В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Москвин-Тарханов: `Весь центр города должен стать охраняемой территорией` Назад
Михаил Москвин-Тарханов: `Весь центр города должен стать охраняемой территорией`
Как избавить центр столицы от уродующих исторические виды рекламных перетяжек и билбордов? На деле, а не на словах сохранить "ценные" и "особо ценные" здания? Установить строгие правила для арендаторов историко-архитектурных памятников?

Председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству МИХАИЛ МОСКВИН-Тарханов предлагает в самые сжатые сроки принять закон "О памятниках истории и культуры в Москве", который заменит ныне существующие, разрозненные и расплывчатые законодательные нормы, в которых слишком много противоречий и вкусовщины, но практически нет реальных механизмов защиты наследия. Подробнее о концепции нового закона он рассказал в интервью корреспонденту "Москвы" Максиму Суворову.

- Не поздно ли депутаты взялись за написание нового законопроекта?

- Да, откладывать дальше нельзя. Нас категорически не устраивает состояние охраны историко-культурного наследия. Иностранцы уже ткнули нам в нос по этому поводу. Не так давно был опубликован отчет Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) и международной организации SAVE Europe"s Heritage, озаглавленный "Московское архитектурное наследие: Точка невозврата". Очень хороший отчет, где высказались профессиональные иностранные специалисты, с некоторыми из них я даже встречался. Они пишут, что дела у нас обстоят скверно.

- Можно подумать, у них там нет проблем?

- Я им об этом тоже сразу сказал. В Нью-Йорке небоскребы втискивают между маленькими двухэтажными памятниками архитектуры. В Лондоне вообще творится что-то невероятное. "Дом-огурец" Фостера стоит рядом с Вестминстерским аббатством. Или посмотрим на Берлин: здание банка вплотную пристроено к Бранденбургским воротам. Рейхстаг и вовсе накрыт стеклянным куполом. Перечислять можно и дальше. Это безобразие творится во всех столицах. Почему? Потому что в столицах бушуют страсти. В столицу приезжают люди из провинции. Идет борьба, часто напрямую завязанная с бизнесом.

- Именно поэтому в крупных городах так агрессивно ведет себя и реклама.

- Да, но с этим пора кончать. Необходимо полностью освободить охранные зоны памятников и их территории от любых рекламных конструкций. Я предложил ввести классификацию фасадов зданий, подразделив их на группы: особо ценные, ценные и прочие. Все это будет прописано в нашем законе. На ценных и особо ценных домах реклама будет предельно ограничена и согласована с общим видом улицы и ее художественным обликом. Подобная классификация будет ограничивать также строительные и реставрационные работы. Мы обязательно пропишем, что уникальные фасады должны быть полностью сохранены и визуально доступны в своей изначальной архитектурной подлинности. Ничто не должно их скрывать от глаз, чтобы не получилось так, как получилось с Саввинским подворьем на Тверской улице. Замечательный памятник визуально подавили, сослав во двор. Памятник должен быть виден. Я убежден, что должны быть поставлены некие рамки и для нового строительства.

- Речь идет о высотном регламенте?

- В первую очередь именно о нем. Мы должны определить, что в центре можно строить дома не выше такого-то этажа. Должна появиться зона регулируемой застройки, не позволяющая рядом с памятником строить новые дома, высаживать или рубить кусты и деревья. Только так мы сможем сохранить памятник в подлинности. Пока у нас есть только концепция закона. И нам предстоит огромная работа над текстом этого важнейшего законопроекта. Надо попытаться определить, что мы охраняем в памятнике и рядом с ним. Понять, что мы можем там менять, а что нет. Посмотрите на Большую Дмитровку.

Там всего три памятника - университетская типография, библиотека по искусству и Дворянское собрание. Все остальные здания не памятники, и теоретически их можно заменить хайтековскими стекляшками. Но что в таком случае останется от улицы? Ничего. Поэтому мы вводим понятие "ценный дом". И хотя внутри этих зданий возможны перепланировки, их облик ни при каких обстоятельствах не должен меняться.

- В Москве 6300 памятников, и большая их часть находится именно в центре. Получается, что любое строительство там будет исключено?

- Да. С принятием закона центр должен стать одной большой исторически охраняемой территорией в пределах Садового кольца. Эта часть земляного города уже существовала в 1600 году, это город Бориса Годунова, это город, который мы должны обязательно сохранить. Тут вообще нельзя будет построить дом, который не впишется в облик улиц. А чем дальше от центра, тем, конечно, будет больше свободы для архитекторов и застройщиков. Но это не касается многочисленных усадеб, которые также будут тщательно охраняться.

- Когда новый законопроект вступит в силу?

- Сейчас мы работает над текстом документа. Выслушиваем предложения и замечания. При этом подчеркну, что нам важно мнение не только государственных и общественных организаций, но и простых граждан. Мы ждем их советов, рекомендаций. До 2009 года мы будем работать над законопроектом, по нескольку раз рассматривать его на комиссиях, дополнять и улучшать. Наша задача - сделать эталонный закон, которой позволит сохранить облик города и станет примером для западных коллег. В идеале у нас должно быть как в Нидерландах. Там власти одного из городков обнаружили дом на картине Яна Вермеера, который стоит до сих пор. Чтобы здание стало похоже на свой портрет XVII века, они попросили владельцев дома заменить на окнах пестрые занавески на голубые. Владельцы квартир с пониманием отнеслись к подобной просьбе и все вместе сначала отправились посмотреть картину, а потом выбирать не просто голубые шторы, а очень близкие к картинному оригиналу. И очень гордились, что их дом до сих пор остался точь-в-точь таким же, как нарисованный три века тому назад!

Выдержки из концепции проекта закона "О памятниках истории и культуры в Москве"

Пробелы в законодательстве

Действующим федеральным законодательством и законодательством Москвы не урегулировано множество проблемных вопросов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

- не определен предмет охраны объектов культурного наследия в зависимости от типа недвижимости (здания и строения, объекты садово-паркового искусства, территории и т.д.);

- не уточнена процедура утверждения территорий объектов культурного наследия, установления границ объекта культурного наследия и его территории как в качестве памятника истории и культуры, так и имущественного объекта;

- не определены режимы и регламенты деятельности в местах наложения и соприкасания границ территории памятника, организующих объединенную охранную зону высокой значимости;

- не установлены режимы использования отдельных частей зон охраны объектов культурного наследия - участков улично-дорожной сети, предназначенных для общего пользования (для автомобильного движения) в красных линиях;

- не определены зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта и принципы градостроительной деятельности;

- не защищены государственной охраной здания, в отношении которых поданы заявления для рассмотрения на предмет их включения в число выявленных объектов культурного наследия;

- не определена этапность порядка постановки под государственную охрану объектов культурного наследия;

- не урегулирован вопрос ответственности за состояние общего имущества (фасадов, крыш, чердаков, подвалов, лестничных площадок) объектов культурного наследия - жилых многоквартирных домов, а также объектов культурного наследия, собственниками (пользователями) которых являются несколько лиц;

- не определены режимы использования объектов культурного наследия промышленного назначения (памятников промышленной архитектуры);

- не определены режимы использования подземного пространства под объектами культурного наследия и их территориями;

- отсутствует нормативное регулирование приспособления парков, являющихся объектами культурного наследия (произведениями садово-паркового искусства) для современного использования;

- не урегулирован законодательно вопрос государственного контроля за музеями-усадьбами.

Значительная часть этих вопросов может быть урегулирована на уровне Москвы в порядке опережающего законодательного регулирования.

Нужны новые понятия и новый закон

Существует также необходимость во введении в законодательство города Москвы ряда новых понятий и терминов, в частности:

- "заповедная зона" - зона, где объединяются зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, где действуют градостроительные и архитектурные ограничения, общие требования к художественному оформлению;

- "исторический парк" - парковая зона с расположенными в ней памятниками, ансамблями, достопримечательными местами, где объединяются зоны охраняемого природного ландшафта;

- "музей-заповедник" - историческая территория, исторический парк, заповедная зона, объекты культурного наследия и иные объекты, образующие комплекс, целевым образом предназначенный для музейного использования;

- "ценные объекты городской среды" - строения или ансамбли, не являющиеся памятниками архитектуры, но создающие визуальный художественный образ городских пространств в культурном контексте исторического времени.

Наиболее эффективной и целесообразной представляется подготовка принципиально (в том числе и структурно) нового проекта закона города Москвы с рабочим названием "О памятниках истории и культуры в городе Москве". Ведь именно по количеству указанных объектов (6335 - в том числе 3516 зданий и строений, 332 сооружения, 336 монументов и 2121 территория, целиком относящаяся к памятникам истории и культуры) Москва, бесспорно, занимает первое место в Российской Федерации. И именно с этой точки зрения, а не с гражданско-правовой оценкой памятника как объекта имущества и должен, думается, подходить к проблеме городской законодатель.

Предполагаемые последствия реализации нового закона

Принятие закона "О памятниках истории и культуры в Москве" создаст новую систему государственной охраны недвижимого культурного наследия в Москве, соответствующую нормам международного права и действующему федеральному законодательству, создаст надлежащую правовую базу для обеспечения сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимого культурного наследия города. Кроме того, оно позволит не только повысить эффективность обеспечения и защиты прав жителей города Москвы в области культуры, но и все более активно включать недвижимое культурное наследие столицы в экономическую, социальную и культурную жизнь всей страны как один из мощных интегративных факторов обеспечения государственной самобытности и суверенитета России.

Также принятие закона даст возможность в полной мере реализовать полномочия органов власти города по достижению целей охраны объектов культурного наследия. Конституирование на базе данного закона четкой системы управления охраной и использованием объектов культурного наследия создаст необходимые условия для упорядочения деятельности различных видов пользователей указанных объектов.

Максим Суворов
Известия, 27 февраля 2008 г.

Док. 441739
Перв. публик.: 27.02.08
Последн. ред.: 28.04.08
Число обращений: 278

  • Москвин-Тарханов Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``