В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Серебро принца Ангальтского `под сурдинку` Назад
Анатолий Вилков: Серебро принца Ангальтского `под сурдинку`
Музеи хотят "избавить" от трофейных ценностей
В этом году российские чиновники надеются поставить точку в вопросе о судьбе культурных ценностей, оказавшихся после войны на территории России. Такое сенсационное заявление сделал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Анатолий Вилков.
Борьба вокруг перемещенных ценностей не затихает все последние 60 лет. До сих пор не закончились споры вокруг "Балдинской коллекции", золота Шлимана, "коллекции Кенигса" и многих других сокровищ. Не помогают и многочисленные международные переговоры и соглашения, которые давно уже ведутся с Германией и другими странами. Конечно, проблема не простая. Но главное, с какой стороны на нее посмотреть: с позиции чиновников, потворствующих иноземной стороне в ее претензиях, или с позиции нашего государства, которое на законном основании обязано защищать свои интересы.
История поисков и находок
На территории нашей страны от рук немецких оккупантов пострадало 173 музея, из них более 100 вообще были стерты с лица земли. Провинциальные музеи, считавшиеся краеведческими, имели в своих фондах редчайшие иконы, картины мастеров западноевропейской и русской живописи, археологические экспонаты, включая знаменитое скифское золото, нумизматические коллекции, предметы декоративно-прикладного искусства... Все это безвозвратно утрачено.
Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, которая была создана у нас в 1992 году, решила, что приоритетным направлением ее деятельности будет работа над полным каталогом утерянных в минувшей войне российских культурных ценностей. Правда, тогда никто не предполагал, насколько это сложно. Специалисты собрали множество документов, изучили фонды материалов Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков. Однако по ним трудно определить, что вывезено, а что подверглось бомбардировкам и пожарам. Отсутствие данных о потерях объяснялось еще и тем, что гитлеровцы, разоряя наши музеи и дворцы, уничтожали или вывозили инвентарные книги и каталоги. Они не жалели ни средств, ни рабочей силы, ни транспорта, чтобы без потерь вывезти конфискованные ценности в рейх, прятали их в шахтах, в собственных имениях, в спецхранилищах.
В ходе поисков на оккупированной советскими войсками территории Германии была обнаружена лишь часть награбленных ценностей (200 тысяч произведений искусства), другие (300 тысяч) вернулись из американской зоны оккупации. После этого СССР прекратил заниматься поисками утраченного...
"Трофеи" исчезали из спецхрана
А сколько же всего было ввезено в Россию? Долгое время об этом мало кто знал. "Трофейное" искусство находилось в спецхране. И когда наступила перестройка, неожиданно выяснилось, что в середине 50-х годов Хрущев безвозмездно вернул некоторым соцстранам 1 миллион 850 тысяч единиц хранения художественных ценностей, около 3 миллионов архивных материалов, около 30 тысяч единиц книжных фондов. Тогда же отправилась в Дрезден и "Сикстинская Мадонна".
Более того, в течение 1955 - 1960 годов в ходе этого беспрецедентного по масштабу "дружеского жеста" Хрущева и других советских руководителей предпринимались шаги по списанию утраченных в период войны экспонатов. К сожалению, работники ряда музеев до сих пор не знают до конца объема своих военных утрат. Поскольку архивные документы были засекречены, не систематизированы, "рассованы" по различным архивным фондам министерств и ведомств, понадобились новые обследования архивохранилищ. А без полного реестра потерь не может быть и речи о поиске и возвращении потерянного Россией в годы войны. Да и цивилизованный диалог с другими странами без этого невозможен.
Сейчас все-таки издаются книги наших потерь. Планируется 30 таких томов, вышло в свет пока только 11. Из последних - утраты Гатчинского дворца, Петергофа, Смоленского музея-заповедника...
Закон - что дышло
Сегодня главным камнем преткновения в международных дискуссиях остается вопрос не о возвращении в Россию утраченных сокровищ, а о том, законно ли СССР вывез культурные ценности Германии и ее союзников?
Как известно, перемещение культурных ценностей в СССР после Второй мировой войны с территории Германии производилось в порядке компенсаторной реституции, то есть в целях возмещения ущерба, нанесенного СССР. Это положение было закреплено в ряде международных актов и отмечено в Уставе ООН. Однако германская сторона, ссылаясь на договоры, заключенные между двумя странами (международное соглашение между СССР и ФРГ в 1990 году, а затем между РФ и Германией в 1992 году), настаивала на том, что некоторые ценности не попадают под определение компенсаторной реституции.
- Группа депутатов Госдумы во главе с Николаем Губенко совершенно справедливо поставила вопрос о придании правового статуса тем перемещенным культурным ценностям, которые были вывезены с территории Германии, - сказал Анатолий Иванович Вилков. - Не как трофеи, а как компенсаторная реституция за потери, который понес Советский Союз в результате Второй мировой войны. Федеральный закон был принят в 1997 году, а вошел в силу лишь в 2000 году, после принятия дополнительного законопроекта о внесении изменений. Теперь, наконец, существует четкий правовой статус перемещенных культурных ценностей, которые были вывезены Советским Союзом с территории Германии и находятся в государственном хранении.
Закон провел четкую грань между понятиями "компенсаторная реституция" и "военные трофеи". Сейчас в России в качестве объектов компенсаторной реституции хранятся 250 тысяч художественные ценностей, более 270 тысяч архивных дел и более миллиона книг. Эти ценности признаются достоянием России. Другие нет: вывоз их с территории Германии осуществлялся без соответствующего разрешения военного командования, следовательно, незаконен.
Нидерланды претендуют на Кенигса
Сейчас во всех музеях, библиотеках и архивах России полным ходом идет "инвентаризация". В Интернете на специальном сайте Министерства культуры публикуются списки трофейных ценностей. Когда они окончательно сформируются, иностранцы смогут подавать заявки в течение 18 месяцев. По истечении этого срока все слабо задокументированные трофейные ценности будут обращены в федеральную собственность и перераспределены по учреждениям культуры России.
Но пока суд да дело, на ценности претендуют Нидерланды, Венгрия, Польша, Австрия, США, Великобритания, Греция. Так, Венгрия требует уникальную библиотеку реформаторского колледжа и коллекцию книг графа Эстергази, выявленную недавно в Москве в Библиотеке иностранной литературы. Рассматриваются претензии братьев Голдшмидт из Америки на картину Гойи, которая хранится в ГМИИ имени Пушкина. Нидерланды предъявляют претензии к художественной коллекции Кенигса, экспонаты которой Гитлер покупал в этой стране для своего музея в Линце, куда должны были быть собраны шедевры Европы. 20 лет Кенигс собирал свою знаменитую коллекцию. Но потом в кризисные времена был вынужден продать ее банку в Голландии. В 1941 году новый владелец коллекции продал немцам 529 рисунков. Они хранились в Дрездене. В 1945 году их передали советским военным властям. Несколько работ попали в частные руки - немцев, американцев, советских солдат... В ГМИИ имени Пушкина после войны "приехало" 307 рисунков и 2 гравюры. Они были представлены зрителям в 1995 году в открытой экспозиции.
Рисунки из Бремена - на весах правосудия
Анатолий Иванович Вилков не без гордости повторяет, что уникальность нынешней ситуации в том, что перемещение культурных ценностей впервые за долгие годы будет осуществляться открыто, в полном соответствии с российским законодательством и нормами международного права. Наверное, поэтому спокойно заявляет, что Балдинская коллекция попала к нам незаконно. Капитан Балдин вывез ее в качестве личного трофея без соответствующего разрешения военного командования. Значит, собрание не может рассматриваться в качестве компенсарной реституции и не может быть переведено в федеральную собственность. Правда, проявив инициативу вопреки воле командования, Балдин спас уникальное рисунки Дюрера, Рембрандта, Гойи, Тициана и других, стоимостью от 23 миллионов до полутора миллиардов долларов. И никогда не пытался извлечь собственную выгоду из коллекции, которую с риском для жизни вывез из Бремена. Он передал шедевры в дар Музею архитектуры, а потом до конца своих дней боролся за право показать их широкой публике. Теперь же Балдина, советского офицера, известного реставратора и почетного гражданина города Бремена упрекают в том, что он ослушался командира. Более того, Анатолий Вилков официально заявил, что Балдинская коллекция не попадает под защиту закона и ее нужно вернуть Германии. В России останется только 20 произведений в качестве компенсации за подвиг Балдина. Окончательное решение по этому вопросу должно быть принято во второй половине 2005 года на Межведомственном совете по вопросам перемещенных ценностей. Но, похоже, что оно уже принято отдельными лицами. А ведь Балдинская коллекция, переданная государственному музею и с тех пор официально признанная частью тех компенсаций за потери, которые понес Советский Союз во Второй мировой войне, не должна быть выдана Германии.
Генпрокуратура отказала немцам
Не менее сложная ситуация и с коллекцией серебра принца Ангальского, которую Вилков сравнил по ценности с шапкой Мономаха. История такова. В Германии жил один уникальный принц из рода Ангальтских, давших российской империи Екатерину II. Во время войны он работал на заводе, где трудились русские военнопленные, и снабжал их лекарствами. За это фашисты посадили его в Дахау, где он сидел до прихода Красной Армии. На следующий день его взяли органы НКВД - и опять посадили в Дахау. Там принц умер в 1948 году. У его семьи было фамильное серебро: чашки, молочники, тарелки XVI века - все это в начале войны поместили в один из банков. В начале 90-х годов наша Генеральная прокуратура реабилитировала принца как жертву политических репрессий. А вскоре в Эрмитаже были обнаружены 18 предметов из фамильной коллекции. Теперь наше государство должно решить, отдавать ли серебро его потомкам или нет. Примечательно, что Генпрокуратура РФ отказала наследникам из Германии в возвращении этих вещей, однако Минкульт взялся им помочь, и скоро в российское Правительство будет направлено соответствующее ходатайство. И пойдет серебро принца "под сурдинку".
Тайны сокровищ Трои узнают все
Согласно закону о перемещенных ценностях Россия может вернуть Германии произведения искусства в порядке взаимовыгодного обмена. Даже не верится, что в России хоть что-нибудь останется. Например, золото Шлимана, которому, по мнению Вилкова, Германии не удастся найти полноценной замены.
...Генрих Шлиман нашел сокровища в конце XIX века, при этом разрушив остатки гомеровской Трои. Клад стал предметом спора между Россией и Германией. Как он попал к нам?
Золото Трои Шлиман предлагал многим крупным музеям мира, в том числе и Эрмитажу. Александр II отказался от сделки из-за подмоченной репутации дарителя. И Шлиман передал клад в дар Берлину, став почетным гражданином города и почетным членом Берлинского общества этнологии и древней истории. Сбылась честолюбивая мечта археолога о признании его научных заслуг. Сокровища поместили в Берлинский музей. Но в 1941 году золото вместе с другими ценностями рейха были свезены в бункер противозенитной батареи на территории зоопарка. Там его обнаружили в 1945 году советские солдаты. Часть коллекции (260 инвентарных номеров) - наиболее ценные экспонаты из золота, серебра, горного хрусталя и камня (среди них знаменитый "убор Елены) были помещены на хранение в ГМИИ имени Пушкина, а 414 памятников из бронзы и керамики переданы в Государственный Эрмитаж.
Сокровища разделили участь трофейных ценностей, попавших в СССР, - хранились втайне. И более полувека их искали так, как сейчас ищут Янтарную комнату. После того, как будет завершена инвентаризация, пройдут сроки предъявления претензий по другим предметам, этот клад будет обращен в федеральную собственность. С того момента золото Шлимана сможет спокойно выставляться.
Очень хочется надеяться на то, что Минкульт не будет принимать решения в обход других государственных структур. Что касается "трофейных ценностей", думаю, музейщики не будут молча смотреть на то, как они исчезают из России. И народ их в этом, безусловно, поддержит.

Нинель ЩЕРБИНА
24.04.2008 г.

Док. 441056
Опублик.: 24.04.08
Число обращений: 417

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``