В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Москвин-Тарханов: Ксенофобия - подростковый комплекс человечества Назад
Михаил Москвин-Тарханов: Ксенофобия - подростковый комплекс человечества
"Студенческий теракт" на Черкизовском рынке - аномалия или закономерность? Стоит ли искать корни подобных диких акций в социальных проблемах страны - или механизмы возникновения националистических конфликтов гораздо тоньше и глубже? Об экономических и психологических истоках современной российской ксенофобии депутат Мосгордумы Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ беседовал с корреспондентом "Москвы" Ириной Фроловой.

- Принято считать, что конфликты на расовой почве - от бедности. При этом ссылаются на богатую Америку, там, дескать, социальных благ хватает на всех, потому и к эмигрантам всех цветов радуги относятся очень терпимо.

- Есть такой советский взгляд: надо накормить пролетария - и он перестанет бунтовать и лезть на баррикады. Слишком прямолинейная теория, которая не работает, - во всяком случае, теракт на Черкизовском рынке невозможно объяснить с этой точки зрения. Три благополучных молодых человека, студента, в меру обеспеченные, не имевшие личных причин ненавидеть этих несчастных торговцев, вдруг берут и взрывают рыночное кафе. Как потом выяснилось, они и раньше не раз предпринимали различные действия против людей нерусской национальности, к которым питали ненависть.

- Чем это объяснить?

- Мы имеем дело с психологическим механизмом, который при стечении определенных обстоятельств запускает в сознании человека древние атавистические комплексы. Человек в своем развитии от маленького ребенка до взрослого повторяет путь эволюционного развития своего биологического вида - от неандертальца до современного человека. (Не случайно говорят, что Греция - молодость человечества. Если вы почитаете Гомера, то увидите, что его герои действуют как московские хулиганы в подворотне: кто-то кому-то дал копьем, тот побежал отомстить... Поведение, свойственное подростковому возрасту или исторической эпохе ранних военных демократий.) Так вот, одни из самых распространенных подростковых комплексов человечества - ксенофобские. Каждый непохожий - потенциальный враг. Его надо бояться, чуждаться, если он опасен - удалить, если сопротивляется - убить или поработить. Из этой же серии - вандализм, когда человек пытается уничтожить то, что физически или психологически принадлежит другому. Это реакции, свойственные всем людям и народам на ранней стадии их развития и практически подавленные у современного человека. В определенных случаях они просыпаются.

- В каких именно?

- Если люди страдают различного рода психическими отклонениями. Если у них низкий уровень культуры и высокий уровень инфантилизма. Если в обществе сильна социальная зависть - а она чрезвычайно свойственна российскому обществу (вспомните анекдот про крестьянина, который просит "Господи, сделай так, чтобы у соседа корова сдохла"). Зависть выражается в ругани, бесконечных проклятиях в адрес "новых русских", интеллигенции, журналистов, депутатов. Это нормально. Но если на это накладываются инфантилизм, низкий уровень культуры и высокий уровень агрессивности, быстро находится враг. Кроме того, Россия сейчас расплачивается за ошибки прошлых российских властителей.

- Вы имеете в виду советские времена?

- Еще более ранние. Россия - страна, для которой национальная идея разрушительна. Россия формировалась из татаро-монгольского улуса. Политическая элита складывалась следующим образом: 30% бояр и дворян - славянского происхождения, примерно столько же - татаро-монгольского, еще столько же - польско-литовского. Пришло петровское время - поехало дворянство немецкое, шведское и самое разное европейское. Российский правящий класс представлял из себя потрясающую смесь генов - от Амура до Британских островов. Народ состоял из великороссов, малороссов, белорусов, татар, мордвы, черемисов, черкесов, чеченцев, кабардинцев, греков, чехов и так далее, и тому подобное. То есть и элита, и народ были многообразны. Обратите внимание: "русский" - это прилагательное. В отличие от существительных - украинец, поляк, англичанин, француз. Потому что не было в те времена как такового "русского" - был великоросс, житель Центральной России. А "русский" - часть словосочетания "русский подданный". Отсюда и прилагательное. Русские подданные не особо разделялись. Да, для отдельных категорий, к сожалению, сделали исключение (для евреев и некоторых восточных "инородцев"). Но в целом ты - подданный российской короны, русский подданный, будь ты хоть чех или немец.

- До определенного времени власть не пыталась использовать национальное противостояние.

- Никогда. И Екатерина Великая, и Александр I, и Николай I, и Николай II понимали, чем это закончится. А потом наступил период нашей слабости. Александр III, который, как писал о нем граф Витте, "имел большое сердце, но ум среднего российского дворника", счел, что должна быть доминирующая нация - русские, то есть православные, опора трона. А все остальные - инородцы. И начались эксцессы - эпоха его правления ознаменовалась страшнейшими погромами на юге России.

- При Александре II также были попытки погромов.

- Но как вела себя власть? Оцепление выставлялось немедленно, солдаты быстро шли на толпу со штыками и, когда видели зачинщика, кололи его в ногу или руку штыком. Затем раненые зачинщики скапливались в одном месте, лечились, потом отправлялись в суд, а то и на каторгу. Все происходило очень быстро. Затем власть начала бездействовать - мол, надо дать инородцам урок, пусть их побьют, а уж после мы наведем порядок. Начались страшные погромы. Еврейская молодежь стала вооружаться. Образовались группы самозащиты, которые были разгромлены властью. Тогда они перешли в революционное подполье. Если прочитать список членов коммунистической партии, которая взяла власть в начале XX века, то увидите там такой интернационал, что мало не покажется. Потому что нации были страшно возмущены несправедливым к себе отношением. И сейчас, если мы будем бездействовать, появятся обиженные нации, которые сольют свою активность с социальными протестами, и вся Россия начнет трещать по швам. Национализма нельзя допустить ни в каком виде.

- Но он есть - и никакие ссылки на слабость власти несостоятельны. Властная вертикаль выстроена, "Единая Россия" у руля и имеет все возможности влиять на ситуацию. Как это можно сделать?

- Очень просто - сделать так, чтобы искать оправдания хулиганским действиям в некой идеологии было невыгодно. Механизм реагирования государства должен быть очень простой: всегда есть бандитизм, терроризм - и есть религиозная, национальная и другая рознь. Так вот, такого рода привходящие обстоятельства должны стать отягчающим обстоятельством, чтобы бандитам было невыгодно надевать на себя личину борца.

- Вы предлагаете ввести уголовное наказание за идеологию ненависти?

- Хорошо об этом писал Высоцкий: "Довольно мне зваться шпаной и бандитом, не лучше ли стать мне антисемитом". Если человек видит, что его социальная значимость повышается, когда он использует социальные или националистические идеи, он назначает себя великим революционером, или борцом против "черных", "красных", "желтых", или мстителем за поруганное национальное и религиозное чувство. Если это повышает его социальный статус и обеспечивает большую безопасность в обществе. С этим надо безжалостно бороться. Избили кого-то? Если просто отняли деньги и мобильники - один состав преступления. Если они при этом кричали "Бей черных!", то надо давать срок, в два-три раза больший. Надо твердо сказать: любые попытки найти идеологическое оправдание своим хулиганским действиям - отягчающее обстоятельство. Ах, ты борец? Тогда тебе не 2 года, а 6. За что боролся, когда бил человека, - за национальную идею? Сидеть тебе в 2 раза дольше, чем без национальной идеи. Если ты просто матом ругался на человека - одно, а если при этом добавлял эпитеты, касающиеся его расы, социального положения, религиозных воззрений, - другое. В Карелии передрались охранники азербайджанских структур и славянские ребята. На почве чего? Драка просто - полбеды, драка с национальным подтекстом - полторы беды.

- А как бороться с пробужденными атавистическими комплексами?

- Воспитанием человека как личности, культурой и цивилизованностью.

- То есть кормить голодных пролетариев не имеет смысла?

- Хорошо, накормим. Дадим нормальный угол для жилья, достаточное количество продовольствия, подержанную иномарку... Но это не снимет социального напряжения, потому что рядом живет человек другой национальности, которые ездит на шестисотом "Мерседесе", имеет квартиру в элитном доме, его дети учатся в престижной школе... Накормленный пролетарий бывает более опасен, чем голодный. Когда он сытый, безработный, бездельный и раздраженный, он представляет большую угрозу, чем человек, который пытается прокормить семью. Первое поколение арабов, приехавших во Францию, было совершенно лояльно и безопасно - опасны стали молодые французы арабского происхождения, сытые, инфантильные, плохо обученные, утратившие традиционную культуру и не воспринявшие новую. То есть маргиналы.

- Есть более тонкие механизмы - например, идея социальной мобильности.

- Действительно, серьезной проблемой социального взрыва в Париже была безнадежность - такая же, какая бывает в американских негритянских кварталах. "Ты учись, Джон..." - "Зачем? Что, я брокером стану на бирже? Не смеши меня, мама, - сколько бы я ни учился, я проживу жизнь в этом заплеванном квартале". Когда человек понимает, что у него есть другие пути, открыты тысячи дорог, - это очень хорошо. Это способно серьезно повлиять на психологический климат и ослабить социальное напряжение. Да, он едет мимо меня на "Мерседесе" - но я завтра пойду работать и, глядишь, приеду на "Феррари". Если есть такая надежда, даже если она призрачна, - она сдерживает.

- Надо пропагандировать "российскую мечту"? Вроде американской - из бедняка в миллионеры?

- Не просто пропагандировать, ее надо сделать реальностью. Это очень важно - если ребенок считает, что он может пробиться в вуз, перед ним маячит карьера, он будет воздерживаться от асоциального поведения. И люди другой национальности, достигшие успеха (или не достигшие), будут его мало трогать - он считает, что и сам скоро пробьется к вершинам и не будет сталкиваться с теми, которые на улице, когда станет топ-менеджером. У него есть выход. А если он считает, что он обречен всю жизнь на этой грязной улице встречать своего придуманного им врага, то он может стать опасен. Социальная мобильность - это важнейшее лекарство.

Ирина Фролова
Известия, 27 сентября 2006 г.

Док. 441792
Перв. публик.: 27.09.06
Последн. ред.: 28.04.08
Число обращений: 252

  • Москвин-Тарханов Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``