В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Чтобы рынок искусства в стране ожил, нужны реформы Назад
Анатолий Вилков: Чтобы рынок искусства в стране ожил, нужны реформы
Почему сегодня в нашей стране мало меценатов? Почему в музеях редки произведения современных западных художников? Как развивается антикварная деятельность у нас и за рубежом? К этим проблемам, как ни странно на первый взгляд, имеет прямое отношение рассматриваемый в Госдуме проект закона "О лицензировании производственной деятельности". Ситуацию комментирует руководитель департамента по сохранению культурых ценностей Министерства культуры России Анатолий ВИЛКОВ:
- Сегодня для политики государства становится очень важным сохранить культурное наследие России и развивать рынок произведений искусства.
В нашей стране более 90 процентов подлинных российских культурных ценностей сосредоточено в государственных музейных фондах, но и в частных коллекциях встречаются шедевры. Правда, статус частного коллекционера не получил прописки в законодательстве. В принципе поддерживая частные собрания произведений искусства и самих коллекционеров, государство не может забывать о строгой системе организации торговли антиквариатом, основанной на лицензировании. Оно имеет особый характер - развивает цивилизованный антикварный рынок в России, который пока находится в зачаточном состоянии из-за ограниченности "культурно-исторических ресурсов". Лицензируя предпринимательскую антикварную деятельность, государство фактически делегирует частной структуре функции государственного учета культурных ценностей, организацию их экспертизы (что невозможно осуществить без участия специалистов государственных учреждений), обеспечение их сохранности, контроль за правомерностью передачи прав собственности, включая соответствующую проверку, разъяснение покупателю правил вывоза культурных ценностей. Также делегируется возможность приоритетного комплектования музейных, архивных и библиотечных фондов, принадлежащих государству.
Наличие лицензии Министерства культуры на право реализации предметов антиквариата рассматривается антикварами как необходимый "престижный" атрибут этого бизнеса, свидетельствующий о его профессиональной состоятельности и этической зрелости. Отмена данного вида лицензирования может подорвать доверие к государственной политике в сфере сохранения культурного наследия. И этому есть объяснение в нашей недавней истории, когда десятилетний период безлицензионного антикварного бизнеса привел к катастрофической динамике незаконного вывоза антиквариата за рубеж, росту краж произведений искусства и ценностей в церквях, музеях, архивах и частных коллекциях. В те годы, по некоторым оценкам, оборот нелегального рынка антиквариата в России достиг $ 300 млн.
Отмена лицензирования антикварной деятельности, схема которого выстроена совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации, может демонтировать систему сохранения объектов движимого культурного наследия народов России, что повлечет за собой самые непредсказуемые последствия, в том числе связанные с обеспечением сохранности музейного, библиотечного и архивного фондов нашей страны.
В реформировании нуждается не организация внутренней антикварной торговли, а законодательство о вывозе и ввозе культурных ценностей, которое существенно устарело. Действующий закон противоречив и очень сложен в применении. Практически он препятствует полноценному развитию международных антикварных связей, отражает отжившие "позднесоветские" представления о методах сохранения культурного наследия.
Одним из печальных результатов применения Закона о вывозе и ввозе стало разрешение на вывоз произведений современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, создаваемых российскими художниками, хотя все понимают, что такой подход в корне извращает существо государственной культурной политики и противоречит международной практике.
Министерство культуры уже приняло принципиальное решение об "освобождении" экспортного потенциала нашего искусства из-под своего контроля, но готовы ли специалисты таможни выпускать за рубеж современные картины, рисунки, скульптуры без соответствующих разрешительных документов (свидетельств на право вывоза культурных ценностей)? При сохранении антикварного лицензирования в проекте нового закона можно было бы предусмотреть такую функцию антикварных предприятий, как удостоверение современных произведений искусства для целей их ввоза без специальных разрешений.
К сожалению, по контрабандным каналам продолжают уходить за границу значительные вещи. Поэтому розыск и возвращение культурных ценностей, похищенных и незаконно вывезенных за границу, являются одним из приоритетных направлений в деятельности департамента, о чем не раз писала "Российская газета".
Усилия Министерства культуры и других организаций по возвращению культурных ценностей дают ощутимые результаты. Но можно добиться гораздо большего при снятии заградительных барьеров, которые стоят на пути ввоза в нашу страну произведений искусства. Для этого нужно помочь частным коллекционерам насытить антикварный рынок и вернуть в дома россиян ощущение полноценной высокохудожественной среды.
По предложению Министерства культуры в свое время уже была отменена 100-процентная таможенная пошлина за ввоз в СССР предметов искусства, но в суверенной России эта пошлина возникла вновь в виде совокупного таможенного платежа в размере 30 процентов. Для участников ВЭД сейчас действует требование об уплате 20-процентного НДС, и все физические лица должны платить указанный таможенный платеж. Выходит, что для граждан, которые инициативно привозят в Россию произведения искусства, в том числе российского происхождения, действуют те же правила перемещения товаров, которые применяются к "челнокам". Нет в России особого льготного режима для ввоза культурных ценностей. 30 процентов от стоимости ввозимых произведений искусства вынуждены платить и коллекционеры, которые ввозят их исключительно для себя, и дилеры, ввозящие их для продажи, (которая вообще становится проблематичной).
Наша позиция, которую разделяет Государственный таможенный комитет, состоит в том, чтобы отменить единый таможенный платеж на ввоз культурных ценностей физическими лицами. Только так мы обеспечим нашим гражданам возможность приобретать на Западе и возвращать в Россию тот художественный материал, без которого невозможно восстановление искусственно или даже насильственно прерванных традиций отечественного собирательства. Это решение было бы важно закрепить в новом Таможенном кодексе, поскольку оно направлено на реализацию конституционного права на доступ к культурным ценностям.
Катастрофически мало произведений искусства мы можем сейчас закупать за рубежом. За последние пять лет было куплено для музеев страны и ввезено лишь около 400 произведений. Музеи, закупающие культурные ценности на международном рынке за счет собственных средств, также не освобождены от уплаты НДС при ввозе этих приобретений в Россию. Поразительно, что от уплаты НДС освобождаются только те вещи, которые зарубежные дарители передают в дар государственным музейным хранилищам, являющимся особо ценными объектами культурного наследия народов России. Таким образом, из более чем 2,5 тысячи государственных музеев этой льготой наделены сегодня только 32 музея, имеющих особый статус.
Пока не поздно, надо исправить эту ошибку, которая возводит новый "железный занавес" на пути международного культурного обмена.

Российская газета
11.07.2001 г.


Док. 441054
Перв. публик.: 11.07.01
Последн. ред.: 24.04.08
Число обращений: 394

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``