В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Муртаза Рахимов: Предпринимательство - основа для формирования среднего класса России Назад
Муртаза Рахимов: Предпринимательство - основа для формирования среднего класса России
23 апреля в Уфе состоялся Третий открытый Форум республики Башкортостан "Предпринимательство как основа формирования среднего класса России". Его организаторы администрация президента республики Башкортостан, министерство внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства, министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики республики, ГУ "Центр стратегических разработок при Президенте РБ", Ассоциация организаций предпринимательства региона, Торгово-промышленная палата Башкортостана.

Президент Республики Башкортостан, член Высшего совета партии "Единая Россия" Муртаза Рахимов:

Тема форума сегодня особенно актуальна. Он рассматривает вопросы, имеющие огромную важность для страны и ее регионов. Проблеме формирования среднего класса уделяется большое внимание на самом высоком государственном уровне. Президент Российской Федерации Владимир Путин справедливо отметил, что средний класс - это "слой, потенциально готовый нести на своих плечах саму устойчивость экономики".

Безусловно, наличие среднего класса определяет общественную, политическую и экономическую стабильность государства. Добившись определенного статуса и уровня жизни, представители среднего класса заинтересованы в сохранении сложившегося положения, дальнейшем улучшении своего благосостояния.

Средние слои производят огромную часть доходов общества. Одновременно они и крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики. Важно и то, что средний класс выступает как хранитель традиций и культурных ценностей общества.

В целом, это образованные, инициативные и творческие кадры. Они уверены в своих силах, рассчитывают, главным образом, на себя и несут ответственность за свое дело. Это определяет и их социальную активность.

Как подчеркивает избранный Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев: "Политика государства должна быть направлена на устойчивые темпы роста доли граждан, которых можно отнести к среднему классу. Добиться этого мы сможем только через активизацию предпринимательства, создание ему соответствующих условий".

Малое предпринимательство - один из важных факторов дальнейшего поступательного развития и для нашей республики. У нас реализуется твердый курс на государственную поддержку бизнеса. Сохраняется позитивная динамика развития предпринимательства, растет его доля в валовом региональном продукте.

В Башкортостане около 114 тыс. субъектов малого предпринимательства. Их доля в годовом производстве товаров и услуг пока не очень большая - 12,6 процента всего республиканского объема. Однако по численности занятых в малых предприятиях Башкортостан уже вышел на первое место среди субъектов Приволжского округа.

Безусловно, малый бизнес обладает большим потенциалом. Здесь сосредоточены не только мощная производственная база, но и активные, современно мыслящие специалисты. Из года в год расширяется участие малых предприятий в самых различных отраслях экономики и социальной сферы.

Но для развития малого и среднего бизнеса пока много всякого рода препятствий, особенно в начальный период. В последнее время при участии руководителей предпринимательских организаций активно ведутся разговоры о необходимости введения преимущественно уведомительного порядка учреждения хозяйствующего субъекта. Разрешительных документов пока избыточно много. Назрели конкретные меры по сокращению сроков регистрации юридических лиц. Нужно рассмотреть возможность регистрации их через сеть интернет. Был бы удобен и единый регистрационный номер. Следует продолжить работу по ограничению лицензирования и переходу к так называемой "добровольной сертификации".

Перечень лицензируемых видов деятельности сократился уже более чем в десять раз, но их число все еще остается значительным. Так, сегодня подлежат сертификации 1400 видов продукции. В этом процессе задействовано 16 органов власти. В сертификации 400 видов продукции дополнительно участвуют различные лаборатории.

Разумеется, полностью отказаться от такого контроля пока нельзя. В целом он оправдан интересами потребителей. Ведь не секрет, что порой и сам бизнес не отличается большой добросовестностью. Так, за прошлый год из торговли, где сосредоточено 40 процентов малых предприятий, в ходе проверок изъято почти 30 тыс. единиц некачественных промышленных товаров и 11,4 тыс. литров алкогольных напитков.

Отдельные предприниматели в целях обогащения и в ущерб интересам граждан и государства создают так называемые "финансовые пирамиды". Пользуясь доверчивостью людей и обещая высокие проценты, под видом кредитных потребительских кооперативов подобные незаконные структуры активно привлекают средства населения. Они сознательно вводят людей в заблуждение, называя собираемые деньги "вкладами".

Следует четко отделить добросовестные организации от подобных лжепредпринимателей. Правоохранительные и контрольные органы обязаны обеспечить неослабный государственный контроль и надзор, незамедлительно реагировать на такие случаи незаконной деятельности. И считаю, что наряду с правоохранительными органами, само сообщество предпринимателей также должно бороться с подобными явлениями, дискредитирующими в целом имидж бизнесмена.

Все это, конечно, не значит, что надо увеличивать количество проверок. Их сегодня - более чем достаточно. И излишние проверки уже становятся серьезным препятствием ведению бизнеса. Согласно результатам мониторинга, проведенного только Минэкономразвития России, в 2006 год в стране проверено более 20 млн. предпринимателей! И это - без учета проверок налоговых учреждений и правоохранительных органов!

В этой связи на федеральном уровне вносятся предложения о создании постоянно действующего механизма общественного мониторинга за деятельностью самих контрольных органов. А у нас в республике утвержден порядок организации и регистрации проводимых проверок. Уже третий год функционирует "горячая линия", по которой предприниматели могут информировать органы власти о ненужных контрольных проверках.

Много проблем возникает у бизнеса при получении разрешений на строительство. Только согласующих органов и организаций свыше 30! Поэтому весь процесс затягивается на полтора-два года. При этом отдельные федеральные надзорные органы требуют дополнительной платной экспертизы. В свою очередь, подразделения органов местной власти устанавливают тарифы на свои услуги.

Вот почему исключительно важно создать единый механизм для всех согласительных процедур, сократить количество согласующих инстанций.

На заседании Президиума Государственного Совета России в Тобольске, посвященном первоочередным мерам по развитию малого бизнеса, избранный Президент Дмитрий Анатольевич Медведев совершенно справедливо отметил, что малое предпринимательство должно стать одним из ведущих секторов по росту производительности труда, технологической оснащенности и инновационной активности. Он подверг серьезной критике ситуацию, когда надзор за бизнесом на федеральном уровне осуществляют до 30 органов по 45 видам контроля. И потребовал резко ограничить права проверяющих организаций.

В этой связи и в нашем Послании ставится задача "снять всякие бюрократические препоны на пути предпринимательства, дать зеленый свет деловым инициативам людей".
Одновременно нужно усилить деятельность общественных объединений и самих предпринимателей. Пока в них задействовано лишь около 19 процентов от общего количества предпринимателей республики. Активность их в общественной жизни еще явно недостаточна. Необходима эффективная координация деятельности общественных организаций, действующих в сфере бизнеса. Здесь целесообразно создание Координационного совета.

В развитии малого предпринимательства большое значение имеет проблема аренды недвижимого имущества. Сегодня по республике на долю субъектов малого предпринимательства приходится 60 процентов заключенных договоров аренды государственного и 30 процентов договоров аренды муниципального имущества. Средний срок аренды - два-2,5 года. Однако зачастую договоры аренды охватывают не более одного года. При этом отсутствуют гарантии продления договоров аренды, сохранения за арендаторами производственных площадей. Все это лишает малый бизнес стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

Много нареканий вызывает и цена арендуемого имущества. Так, в Уфе рассчитываемая по утвержденной городским Советом методике средняя арендная плата за один кв. метр составляет 1250 рублей в год. При этом рыночная стоимость аренды намного превышает эту сумму. И такая ситуация сложилась по всей стране. В результате создается почва для развития нездоровых субарендных отношений и явлений коррупционного характера. Считаю, что широкая практика субарендных отношений говорит о недостаточной эффективности использования государственного и муниципального имущества. Слабо изучается спрос, непрозрачен отбор претендентов на заключение договоров аренды. Это требует продуманных решений, более строгого контроля.

Еще два года назад нами ставилась задача по обеспечению полноты и доступности информационных баз данных о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, неиспользуемых производственных мощностях и объектах. Действительно, предприниматели должны знать о закупках товаров, о работах и услугах для государственных и муниципальных органов, реализуемом или сдаваемом в аренду имуществе. В этой области нужны уже ощутимые сдвиги, и соответствующим ведомствам надлежит выправлять положение.

Хорошо, что у нас в республике ведутся реестры государственного и муниципального имущества. Но важно, чтобы ими пользовались не только министерства. Надо открыть доступ к ресурсам и субъектам малого предпринимательства. От этого выиграет наше общее дело!

Необходимость конкретизации реестров обусловлена Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Им установлен закрытый перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Все иное муниципальное имущество должно быть до 1 января следующего года приватизировано, отчуждено или перепрофилировано. Отмечу, что в конце прошлого года перечень был расширен в части имущества, предназначенного для развития предпринимательства.

В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в сложившиеся процедуры работы с реестрами. Надо выстроить оптимальную схему взаимодействия с предпринимателями по данному вопросу. Это позволит сформировать на местах полноценную инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Будет дан дополнительный импульс и развитию социально значимых видов предпринимательской деятельности.

В целом, развитию малого бизнеса у нас уделяется серьезное внимание. Ежегодно за счет средств бюджета республики ему оказывается государственная поддержка. Только в прошлом году на эти цели выделено 51 млн. 200 тыс. руб. Кроме того, привлекаются средства за счет софинансирования из федерального бюджета. Расширилось субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсирование части страховых взносов субъектам малого предпринимательства.

Считаю, тем не менее, что этого недостаточно. Нужно и дальше расширять доступность финансовых ресурсов, активнее участвовать в конкурсах на получение софинансирования из федерального бюджета. Более того, следовало бы принять федеральную целевую программу развития субъектов малого и среднего бизнеса.

В условиях перехода органов местного самоуправления на новые принципы работы возрастает значение финансовой самодостаточности территорий. Решить эту задачу позволит расширение малого и среднего предпринимательства. Но далеко не во всех муниципалитетах это понимают. Для исправления положения, начиная с 2000 года, в республике проводится конкурс районов и городов по развитию предпринимательства. В этом году Правительству поручено разработать систему экономического стимулирования муниципалитетов, активно поддерживающих предпринимательство.

Большое значение для развития бизнеса и территорий имеют субконтрактация и промкооперация. Сохраняет важность вопрос о создании центров субконтрактации для малых предприятий на базе крупных промышленных производств.

Определенная работа в этом направлении уже ведется. Так, проект организации выпуска трактора "Толпар" намечается в форме промышленной кооперации ряда предприятий. Наработан положительный опыт и акционерным обществом "НефАЗ". Для развития субконтрактации на базе "Баштехинформа" работает информационный сайт. Однако потребителям он мало известен. Необходимо обеспечить его хорошее информационное наполнение, расширить использование.

Весьма полезной стала первая Республиканская специализированная выставка-форум "Промкооперация-2008". По ее итогам достигнут ряд договоренностей между предприятиями по налаживанию кооперационных связей. Например, между предприятиями "Красный пролетарий" и Уфимским приборостроительным производственным объединением, машиностроительным заводом "Искра" и Уфимским моторостроительным производственным объединением. Научно-производственное предприятие "Мотор" получило заказы от таких предприятий, как завод "Строймаш", "Машзавод "Искра", "Уфанефтегазмаш" и другие.

Нужно более активно вести работу по развитию субконтрактации, промкооперации не только с крупными, но и мелкими предприятиями. Важно объединить усилия по созданию развитого информационного пространства для республиканских производителей. На качественно новый уровень работы должен выйти региональный Центр субконтрактации.

Мы прошли уже большой путь экономических преобразований, создания современной экономики. Изменились движущие его силы. Предпринимательство становится весомым, можно сказать, одним из решающих факторов дальнейшего развития. Сама постановка многих вопросов еще вчера казалась невозможной или преждевременной. Теперь ситуация другая.

И, завершая свое выступление, хочу сказать, что ваш форум дает возможность обсудить насущные проблемы формирования среднего класса. Он поможет созданию стимулов для развития бизнеса, выработке современных приоритетов государственной политики. Именно на этом пути решаются задачи экономического роста, повышения благосостояния населения, уровня и качества жизни людей".

Выступление председателя Правления Национального агентства прямых инвестиций Игоря Вдовина было посвящено механизмам привлечения инвестиций на региональном уровне.

Игорь Вдовин отметил, что Башкортостан - это динамично развивающийся регион с очевидными успехами. Но в то же время, по мнению специалиста, республика - это самый недооцененный регион в плане инвестиций.

- Нужно, чтобы об инвестиционном потенциале Башкортостана знали на федеральном и мировом уровне, - уверен Вдовин. - А этому будут способствовать непосредственно сами инвестиции, которые будут привлечены в республику во многом благодаря работе в регионе Фонда прямых инвестиций.

Игорь Вдовин также подчеркнул, что работа организации, которую он возглавляет, нацелена на стратегию быстрых побед. Но не менее важно найти баланс между интересами стратегического планирования и нацеленностью на достижение успехов в ближайшей перспективе.

Также 23 апреля в Доме Республики состоялись встречи Президента Республики Башкортостан, члена Высшего совета партии "Единая Россия" Муртазы Рахимова с главой Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным и председателем Комитета Государственной Думы России по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым. Представители федеральных ведомств прибыли в Уфу для участия в III Открытом форуме Башкортостана "Предпринимательство как основа формирования среднего класса России".

Рассмотрен ряд вопросов развития предпринимательства в стране и республике. Участники встречи отметили, что Открытый форум предпринимателей становится традиционным в республике и дает возможность конструктивного обсуждения в диалоге с властью и федеральными ведомствами проблем бизнеса, в том числе малого и среднего.

По мнению Муртазы Рахимова, без развития малого предпринимательства трудно будет поднять экономику страны.

- Малый бизнес необходим для страны, так как предприниматели создают новые рабочие места, дают зарплату, выплачивают налоги в бюджет. Предпринимательство обеспечивает устойчивое развитие экономики, поэтому считаю обсуждение на Открытом форуме проблем роста бизнеса, путей их решения чрезвычайно актуальным и нужным, - подчеркнул Президент Башкортостана.

С Александром Шохиным обсуждены вопросы экономического развития республики, привлечения новых инвестиций в экономику, в том числе с использованием всех механизмов государственно-частного партнерства. Собеседники отметили, что у республики есть большой потенциал, который отражается в высокой инвестиционной привлекательности экономики. На сегодня существуют различные возможности привлечения как внебюджетных средств, так и бюджетных ассигнований через институты развития, в том числе Инвестиционного фонда, средств Внешэкономбанка, других фондов.

Речь шла о дальнейшем взаимодействии между Республикой Башкортостан и бизнес-сообществом в лице Российского союза промышленников и предпринимателей по привлечению финансовых средств в республику, нацеленных на создание новых производств, технологического прорыва в промышленности.

- Башкортостан - один из наиболее развитых регионов России, который имеет большой потенциал для привлечения инвестиций. Здесь успешно работают и в плане взаимодействия с региональными инвесторами, и в плане привлечения сторонних инвесторов. Наиболее оптимальным вариантом развития бизнеса я считаю создание проектов частно-государственного партнерства, - сказал Александр Шохин.

Он назвал создание в регионах Фонда прямых инвестиций одной из эффективных форм партнерства.

- Впервые этот опыт был применен два года назад в южных регионах страны и показал хорошую доходность. Планируется, что в ближайшее время данный проект будет реализован и в Башкортостане, который является одним из наиболее готовых к этому процессу регионов, так как здесь благоприятный инвестиционный климат и есть проработанные масштабные инвестиционные проекты. В мае этого года Фонд прямых инвестиций в республике будет зарегистрирован и начнет работать, - сообщил он.

Глава РСПП сказал также, что Фонд будет работать в тесном контакте с Центром стратегических разработок для привлечения инвестиций в крупные проекты.

- У нас есть целый ряд проектов, которые могут стать историей успеха, демонстрирующие возможности Фонда по мобилизации средств частных инвесторов, а в дальнейшем и крупных иностранных инвесторов. В частности, нам бы хотелось продвинуть несколько комплексных проектов по инфраструктурному развитию Уфы, связанных с жилищным строительством, транспортным комплексом и т.д. Думаю, что первые результаты работы фонда могут быть получены уже осенью текущего года, - сказал глава РСПП.

Муртаза Рахимов и Александр Шохин также согласились в том, что для успешного развития экономики должны быть приняты документы, определяющие среднесрочную и долгосрочную политику по привлечению инвесторов.

Во время встречи с Павлом Крашенинниковым речь шла о вопросах, намеченных для рассмотрения на выездном расширенном заседании Комитета Госдумы по законодательству в рамках форума: об урегулировании экономических споров путем проведения примирительных процедур, упрощении государственной регистрации прав на недвижимость, о кадастре недвижимости и о развитии малоэтажного строительства.

Кроме того, рассмотрены вопросы реализации в республике нового Федерального закона "Об опеке и попечительстве", принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации. Депутат российского парламента высоко оценил проводимую в республике работу в области воспитания детей.

- Эта сфера чрезвычайно важна для социального благополучия общества и для сегодняшнего дня, и для будущего страны. В Башкортостане вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, вопросы опеки и попечительства решаются успешно, - сказал Павел Крашенинников.

http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=130086

Док. 441040
Опублик.: 24.04.08
Число обращений: 293

  • Рахимов Муртаза Губайдуллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``