В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью на радио Маяк Назад
Интервью на радио Маяк
Ведущий: Николай Сванидзе

Гость: Феофан - Епископ Ставропольский и Владикавказский

У нас в гостях человек, не нуждающийся в представлениях, это епископ Ставропольский и Владикавказский владыка Феофан.

- Сегодня у нас пойдет речь с нашим гостем главным образом о том, какая договоренность достигнута - и прежде всего с подачи Общественной палаты она достигнута, я должен об этом упомянуть, потому что мы с владыкой Феофаном помимо всего прочего еще и коллеги по Общественной палате, - какая договоренность достигнута в отношении преподавания в школе предметов, относящихся к нашей духовности? Вы знаете, дорогие друзья, что были схватки боевые на эту тему: история ли различных религий, или основы православной религии, или основы сразу нескольких религий? Были разные точки зрения, и к чему в результате пришли?

ФЕОФАН: Главное, что достигнуто. Много было споров жарких различных направлений, быть или не быть основам православной культуры, быть или не быть религиозному присутствию в школах. Но все ведь сводилось нередко, где-то, может быть, и искусственно людей уводили от истинной задачи, которую ставила наша Православная церковь, вообще представители религии. Нам все время говорили: да, вот вы вводите Закон Божий в школе, а у нас школа светская. Сразу хотел бы подчеркнуть: не идет речь о Законе Божьем. Культурологическое как раз понимание религиозных знаний. И договорились и свели к пониманию, что необходимо присутствие предметов, которые бы давали ученику знания о традиционных религиях. Для православных, где большинство православных, предмет может называться основы православной культуры. Для ислама - это основы традиционного ислама, для иудеев - это иудаизм, для буддистов - буддизм. А для тех, кто вообще не приемлет религиозного знания или не проявляет интереса ни ученик, ни родители, предоставлено будет право выбирать предмет светского характера: или этика, или этика философского направления. Нравственность с светской точки зрения. Но обязательно, чтобы ребенок также был занят. Еще раз повторяю, очень важно - достигнута вариативность. Много спорили, и министр образования Фурсенко обратился в Общественную палату с просьбой высказать свое мнение. И здесь проявился коллективный разум, как бы не заангажированный. Если, с одной стороны, Министерство образования стояло на одном, представители религиозных объединений на своем стояли, то Общественная палата как бы с нейтральной точки зрения, оценив ситуации в жизни нашего общества, дала свои рекомендации Министерству образования. И, повторяю, самое главное, что предмет должен быть не факультативно, а именно в сетке часов, что очень важно. Пока еще даны рекомендации. Это все-таки будет предмет, который будет давать понятия об основах традиционных религий. Вы только сказали, что, может быть, были предложения о мировых религиях. Конечно же, это хорошо. Но как говорить ученику 1-го класса о мировых религиях? Я 30 лет в области религии, и то я не могу разобраться. Но надо же знать свою культуру, свою религию, религию своего соседа, с кем мы живем бок о бок. Это очень важно. Еще раз повторяя, название предмета, мы говорим, для православия - это основы православной культуры, для ислама это, возможно, будут основы традиционного ислама. Это уж их дело по согласованию с Министерством образования. Важно, что это будет не факультатив, когда остается ученик уже после школьных занятий, а это уже в сетке часов. Вопрос другого характера: это будет в федеральном ли компоненте или же в региональном? Здесь уже согласовывать надо с Министерством образования. И очень важно, что сейчас даны рекомендации Министерству образования включиться в процесс подготовки совместно с религиозными объединениями, основными конфессиями для подготовки и методических разработок, и учебников, и посмотреть компонент, где, сколько, какие часы, чтобы это было совместное, чтобы не было у нас так, что каждый только свое, а по согласованию.

- Количество часов не определено?

ФЕОФАН: Это уже в рабочем порядке будет определяться.

- Владыко, скажем, христианская, православная культура многообразна. Это институт брака, это этика отношений между людьми, этика поведения человека в обществе, но это и библейские тексты. Что здесь будет преподаваться детям?

ФЕОФАН: Во-первых, это будет с разных сторон. С одной стороны, основы в целом религии и история происхождения религии православия. Естественно, история укоренена в библейские тексты. Это и, как вы сказали, этическая сторона поведения православного человека: институт брака, взаимоотношения с родителями. Я хотел бы напомнить одну вещь. Мы идем по кладбищам и смотрим, как кладбище молодеет. Становится жутко. 30, 40, 50 лет. Если мы раньше видели 80 и больше, сейчас эта планка снижается. А есть простая заповедь, которую люди забыли. Я хотел бы, чтобы сейчас радиослушатели услышали: чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле. Так разве плохо, когда будет знать ребенок эту заповедь еще с первых шагов, будучи в школе, у него в памяти отложится? Почитать отца и мать - это не просто из-за страха, так тебе еще и благо от этого будет, Господь будет посылать благословение свое, и жизненный успех, и в учебе, и в дальнейшем, в жизненной ситуации. Но, мало этого, и долголетен будет на земле еще вдобавок. Так разве плохо? Какой фундамент закладывается сразу в душу ребенка! С одной стороны, почитать надо родителей. Это наша этическая, нравственная норма, норма общежития, у нас не будет брошенных стариков. С другой стороны, мы сами получаем благословение Божье и благословение долголетия. В какой-то степени мы снимаем ту социальную беду, которая сейчас у нас существует. Мы нередко видим стариков брошенных, потому что нередко люди далеки, у нас все время заботы. И мы забываем, что сам Господь заповедовал заботиться о наших родителях.

- Вообще можно говорить о 10 заповедях, владыко.

ФЕОФАН: Не то что можно, это и будет говориться детям.



Радио "Маяк", 30/11/06

Док. 441430
Перв. публик.: 30.11.06
Последн. ред.: 25.04.08
Число обращений: 348

  • Феофан (Ашурков Иван Андреевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``