В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Москвин-Тарханов: В решении проблем, связанных с трудовой миграцией, должны помочь профсоюзы Назад
Михаил Москвин-Тарханов: В решении проблем, связанных с трудовой миграцией, должны помочь профсоюзы
Каждое утро, выходя из дома, я здороваюсь с молодым парнем-узбеком, который моет подъезд, или метет листья, или чистит дорожку от наледи. В нашем районе, да и по всей Москве таких ребят немало: они живут в российской столице на полулегальном положении, выполняют самую тяжелую работу, получают очень небольшие деньги, да и те большей частью отправляют на родину бедствующим семьям. Недавно на совместной комиссии Московской городской Думы и правительства Москвы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы рассматривался вопрос об использовании иностранных рабочих в городском хозяйстве столицы. Об этой проблеме мы беседуем с сопредседателем комиссии, депутатом МГД Михаилом МОСКВИНЫМ-ТАРХАНОВЫМ (фракция "Единая Россия").

- Михаил Иванович, насколько я знаю, столица всегда нуждалась в привлечении рабочей силы со стороны?

- Безусловно. При этом, однако, первоначально Москва привлекала трудовых мигрантов вовсе не с юга, а из городов Центральной России. Так, в 1921 году, после окончания гражданской войны, в Москве проживало менее полумиллиона человек. Далее, в течение всего советского периода на протяжении 80 лет (с понятным перерывом на 1941-1943 годы) в Москву приезжали около 80-100 тысяч граждан СССР ежегодно. В течение 10-15 лет они, как правило, адаптировались к московской жизни, социализировались, получали жилье, рожали одного - двух детей, которые уже чувствовали себя природными москвичами. Москва преимущественно росла за счет приезжих, приток которых в 30-50-е годы регулировался "оргнаборами" и "комсомольскими призывами" и в советские годы лимитировался московской пропиской и заявками предприятий.

Без этих "лимитчиков" не работали бы ЗИЛ и АЗЛК, некому было бы вывозить мусор, работать в шахтах метрополитена, разнорабочими на стройках, рядовыми в милиции и пожарной охране, в ЖЭКах и РЭУ. Дети же бывших "лимитчиков", уже "совершенные" москвичи, заканчивали московские школы и вузы, поступали на "хорошую работу" и уж, конечно, не пополняли ряды московских чернорабочих. Поэтому и приходилось все время завозить в Москву новые и новые трудовые армии.

- Сегодня москвичи, как правило, тоже не согласны идти на непрестижную, грязную работу, а поскольку уровень безработицы в Москве меньше одного процента, их ничто и не вынуждает соглашаться на такую работу. Однако, насколько я понимаю, ситуация с приезжими рабочими сегодня другая?

- Во-первых, изменился этнический состав "нового московского чернорабочего", во-вторых - уменьшился объем их прав. Теперь это бедные таджики, украинцы, молдаване, которые зачастую находятся в тяжелом, униженном и бесправном положении, нещадно эксплуатируются. Это оскорбляет достоинство всего нашего общества и грозит в будущем серьезными социальными последствиями.

Некоторые предлагают и дальше собирать рабочую силу по городам и весям Центральной России, привлекая в Москву последние остатки активного и трудоспособного населения малых российских городов и сел. Но это, по-моему, жестоко: ведь и так завоз в крупные города по лимиту сельской молодежи в советское время почти погубил русскую деревню. Не надо ее сегодня добивать.

С другой стороны, смотреть на то, как неконтролируемый поток рабочей силы из стран ближнего зарубежья вместе с проходимцами всех мастей втекает в Москву и другие города России, порождая социальные, национальные и конфессиональные проблемы, вражду и ненависть, подготавливая почву для будущих взрывов и столкновений, совершенно недопустимо.

- Есть ли, по-вашему, какие-нибудь пути решения этой проблемы?

- Полагаю, что единственным рациональным путем является переход к политике организованного набора рабочей силы за рубежом на основе межгосударственных и межрегиональных соглашений, партнерства и сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления, частного предпринимательства и, главное, профессиональных союзов. В столицах и городах стран СНГ целесообразно создавать бюро для организованного набора квалифицированной рабочей силы и молодежи для работы "по лимиту" на предприятиях России и завозить ее в достаточном количестве для обеспечения государственных нужд. При этом следует начать это делать в первую очередь для наиболее экономически развитых и стратегически важных регионов - городов Москва и Санкт-Петербург.

Каждый такой новый "лимитчик" должен получить трудовую визу или иной "вид на жительство", заключить контракт как с трудовым бюро-посредником, так и впоследствии с фирмой-нанимателем, пройти медицинское обследование, оформить страховку, получить место для временного проживания, встать на налоговый учет и обязательно вступить в профессиональный союз. Он должен быть уверен, что в случае нарушения им законодательства он будет немедленно депортирован на свою родину.

Такая политика потребует довольно значительных расходов на создание соответствующей инфраструктуры, но результат окупит расходы: мы получим достаточно квалифицированную или, по крайней мере, обучаемую рабочую силу, контролируемую и учтенную, платящую налоги и опасающуюся нарушать законы.

- Видимо, при найме "по лимиту" нужно учитывать определенные критерии?

- Обязательно. Следует в первую очередь исходить из обеспеченности теми или иными услугами социальной, культурной, а также конфессиональной инфраструктуры в регионе. Так, например, при найме на работу в Москву, где много христианских (православных) церквей и меньше мусульманских мечетей (исходя из сегодняшней конфессиональной структуры московского общества), преимуществом при найме на работу должны пользоваться христиане или лица, не идентифицирующие себя с какой-либо религией.

- А как быть с нелегальной трудовой миграцией?

- Только после того, как мы насытим рынок труда организованной рабочей силой, мы сможем приступить к борьбе с нелегальной трудовой миграцией, сделав акцент уже не на депортацию "нелегалов", а на жесткое, в том числе уголовное, преследование предпринимателей и работодателей, использующих их труд. Также должна преследоваться и незаконная предпринимательская деятельность самих "нелегалов". При этом политика в отношении беженцев и иной нетрудовой миграции должна быть сформирована отдельно, это - особая проблема.

- Не секрет, что многие из приезжих рабочих не хотят возвращаться домой, перевозят в Москву свои семьи...

- Конечно, лишь определенная часть набранных "по лимиту" иностранных рабочих вернется из Москвы на родину: некоторые поселятся в городах Подмосковья, а часть останется в Москве. Но это будет наиболее адаптированная, социализированная часть общего потока мигрантов, которая органично войдет в городское сообщество. Дети же этих мигрантов впитают в себя русскую культуру, получат хорошее образование и, как ранее дети советских "лимитчиков", растворятся среди москвичей.

- А не встретит ли такой организованный набор в странах СНГ препятствий политического характера? Кроме того, может произойти вытеснение московских рабочих приезжими и появление безработицы среди москвичей.

- Такая опасность есть. И в этой связи просматривается особая роль профессиональных союзов Москвы, которые могли бы на основе соглашений с профсоюзами стран СНГ и с помощью структур Профинтерна выступить основным организатором привлечения рабочей силы из стран СНГ, исходя из реальной потребности рынка труда без ущемления прав рабочих Москвы и Подмосковья. Они также могли бы обеспечить защиту прав иностранных рабочих, контролировать реализацию трудовых соглашений, защищать их права от произвола нанимателей и работников милиции, содействовать своевременному их возвращению на свою родину по окончании контракта.

Сегодня стало очевидно, что рынок труда - необычайно важная вещь, и им надо заниматься на государственном и региональном уровне. Пустить все на самотек, понадеяться опять на процессы самоорганизации рынка труда - значит обречь себя на череду национальных, социальных и межконфессиональных конфликтов. Этого мы не можем допустить!

- Что может сделать городская Дума для решения наболевшей проблемы?

- Решено провести большие слушания об использовании иностранной рабочей силы в Москве. Кроме депутатов МГД, в них примут участие представители всех заинтересованных сторон. А пока я направил письмо Юрию Лужкову, где изложил свое видение проблемы и обратился к мэру с просьбой дать поручение органам правительства Москвы проработать данный вопрос с представителями московских, российских и зарубежных профсоюзов, а также с федеральными органами государственной власти.

Галина Лоевская
Московская правда, 14 декабря 2005 г.

Док. 441802
Перв. публик.: 14.12.05
Последн. ред.: 28.04.08
Число обращений: 228

  • Москвин-Тарханов Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``