В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Москвин-Тарханов: Нельзя допустить появления гетто Назад
Михаил Москвин-Тарханов: Нельзя допустить появления гетто
Может ли Москва прожить без иммигрантов, как помочь ассимилироваться приезжим в большом городе и какими методами бороться с проявлениями национализма, корреспонденту "Москвы" Александру Павлову рассказал депутат Мосгордумы Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ.

- Сокращение численности населения происходит в Европе, России, Канаде, США и других развитых странах, а в странах Азии и Африки - ее бурный рост. Примечательно, что "вымирают" страны со старой и богатой культурой, которые в результате плохо управляемых миграционных процессов постепенно "наводняют" гастарбайтеры, неся с собой низкий уровень культуры. Но и это половина беды: самое плохое - это нежелание мигрантов впитывать культуру той страны, куда они приехали работать, из-за чего и возникают проблемы, подобные бунту французов арабского происхождения. Россия - громадная и потенциально богатая страна, где уровень жизни повышается от года к году, рождаемость падает, что порождает нехватку рабочих рук и приток мигрантов. И в этом нет ничего страшного - это историческая данность. Без мигрантов и Россия, и Москва потеряют свою энергетику и превратятся в сонное царство, как это уже случилось в старых европейских городках.

- Прилив свежей крови необходим любой системе, чтобы уберечь ее от вырождения. Вопрос в другом: как обеспечить приток нужного количества мигрантов?

- Надо завозить столько рабочих каждый год, чтобы их число не превысило 5% общего количества жителей Москвы. Если из них 1-2% легализуются - это хорошо, Москва их переварит. Но если мы будем ввозить в два-три раза больше, город станет терять свой облик и деградировать, в нем просто станет страшно жить - появятся мононациональные кварталы, полукриминальные землячества и банды.

- Что нам поможет "переварить" поток мигрантов без негативных последствий и социальных взрывов?

- Русская культура, которая для этого достаточно агрессивна, так как сложилась во времена расширения Российской империи. Я радуюсь, когда вижу в Московском государственном социальном университете, где я преподаю, казахских, армянских или чеченских студентов - эти дети, учась в Москве, находятся в русской среде, перенимают наши привычки, то есть ассимилируются. И этот процесс идет очень быстро.

"Люди, приезжающие в Москву на заработки, не должны оставаться на вечное поселение"

- В Москве почти все строители, водители общественного транспорта, дворники, рабочие, стоящие у конвейера, - гастарбайтеры. Столица может обойтись без мигрантов?

- У нас есть два пути развития. Первый путь - интенсификация экономики, когда производительность и качество работы повышаются настолько, что привлечение дешевой рабочей силы не нужно, но этого еще ни одна страна в мире не достигла. Даже Европейскому союзу, по последним исследованиям, для того, чтобы сохранить уровень жизни своих граждан, потребуется завезти около 30 миллионов молодых мужчин и женщин в течение 10 лет. Второй путь - привлекать дешевую рабочую силу. Но в этом случае часто получается пирамида: без ввоза рабочих, которые с годами могут превзойти по численности коренное население, экономика не может нормально работать.

- Из этого тупика есть выход?

- Выход есть. Для крупных городов - Москвы, Санкт-Петербурга и других промышленных центров - должен быть восстановлен организованный набор рабочей силы, который существовал в советское время. Москва на протяжении своего советского периода росла за счет приезжих, приток которых регулировался оргнаборами и комсомольскими призывами. Рабочих набирали по заявкам предприятий, давали им по лимиту московскую "прописку". Лимитчики трудились на ЗИЛе и АЗЛК, были разнорабочими на стройках, рабочими в ДЕЗах и РЭУ, вывозили мусор. За 10-15 лет они адаптировались, социализировались, приобретали жилье, создавали семьи. Тогда в столицу ежегодно приезжало 80-100 тысяч лимитчиков.

- Но здесь появляются другие проблемы: советские общежития при заводах, которые строились десятилетиями, давно приватизированы. Где селить людей?

- Нам стоит подумать о городской программе строительства общежитий, чтобы привлеченные рабочие жили в человеческих условиях. С жильем, конечно, напряженка, но это-то как раз и подсказывает выход из создавшегося положения: мы должны создать челночную систему, когда люди, приезжающие к нам на заработки, не будут оставаться на вечное поселение.

- Сколько рабочих рук потребуется городу, чтобы успешно развиваться?

- Городу нужно примерно 80 тысяч рабочих, чтобы обеспечить производства, на которые не идут москвичи.

"Узбек с культурным уровнем киевлянина для нас - находка"

- Какие страны и регионы сейчас поставляют в Москву рабочие руки?

- В основном к нам приезжают из близлежащих стран. В России осталось два региона, где по-прежнему рождаемость превышает смертность: во-первых, это Дагестан, причем только сельские районы, во-вторых, Чечня, которая - таковы законы демографии - самовосстанавливает свое население после десяти лет войны. Но и там это прекратится - рождаемость падает повсеместно. Да, говорят, что в верующей мусульманской семье много детей, но их много и в верующей православной или баптистской семье. Важно другое - таких семей почти не осталось.

- Как быть с нежеланием мигрантов адаптироваться к нашим порядкам?

- Мы можем привлекать русских и русскоязычное население Белоруссии, Восточной Украины, Казахстана, Средней Азии и Закавказья, которое в культурном плане нам очень близко. Мы не можем принимать на работу только украинцев-православных, отвергая узбеков-мусульман, - это плохо закончится. Но выбрать нужный нам контингент можно будет с помощью тестов, устанавливающих образовательный уровень. Узбек-мусульманин с культурным уровнем киевлянина для нас находка - это выдающийся человек, который городу просто необходим!

- Какова будет реакция Украины, если Россия начнет "откачивать" из страны квалифицированную рабочую силу?

- Понятно, что официальный Киев воспротивится набору квалифицированной рабочей силы, например, из Донецка и без официальных нот протеста здесь не обойтись. Но ведь есть другой путь: у нас есть независимые профсоюзы, которые могли бы наладить связи со своими украинскими коллегами и начать набор специалистов нужных специальностей.

- Профсоюзы справятся?

- Кто этим должен заниматься, если не они? Роль профсоюзов очень важна - именно они должны помогать городским властям контролировать поток мигрантов, так как лучше всех знают количество вакантных рабочих мест в своей отрасли.

- Есть еще одна проблема: москвичи не хотят видеть у себя в городе толпы гастарбайтеров, а приезжие рабочие, в свою очередь, не хотят жить по нашим законам - все это ведет к межнациональной напряженности. Этот процесс можно как-то остановить?

- Государство должно на корню подавлять любые экстремистские движения. Причем в этом вопросе надо быть очень жестким и объективным по отношению и к коренному населению, и к приезжим. Сказал, что ненавидишь "черных", - получи срок. Сказал, что будешь резать русских, - добро пожаловать в "Матросскую Тишину".

"Процесс "трудоустройства" гастарбайтеров нельзя пустить на самотек"

- Главный работодатель для гастарбайтеров - наш отечественный бизнес. Не секрет, что дешевая рабочая сила используется везде - даже на строительстве серьезных объектов. Можно найти управу на недобросовестных бизнесменов?

- Власти должны контролировать качество работ и выдавать соответствующие разрешения на их проведение. Например, таджик без знания русского языка должен заниматься только рытьем траншей, а украинский специалист, имеющий диплом своей страны, который, кстати, ни чем не хуже нашего, так как все мы обучаемся по советским методикам, может получить доступ к заливке бетона и возведению стен. Процесс "трудоустройства" гастарбайтеров нельзя пустить на самотек - уже сейчас в сфере ЖКХ сложились землячества, которые самоорганизовались по клановому типу. Бригады дворников сплачиваются вокруг таджиков-старожилов, которые знают язык, общаются с большими людьми, то есть ведут переговоры с властью и держат, если хотите, общак. А москвич, который имеет права и знает, как их защитить, - это что-то опасное и чужеродное. Зачем им чужие уши? Любой чужак - это конкурент, который готов разрушить их мирок. Мы не должны позволить, чтобы у нас появились подобные землячества, чайна-тауны или мононациональные кварталы.

Александр Павлов
Известия, 15 июня 2006 г.

Док. 441794
Перв. публик.: 15.06.06
Последн. ред.: 28.04.08
Число обращений: 240

  • Москвин-Тарханов Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``