В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Одной головой больше Назад
Анатолий Вилков: Одной головой больше
Полотно Ивана Крамского вернулось в Русский музей
Вчера в Министерстве культуры и массовых коммуникаций заместитель руководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков передал полотно Ивана Крамского "Голова крестьянина" директору Русского музея Владимиру Гусеву. Возвращение картины стало поводом поговорить о деятельности федеральной службы Росохранкультура и даже о судьбе балдинской коллекции. На церемонии присутствовала МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ.
"В Третьяковской галерее находится 54 работы Крамского, в Русском музее до сих пор была 51, а теперь у нас - 52",- сказал директор Русского музея Владимир Гусев, принимая картину из министерских рук. Она отсутствовала в музейных фондах 65 лет. В 1941 году Русский музей отправил на юг передвижную выставку "Основные этапы развития русской живописи", в состав которой вошли 183 произведения. Большую часть этой экспозиции немцы вывезли из Алупки в чешскую Моравию, находившуюся в то время под немецким протекторатом.
Картину Крамского купила у частного лица в начале 50-х Моравская картинная галерея из города Брно. Интересно, что в 1988 году "Голова крестьянина" побывала на выставке Моравской галереи в Третьяковке, но никто не мог предположить, что это полотно из Русского музея. В 2000 году картина вошла в изданный в России каталог утраченных во время второй мировой культурных ценностей. Для возвращения этой ранней работы Ивана Крамского (написана в 1868-1869 годах) последние несколько лет работала совместная двусторонняя экспертная комиссия. Доказать, что картина действительно принадлежала Русскому музею, помог путеводитель по выставке "Основные этапы развития русской живописи", найденный в Алупке.
"Голова крестьянина" Ивана Крамского - та самая картина, которую президент Путин получил в торжественной обстановке от президента Чехии Вацлава Клауса во время своего недавнего визита в эту страну. Тогда, помнится, господин Путин поразился, что возвращают нам, а не мы возвращаем. Очевидно, теперь Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) решила показать, что президент, конечно, прав, но не совсем, потому что они давно и планомерно ведут работу по возвращению утраченного культурного наследия. За последние пять лет они вернули 5,5 тыс. предметов, в число которых вошла и "Голова", переданная чешским президентом.
Вместе с картиной Крамского были переданы еще два предмета - "Ода на 12-летие восшествия на престол Александра I", изданная малым тиражом в 1813 году, и письмо императрицы Марии Федоровны, жены Павла I. Эти ценности вернутся в музей-заповедник "Павловск" по инициативе потомка того военного, который, судя по всему, и вывез их из музея. Министр Соколов объяснил собравшимся, что в Германии "был кинут клич, чтобы простые граждане Германии помогли вернуть трофеи второй мировой". Тут же Анатолий Вилков с удовлетворением отметил: "Германия вообще говорит: все, что обнаружим, все будет возвращено". На естественный после таких реплик вопрос "А что же мы отдаем в таком случае?" господин Вилков ответил жестко: "Мы никому ничего не должны - этот вопрос урегулирован еще в 1945-м". Но все-таки напомнил, что в Германию были возвращены витражи Мариенкирхе,а в Венгрию - Шарошпатакская библиотека. А сейчас Росохранкультура работает над претензией Австрии - австрийцы просят вернуть архивы и пергаменты, находящиеся в Эрмитаже.
Анатолий Вилков объяснил, что все эти возвращения свидетельствуют о том, что реституция перестала быть "митинго-политической акцией, а стала системой". Он настаивал на том, что возвращение чужих культурных ценностей Россией - такой же налаженный механизм, как и возвращение утраченных российских ценностей. Логично предположить, что в таком случае и знаменитая балдинская коллекция должна вскоре полностью вернуться в Германию. Но чиновник Росохранкультуры от этого вопроса открестился, заметив, что это решается на другом уровне. Ответ держал министр Соколов. "В скором времени в Томске состоится очередная встреча руководителей министерств, - сказал Александр Соколов, - и новый министр культуры Германии, разумеется, будет обсуждать и этот вопрос". Обнаружилось, что система, о которой говорил Анатолий Вилков, выстроена настолько мудро, что позволяет возвращать утраченные ценности в порядке будничного делопроизводства, а вывезенные ценности отдавать только на высшем уровне.

Что такое балдинская коллекция
Собрание, состоящее из 2 картин и 362 рисунков (в том числе работ Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Мане, Дега, Ван Гога) из музея Кунстхалле в Бремене тайно вывезено в СССР капитаном Виктором Балдиным в 1945 году. В 1947 году передано в Музей архитектуры, где работал господин Балдин. С 1970-х годов, став директором музея, он неоднократно обращался к руководству СССР и России с предложением вернуть коллекцию ФРГ. Однако все предложения отвергались, и в 1990 году господин Балдин решил предать историю огласке в СМИ.
В 1991 году 101 рисунок из Кунстхалле анонимно передан в посольство ФРГ неким бывшим советским офицером (предположительном самим Балдиным). После этого по инициативе министра культуры Николая Губенко коллекция была изъята из Музея архитектуры и передана Минкульту, который разместил ее в Эрмитаже. В 1993 году балдинскую коллекцию показали на выставке, напечатали каталог и открыли для немецких специалистов. После этого вопрос о возвращении считался практически решенным, и в 1994 году госкомиссия по реституции культурных ценностей решила ее возвращение "считать возможным". Однако Госдума объявила мораторий на вывоз до принятия закона о реституции. В июле 1996 года закон был принят, и, согласно ему, коллекция стала считаться незаконно вывезенной из Германии. Это же 20 июля 1999 года подтвердил Конституционный суд, постановивший, что вопрос должен быть урегулирован законом "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
В феврале 2003 года в рамках открытия года России в Германии глава Минкульта Михаил Швыдкой сообщил, что собирается передать рисунки до 29 марта. Против этого вновь выступил глава комитета Госдумы по культуре Николай Губенко, инициировавший запрос в Генпрокуратуру. В марте 2003 года президент Владимир Путин взял дело под личный контроль. 17 марта господин Швыдкой получил представление из прокуратуры о незаконности передачи коллекции, а 25 марта - официальное предупреждение. 27 марта президент Путин встретился с министром, и процесс передачи был приостановлен.
Осенью 2004 года вопрос о возвращении коллекции был поднят на межведомственной встрече на высшем уровне в Гамбурге, тогда же была создана рабочая группа по этой проблеме. В феврале 2005 года Михаил Швыдкой, ставший главой Федерального агентства по культуре и кинематографии, вновь заявил о необходимости вернуть коллекцию в Бремен, но против этого выступил министр культуры Александр Соколов. "Позиция России очевидна: речь о передаче балдинской коллекции немецкой стороне сегодня не идет",- заявил он тогда.

Коммерсант
12.04. 2006 г.

Док. 441057
Перв. публик.: 12.04.06
Последн. ред.: 24.04.08
Число обращений: 440

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``