В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Москвин-Тарханов: Московское притяжение Назад
Михаил Москвин-Тарханов: Московское притяжение
Московское притяжение


Москва - не только столица России. Это мегаполис, притягивающий к себе близлежащие территории. И потому идея объединения Москвы и Подмосковья имеет серьезную питательную почву, на которой время от времени вспыхивают острые дискуссии. Сегодня на эту деликатную тему мы беседуем с одним из идеологов объединения Москвы и Московской области, председателем Комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаилом МОСКВИНЫМ-ТАРХАНОВЫМ (фракция "Единая Россия").




- Михаил Иванович, почему вы считаете, что сегодня этот вопрос вполне созрел?

- Причины тут самые объективные. У нас в России 89 регионов с таким же количеством исполнительных и представительных властей. Все они питаются из местных бюджетов. Но у нас только каждый пятый регион способен себя кормить. Все остальные дотационные. Чтобы выровнять их, необходимо посмотреть, как это сделать наиболее щадящим способом, чтобы не менять инфраструктуру и не рвать экономические связи. Наверное, самое простое - укрупнять регионы методом присоединения слаборазвитых к мощным экономическим центрам. Кстати, такое уже произошло с созданием Пермского края, укрупненного Красноярского края и прочих. Ведь не просто так в России появились 7 федеральных округов, где жизнь в каждом из них строится по Конституции России, но и в не меньшей степени по традициям округа и входящих в него территориальных объединений и традиционных национальных субъектов.

- Не вызвана ли идея объединения Москвы и области проблемами развития столицы? Город уже давно не умещается в границах МКАД а, и Москва вынуждена этакими "протуберанцами" выплескиваться в область. То в Люберцы, то в Долгопрудный, то в Щербинку, то в Балашиху...

- Действительно, Москва остро нуждается в земельных ресурсах для осуществления национальной жилищной программы, вывода промышленных предприятий, организации переработки бытовых отходов, решения социальных вопросов москвичей (отдых, лечение) и многого другого. Московская область, в свою очередь, - социально и экономически неполноценный субъект Российской Федерации и останется таковым без главного города региона, который может стать локомотивом ее экономического развития и помочь Подмосковью решить накопившиеся и годами не решаемые социальные проблемы. Кроме того, существуют проблемы, которые Москва и Московская область могут эффективно решать на уровне столичного региона только совместно. Это энергетика, транспорт, экология и другие сферы. Уровень координации в решении этих проблем сегодня явно недостаточен. Таким образом, от предложенного объединения выиграют и жители Москвы, и жители Московской области. Уверен, этот процесс желательно начать готовить уже сегодня.

- Каким образом может осуществиться такое объединение?

- Возможно проведение референдума в Москве и Московской области при поддержке федеральной власти, которая не вправе даже формально устраниться от процесса проведения референдума о статусе столичного региона. В случае его успеха должна быть образована единая Московская губерния (край) с единым главой администрации (генерал-губернатором) и общим правительством. Должен быть также избран новый орган законодательной власти - Московская губернская Дума, выборы в которую целесообразно провести исключительно на партийной основе с тем, чтобы предотвратить образование в ней "партии города" и "партии области". Численность такого органа, полагаю, не должна превышать 50 человек. Как законодатель, отмечу, что особенно важным и крайне удачным для объединительного процесса можно считать то, что административная граница Москвы совпадает сегодня с городской чертой столицы как городского поселения. Эта черта устанавливается в соответствии с федеральным градостроительным законодательством. Но ликвидация административной границы отнюдь не ликвидирует эту городскую черту, что дает уникальную возможность обеспечить длительный переходный период унификации и интеграции московского и областного законодательства.

Необходимо будет лишь установить, что в течение длительного переходного периода многие законы, ранее принятые Московской городской Думой, будут действовать в пределах городской черты города Москвы, в то время как прежние областные законы - на территории остальной части губернии.

- При этом городская черта может быть подвижной?

- Да, она может быть подвижной, потому что ее проект будет утверждаться правительством Российской Федерации по представлению правительства Московской губернии и уточняться при актуализации документов территориального планирования. Постепенно новая Московская губернская Дума будет актуализировать все законодательство нового субъекта Федерации, стремясь к его унификации и интеграции на всей территории Московской губернии. Также необходимо учесть то обстоятельство, что в Москве и области сегодня имеются муниципальные образования, их в общей сложности более 500, и объединение не должно затрагивать их интересы и менять их статус. Именно поэтому при объединении Москвы и Московской области не должен образовываться единый городской округ в городе Москве и Московский городской муниципалитет, а органы государственной власти нового субъект Российской Федерации должны напрямую управлять Москвой как единым городским поселением, с сохранением в ней административных округов (префектур), как это имеет место сегодня. Также единые органы государственной власти должны управлять и административными округами на всей остальной территории Московской губернии, каждый из которых будет включать в себя несколько десятков муниципальных образований.

- В Москве при этом может быть образован некий общегородской муниципалитет?

- Нет, образование общегородского муниципалитета с большими экономическими и политическими возможностями недопустимо. Почему? Да потому, что в таком случае, как в губернии, возникнут две соперничающие силы. Можно с большой долей уверенности предположить, что это разрушит систему управления и сведет к минимуму эффект, полученный от такого объединения. Действующее законодательство позволяет нам не формировать общегородской муниципалитет в Москве, чем необходимо воспользоваться при слиянии субъектов.

- Не создается ли впечатление, что Москва хочет поглотить область. Тем более что сейчас в разработке находится новый Генеральный план Москвы, в котором наверняка заложены амбициозные задачи?

- Ну как Москва может поглотить территорию, сравнимую с Венецией?! Тут дело в другом. Объединение позволяет поднять уровень жизни на всей территории города и области. Приоткрою занавес Генплана, чтобы наши задумки стали яснее. Сейчас Генеральный план Москвы как комплекс правовых институтов регулирования в сфере градостроительства отражен в документах двух уровней: в Законе о Генеральном плане города Москвы и в подзаконном акте, утвержденном постановлением правительства Москвы. А это уже не соответствует требованиям федерального законодательства и уровню развития московской нормативной базы. При этом, актуализируя сегодня сложный и широкий подзаконный документ - Генеральный план города Москвы, мы не касаемся вопросов совершенствования и развития Закона о Генеральном плане города Москвы, принятого Московской городской Думой в 2005 году.

- И что делать? Или ситуация безвыходная?

- Нет, отчего же безвыходная? В июне 2008 года нам предстоит сначала на заседании правительства Москвы, а потом осенью 2008 года на заседании Московской городской Думы утвердить проект Генерального плана, принимаемого уже в качестве закона города Москвы, который полностью заменит собой существующий московский закон и частично вберет в себя многое из того, что мы рассматриваем сегодня в этом документе. Это придает особое значение рассмотрению актуализированного Генерального плана города Москвы сегодня, поскольку именно на его основе будет создан в соответствии с федеральным законом новый московский закон о Генеральном плане.

Этот закон вместе с Градостроительным кодексом Москвы, к рассмотрению которого уже приступила городская Дума, а также разрабатываемыми законами города Москвы о нормативах градостроительного проектирования и о правилах землепользования и застройки в городе Москве, в 2009 году полностью сформируют основную нормативную базу, необходимую для устойчивого развития столицы.

- Можно подробнее рассказать об этом документе? Это же не секрет?

- Ну какой тут секрет? Часть первая Градостроительного кодекса, относящаяся к социально-экономическим предпосылкам развития Москвы, открывается серьезным анализом сложившейся ситуации, ее трудностей и "узких мест", в соответствии с которым уточняются приоритеты и направления развития инфраструктуры города для обеспе¬чения его социально-экономического развития. При этом общая направленность первой части кодекса построена как механизм реализации в сфере градостроительства Москвы основного конституционного принципа социального государства - защиты социально-экономических и иных прав и свобод человека. Именно в этой части мы видим основные цели и задачи в социальной и экономической сфере: прав на получение гражданином услуг здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, торговли, перемещения по городу, обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья, неприкосновенности жилища, возможностей участвовать в программах по развитию жилищной сферы и предпринимательства и ряда других.

Вторая часть, относящаяся к территориальному планированию столицы, нормативно обеспечивает реализацию социально-экономических задач и осуществляется в целях формирования городской среды, благоприятной для жизни и деятельности человека, устойчивого развития города. При этом особое значение при территориальном планировании придается сохранению природного и культурного наследия Москвы. Это имеет огромное значение для бурно развивающегося мегаполиса, и это, к тому же, само по себе становится реализацией важнейшей конституционной обязанности не только органов власти, но и всех граждан.

Части третья и четвертая, описывающие возможные параметры взаимодействия с Московской областью и с федеральным правительством, нуждаются в одобрении и утверждении также и этими субъектами права.

- Москва сможет самостоятельно решить все эти вопросы?

- Как показал анализ, существуют два сценария развития, один из которых может быть реализован Москвой самостоятельно, в существующих границах, а другой потребует широчайшей кооперации с Московской областью и поддержки правительства Российской Федерации. В первом случае, развиваясь внутри своих границ при существующем уровне кооперации с Московской областью и минимальной поддержке со стороны государства, мы сможем обеспечить за эти годы рост валового регионального продукта на душу населения в три раза, доведя его до 35 -40 тысяч долларов США в привязке к нынешней инфляции и котировкам. При этом жилищные условия москвичей улучшатся до 26 метров на душу населения, что ненамного превышает сегодняшний уровень. А если мы обеспечим иной уровень интеграции с областью и иной уровень поддержки со стороны федеральной власти, то станет возможна реализация иного сценария, когда доля валового внутреннего продукта на каждого москвича увеличится в 4 раза и достигнет высоких европейских значений - 45 - 50 тысяч долларов США в сегодняшнем исчислении. Жилищная обеспеченность увеличится при этом до 35 квадратных метров на человека, то есть почти в два раза, и приблизится к среднеевропейской.

Нетрудно также подсчитать, что выиграет от такой интеграции Московская область в социально-экономической сфере, развиваясь вместе с Москвой в едином ритме, с общим Генеральным планом.

- Сейчас уже можно говорить о том, что все эти идеи - вполне реальные, "заземленные" планы, которые не останутся на бумаге?

- То, что воспринималось на уровне общих соображений и интуиции, когда предлагалось обсудить возможность либо объединения Москвы и Московской области в один субъект Федерации, или же искать иные формы интеграции и глубокой кооперации этих субъектов, получило в материалах Генерального плана серьезное обоснование. Убежден, нельзя упускать такие возможности, предоставляемые всем нам интеграцией и кооперацией Москвы и области.

- И все-таки, как же быть с властными структурами Москвы и области? Это - один из важнейших аспектов объединения. Видимо, должно пройти время для выстраивания единой властной вертикали?

- Разумеется, с этим спешить нельзя. Но в результате мы получим вертикали в губернии: на первом месте - генерал-губернатор и правительство; на втором - префекты (руководители) городских и пригородных административных округов; и, наконец, исполнительные органы местной власти (в части переданных и полномочий, и ресурсов) и (при необходимости) территориальные органы исполнительной власти. Если следовать московской модели, то речь здесь пойдет о создании городских и сельских районных управ. Также мы будем иметь и единый орган законодательной и представительной власти в губернии - Московскую губернскую Думу. Важно отметить, что на переходный период можно использовать две сложившиеся системы законодательного регулирования -городскую и территориальную (областную), временно разделенные городской чертой. Все это даст нам возможность в жесткой властной вертикали плавно модифицировать и унифицировать систему нормативно правого регулирования на территории губернии применительно к особенностям ее городской и пригородной частей. При этом в бюджетной и социальной сфере очень важно, чтобы московские надбавки к пенсиям, московские стандарты социальной поддержки были бы быстро распространены на все население губернии без снижения уровня жизни москвичей. Это необходимо для мобилизации и консолидации всего населения, для активной политической поддержки им новой власти. Надо заметить, что при нашем сегодняшнем развитии, и особенно при федеральной поддержке, эта задача решаема в достаточно короткий срок.

- Вы верите в успешную реализацию ваших предложений?

- Я убежден в том, что все это вызовет к жизни новый импульс развития в регионе. Резко повысится совокупный экономический потенциал, будут на более высоком уровне комплексно решаться проблемы города Москвы и Подмосковья. А это неизбежно и быстро скажется на заметном повышении уровня жизни всего населения губернии.

Эдуард Лунев
Тверская, 13 - Петровка, 22, 18 декабря 2007 г.

Док. 441764
Перв. публик.: 18.12.07
Последн. ред.: 28.04.08
Число обращений: 286

  • Москвин-Тарханов Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``