они не приносят дохода. На мой взгляд, главная проблема в том, что нет хороших хозяйственников для управления этими усадьбами и нет программы по их использованию.
В результате, из-за сложностей в системе управления, приходится только наблюдать, как разрушаются прекрасные памятники старины, находящиеся в руках федеральных властей.
- Разве федеральные власти мало средств выделяют на поддержание памятников культуры?
Одна из отличительных особенностей реставрации памятников федералами - концентрация неправомерно огромных средств на одном проекте, тогда как их можно распределять более экономно на несколько проектов. Яркие примеры такой "показухи" - архипомпезная реставрация Большого Кремлевского дворца и планируемая реставрация Большого театра. На Большой театр попросили полмиллиарда евро, тогда как известный Миланский театр был реконструирован всего за двести миллионов. А ведь чтобы такие средства в Большой театр вложить, их надо изъять из всей российской культуры, обескровить ее.
- Откуда можно получать деньги на поддержание исторического наследия, кроме как от властей?
В западных странах отлично научились зарабатывать деньги на иностранных туристах. Например, когда я был в США, мне подарили стальную стопку, которая называлась "любимой стопкой президента Америки Томаса Джефферсона". В магазине туристического комплекса посетители покупали эти стопки по 45 долларов. А себестоимость изделия была не более двух долларов. Технология производства копий декоративно-прикладного искусства или копий каких-либо музейных ценностей известна во всем мире, их себестоимость, как правило, очень низка, но мы пренебрегаем такой простой возможностью зарабатывать сотни тысяч евро.
- Приведите примеры самых проблемных усадеб.
Один из самых плачевных примеров - усадьба Разумовских. Сегодня там находится некая организация федерального подчинения, не заботящаяся о нормальном состоянии объекта. И это при том, что мы не раз обращали внимание коллег из федеральных ведомств на аварийное состояние здания. С эстетической и научной точек зрения больно видеть, как дом ветшает с каждым годом. Но все ответы сводятся к одному: средств на поддержание усадьбы нет. Москве реставрировать памятник тоже не дают.