В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Борзова: Оплата труда медиков будет зависеть от результата Назад
Ольга Борзова: Оплата труда медиков будет зависеть от результата
25 апреля состоялось заседание расширенной Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об итогах работы Министерства в 2007 году и задачи на 2008 год".

Член Генерального совета Партии, председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова:

- Минувший год прошел под знаком серьезных изменений в работе Минздравсоцразвития России, обусловленных существовавшими и появившимися в последние годы проблемами, реализацией Национального проекта "Здоровье" и существенно возросшим вниманием к сфере здравоохранения и социальной защиты. Работа Комитета по охране здоровья самым тесным образом связана с деятельностью Минздравсоцразвития России.

Президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с членами Совета Федерации 15 января 2008 года поставил задачу перехода к качественно новой социальной политике - политике социального развития. На заседании Государственного Совета 8 февраля В.В.Путин подчеркнул: "Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей".

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 4 февраля 2008 года Дмитрий Медведев отметил: "необходимый объем медицинской помощи должен финансироваться в полном объеме. А лечить пациента обязаны по одним и тем же стандартам".

Исходя из задач, поставленных Президентом РФ и Правительством РФ, Комитет по охране здоровья строит свою работу по формированию законодательной базы здравоохранения. Прежде всего, это разработка Концепции развития здравоохранения до 2020 года совместно с Минздравсоцразвития России.

10 апреля Комитет по охране здоровья провел расширенное заседание совместно с членами Комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению и представителями Минздравсоцразвития России. В решении Комитета отмечены те позиции, которые должны найти отражение в Концепции. Это выбор модели здравоохранения (бюджетная, страховая, смешанная, государственно-частное партнерство); поэтапное увеличение государственного финансирования отрасли до 2020 года; законодательное обеспечение государственных гарантий оказания медицинской помощи; создание системы контроля качества медицинской помощи с определением механизмов общественного контроля при участии медицинских профессиональных ассоциаций; приоритет профилактической направленности здравоохранения и др.

При формировании программы правового обеспечения Концепции необходимо предусмотреть поэтапную разработку федеральных законов: "О здравоохранении в Российской Федерации", "О государственных гарантиях медицинской помощи", "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", "Об обязательном страховании профессиональной ответственности фармацевтических и медицинских работников", "Об изделиях медицинского назначения", "О правах пациентов", "О регулировании частной медицинской деятельности".

Для разработки законопроектов мы предложили создать рабочие группы из представителей Минздравсоцразвития России, депутатов Государственной Думы, членов Комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению, представителей науки, практического здравоохранения и медицинской общественности.

По нашему мнению, в настоящее время федеральное законодательство не в полной мере обеспечивает правовое регулирование здравоохранения. Создание современной законодательной базы развития здравоохранения должно быть направлено на решение следующих задач:

* конкретизацию и законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи;

* законодательное закрепление порядка выравнивания финансовых условий в субъектах Российской Федерации для реализации территориальных программ государственных гарантий оказания медицинской помощи;

* упорядочение правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;

* окончательное оформление правовой базы защиты прав пациента и страхования профессиональной ответственности медицинских работников;

* единое правовое регулирование всех существующих систем здравоохранения (частной, ведомственной, бюджетной и др.);

* законодательное закрепление вертикальной составляющей в системах здравоохранения и обязательного медицинского страхования;

* правовое регулирование рекламы и продажи лекарственных средств и медицинских изделий, а также изделий, наносящих ущерб здоровью граждан.

Поскольку в соответствии с Конституцией РФ вопросы охраны здоровья находятся в совместном ведении, важно чтобы федеральное законодательство охватывало все основные вопросы развития здравоохранения, а законодательство субъектов РФ не противоречило федеральному законодательству.

Давно назрела необходимость совершенствования законодательства о медицинском страховании и финансировании здравоохранения, которое должно, прежде всего, обеспечить финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования в полном объеме и выравнивание финансовых условий оказания медицинской помощи в субъектах РФ.

Необходимо поднять значение полиса медицинского страхования. Он должен стать документом, при наличии которого медицинские услуги должны предоставляться тем врачом и тем медицинским учреждением, которых выбрал человек. Надо включить в тариф ОМС финансирование профилактики и реабилитации.

Законопроект "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" по планам Минздравсоцразвития России и Государственной Думы должен быть разработан в этом году с учетом опыта национального проекта "Здоровье" и пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Особое значение в законодательной деятельности Комитета занимают вопросы бюджетной и налоговой политики в сфере здравоохранения. Предстоит целенаправленная работа по поэтапному увеличению доли финансирования здравоохранения в ВВП в законопроектах о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на трехлетний период 2009-2011 годы.

Национальный проект "Здоровье" должен быть трансформирован в государственные программы, направленные на снижение смертности от предотвратимых причин (сердечно-сосудистые заболевания, последствия дорожно-транспортных происшествий, производственный травматизм), на снижение младенческой и материнской смертности, на повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Для создания условий и стимулов по увеличению средств, инвестируемых гражданами и работодателями в улучшение здоровья, ключевой задачей является принятие законопроектов, совершенствующих налоговую систему. Необходимо исключить из налогооблагаемой базы расходы граждан и организаций на добровольное медицинское страхование.

Серьёзное внимание Комитет по охране здоровья уделяет проблемам обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан. По сравнению с периодом до 2005 года жизненно важные препараты для обеспечения отдельных категорий граждан стали более доступны.

Требуют незамедлительного решения на федеральном уровне следующие вопросы:

Необходимо увеличение субвенций субъектам РФ на финансирование обеспечения необходимыми лекарственными средствами вновь выявленных граждан, имеющих право на набор социальных услуг. Имеется в виду региональный сегмент программы.

Учитывая высокую среднюю стоимость рецепта (без учёта высокозатратных нозологий), превышающую финансовый норматив затрат на одного льготополучателя в месяц (423 рубля), необходимо рассмотреть вопрос увеличения данного норматива. Но для этого требуется весомое финансово-экономическое обоснование с анализом структуры заболеваемости отдельных категорий граждан, оставшихся в программе, который невозможно будет провести без адекватной и конструктивной работы регионов.

Есть и другие проблемы, связанные со сферой обращения лекарственных средств. Закон "О лекарственных средствах" нуждается в совершенствовании. Перечислю лишь некоторые моменты.

Необходимо разработать порядок клинических исследований лекарств, применяемых в педиатрии и у беременных женщин. Отсутствует законодательная норма, обеспечивающая право ввоза в Россию незарегистрированных лекарственных средств с целью обеспечения лечения по индивидуальным показаниям. Существующая система регистрации создает преимущества для препаратов зарубежных фирм.

Также до настоящего времени не решен вопрос ужесточения ответственности за производство и реализацию фальсифицированных лекарств. Мы считаем, что необходимо вносить соответствующие изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Решение на высшем государственном уровне о поддержке и развитии отечественной медицинской промышленности, в том числе и фармацевтической, подчеркивает необходимость закрепления соответствующих норм в законодательстве. В этой связи необходимо отметить, что до сих пор обращение изделий медицинского назначения и медицинской техники в Российской Федерации регулируется только подзаконными актами, а основополагающего закона нет.

Необходимо также решить целый комплекс нормотворческих задач по упорядочению массива действующих нормативных правовых актов.

В дальнейшем совершенствовании нуждаются правовые вопросы разграничения полномочий по оказанию медицинской помощи гражданам между муниципальным уровнем и уровнем субъекта РФ.

Сегодня в некоторых муниципальных учреждениях здравоохранения внедрены в практику лапароскопические и артроскопические виды помощи, сорбционные и фильтрационные методы дезинтоксикации в отделениях гравитационной хирургии, плазмоферез и другие.
Проблема законодательного урегулирования возможности оказания специализированной медицинской помощи муниципальными учреждениями здравоохранения до конца не решена. Поэтому депутаты Комитета разработали законопроект о внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в Федеральный закон No 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Сейчас он находится на рассмотрении Государственной Думы.

В январе 2008 г. среднемесячная начисленная заработная плата работников здравоохранения составила 11 200 рублей в месяц или 80 % к ее уровню в обрабатывающих производствах. Поэтому важнейшей задачей мы считаем обеспечение повышения оплаты труда медицинских работников.

Эту проблему должны решить новые отраслевые системы оплаты труда, увязанные с конечным результатом и качеством медицинских услуг. В связи с этим нам представляется важным всесторонне проанализировать опыт субъектов РФ по реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, который должен лечь в основу направлений развития здравоохранения в целом.


http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=130182

Док. 441519
Опублик.: 25.04.08
Число обращений: 249

  • Борзова Ольга Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``