В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Семенов: Главное - наращивание собственного производства продовольствия Назад
Виктор Семенов: Главное - наращивание собственного производства продовольствия
С приближением майских сроков окончания действия Соглашения по "замораживанию" цен на продукты питания первой необходимости в правительстве вновь разгорелись споры о том, как в дальнейшем следует удерживать ситуацию на рынке продовольствия. Хорошо известно, что прошлогодний всплеск цен во многом был спровоцирован мировыми процессами, такими как неурожаи в нескольких странах-экспортерах зерна, опережающим ростом населения планеты и переходом ряда восточных стран к нетрадиционной мясной и молочной продукции. А тут еще биотопливо стало очень популярной и весьма выгодной темой для аграриев и огромные пашни ушли под технические культуры. Вместе с тем наш собеседник депутат Госдумы Виктор Семенов, занимавший пост министра сельского хозяйства РФ в 1998-99гг, считает, что не только внешние факторы стали причиной нервозности на внутреннем рынке. Своевременная поддержка отечественного сельхозпроизводителя могла бы снять остроту проблемы с ценами на продовольствие:

- Россия обладает 30% мировых запасов чернозема, и с каждым годом, по прогнозам ученых, агроклиматические условия нашей зоны будут улучшаться. Аграрный потенциал вполне достаточен для того, чтобы не только обеспечить нашу страну продовольствием по относительно стабильным ценам, но и экспортировать сельскохозяйственную продукцию в страны Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки.

С чем же связаны наши проблемы с ценами? В первую очередь - это недостаточно продуманная и последовательная политика государства по отношению к нашему сельхозпроизводителю.

Возьмем энергоносители. В прошлом году, в разгар реализации нацпроекта по сельскому хозяйству, "Газпромом" было официально заявлено, что в течение трех лет цены на газ будут полностью "отпущены". Как это называется? Одной рукой даем - кредиты, лизинг, жилье, - а другой - повышаем жизненно важные тарифы. Энергетические компании заставляют селян заключить договоры (некоторые - на пять лет вперед!), где прописаны почасовые лимиты потребления электроэнергии. Причем, в случае превышения или экономии лимита, плати шраф - от 1,5 до 3 раз стоимости тарифа! Это настоящее варварство по отношению к собственному сельхозпроизводителю. Этого нигде в мире нет. Везде понимают, что рассчитать, сколько будет солнца и как ярко оно будет светить, - невозможно. У нас же рассчитывают, что крестьянин, видно, сам должен договариваться с небесной канцелярией.

Нет у нас и сбалансированной экспортно-импортной политики в отношении сельхозпродукции. Посмотрите, что происходит сегодня. Хлебом мы себя, вроде бы, обеспечиваем и потому прошлом году продали за рубеж около 16 млн тонн зерна . Поощрять экспорт необходимо, но только при условии полного удовлетворения нашего животноводства в кормах. А парадокс в том, что именно пшеницу четвертого класса, которая у нас считается фуражной, мы в основном отправляем на экспорт как продовольственную. За год рост цен на корма в России дал катастрофические показатели - 2,5 раза! Плюс безудержный рост цен на ГСМ, химикаты, удобрения, особенно остро ощутимые в кормопроизводстве. В результате у нас большинство хозяйств свиноводческого комплекса оказались на грани разорения, а многие птицефермы едва дотянут до июня. А ведь в них вложены деньги инвесторов. Из-за дороговизны и отсутствия кормов, забой свиней уже начался. На очереди - птицеводство.

А ведь мы и так более 50% мяса завозим из-за рубежа. Если сегодня упадут отечественные производители мяса, что завтра произойдет на рынке? Нетрудно представить. Так что экспорт зерна при таких объемах импорта мяса можно сравнить с тем, что мы экспортируем нефть и покупаем высокотехнологичные изделия из углеводородов с высокой добавленной стоимостью. Нужно, конечно, наоборот, развивать свою сырьевую базу, а торговать конечным продуктом.

В прошлом году правительство попыталось "остановить поезд", введя заградительные пошлины, но было уже слишком поздно. Также поздно мы провели и зерновые интервенции - аж в ноябре, хотя о предстоящем зерновом мировом кризисе было известно уже весной.

Было известно и намерение Евросоюза отменить экспортные субсидии на сухое молоко, что вызвало переполох на молочном рынке. Мы же никакого защитного механизма - причем, экономического - не придумали. А могли бы. Например, создать такие же фонды по фуражу и сухому молоку, которые уже работают несколько лет на рынке продовольственного зерна.

Поддержать собственное молочное производство можно было бы и такими мерами, как выполнение программы "Школьное молоко", которая зависла в воздухе.

Вместо того, чтобы административно заживать цены на рынке при непрекращающемся беспределе "естественных монополий", давно пора было бы создать механизм поддержки самых малообеспеченных слоев населения и дать им возможность бесплатно получать хотя бы хлеб и молоко. Такая практика широко распространена и в развитых, и в развивающихся странах.

Рыночные способы регулирования цен на рынке известны. И главная из них - это наращивание собственного производства продовольствия.

Первые шаги государством в этом направлении сделаны. Впервые в новой истории страны принят долгожданный закон "О развитии сельского хозяйства", который обеспечивает прогнозное планирование отрасли на каждые пять лет. Главное теперь его последовательно реализовывать без метаний и шараханий.


http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=130070

Док. 440724
Опублик.: 23.04.08
Число обращений: 91

  • Семенов Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``