В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интеграция придатка Назад
Интеграция придатка
Президент Путин едет в Европу уже в новом качестве. Теперь он предложит ЕС российское сырье от имени государства.

Президент Путин снова поехал в Европу - в четверг в Риме пройдет очередной саммит "Россия--Европейский союз". С тех пор как в 2000 году Владимир Путин объявил Европу внешнеполитическим приоритетом, поставлены масштабные задачи по сближению, и обсуждение их не прекращается. Все они - единое экономическое пространство, энергетический диалог, безвизовый режим и т. д. - значатся и в римской повестке дня. Тем не менее данный визит, похоже, знаменует собой начало нового этапа двусторонних отношений.

Его отличие от предыдущего этапа в том, что разговоры об интеграции России в большую Европу, то есть о постепенной политической и правовой унификации, которая вроде бы подразумевалась при подписании Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1994 году (ратифицировано в 1997-м), всерьез ни та ни другая сторона вести больше не будут.

Что до экономики, то здесь взаимодействие продолжится, а может быть, даже и расширится. Но пойдет уже по новым правилам, которые непосредственно связаны с политическими изменениями, происходящими внутри страны.

Демонтаж системы олигархического капитализма и попытка заменить его на капитализм государственный повлияют на экономические отношения России с внешним миром, а крупнейшим "клиентом" в этой сфере является именно Евросоюз. Если тенденции, обозначенные "делом ЮКОСа", будут развиваться, то через некоторое время иностранным контрагентам будет предложен единственный, но зато очень стабильный партнер по бизнесу - российское государство (для этого не требуется формальной национализации всех активов, хотя частичная вполне возможна).

С точки зрения зарубежных инвесторов, это имеет ряд положительных сторон. Многие иностранные предприниматели, работавшие еще с Советским Союзом, с легкой ностальгией вспоминают времена, когда все было централизовано. Понятно, с кем иметь дело, ясно, каковы правила, и если ты их принимаешь, то советские товарищи позаботятся, чтобы у тебя было как можно меньше проблем. (Управляющий американского сборочного завода Motorola в Китае с гордостью рассказывал одному моему знакомому китаеведу, какие душевные отношения сложились у иностранного менеджмента с парткомом завода: он, мол, помогает решать проблемы с профсоюзом...)

Появление в России рыночной экономики открыло перед иностранными капиталистами новые, потенциально очень обширные возможности, однако пользоваться ими не спешили. Если для внутреннего обогащения политическая и хозяйственная лихорадка оказалась идеальной средой, то иностранцам эти "русские горки" были ни к чему. Десятилетие российской демократии, которая вылилась в непрекращающуюся борьбу политических и экономических кланов, не принесло инвестиционных прорывов. Случай с British Petroleum, крупно вложившейся в ТНК, сегодня служит скорее предостережением: поверили в новую стабильность и необратимость преобразований - теперь получите...

Попытка сделать вид, что в России можно вести дела по тем же принципам, что и в развитом мире, пока оказалась неудачной. Возможно, теперь иностранным партнерам предложат новые, небезынтересные для них принципы. Итак, государство, прижав к ногтю олигархов, возвращает себе командные высоты в экономике и уже как полновластный хозяин делает предложения Западу. Консолидировав власть, госаппарат может пойти на куда более серьезные экономические уступки, чем ранее.

Например, на продажу иностранцам выставят привлекательные активы, будь то доли в крупных нефтяных компаниях или лицензии на разработку месторождений.

Последнее, очевидно, вызовет интерес крупных игроков. Не случайно руководители немецкого газового гиганта Ruhrgas и его материнской компании E.On в последнее время настойчиво говорят о том, что не намерены увеличивать долю в "Газпроме", а хотели бы самостоятельно заняться проектами в России.

Ужесточение режима внутри страны и ограничение оппозиции создаст новые возможности по проведению непопулярных преобразований без особых социальных компенсаций. (В этом смысле опять-таки характерен опыт Китая, на который российские левые так любят ссылаться как на пример "правильных" постепенных реформ. Сотни миллионов "лишних людей", стремительно растущее неравенство и отсутствие социальной системы - оборотная сторона экономического роста под руководством КПК.)

В подобной ситуации государству, кстати, проще обойти тот камень преткновения, который сегодня препятствует, например, вступлению России в ВТО, - повышение внутренних тарифов на энергоносители. Пока Владимир Путин реагирует на это крайне резко: на встрече с немецким канцлером Герхардом Шредером в Екатеринбурге он обвинил Еврокомиссию, от которой исходит это требование, в нечестной игре и выкручивании рук, которые, мол, "у России все крепче". Будет очень интересно посмотреть, как эти самые "крепкие руки" начнут после выборов закручивать социальные гайки в рамках, например, неизбежной реформы ЖКХ, что на деле и будет означать выполнение того самого требования ЕС.

В общем, вырисовывается рыночный прозападный курс, да еще и крупные доходы вместо олигархов будет получать государство, которое сможет грамотно инвестировать их в развитие страны. Плохо ли? Да нет, нормально. Только надо ясно отдавать себе отчет: то, что мы получим на выходе, как раз и будет пресловутый "сырьевой придаток" развитых стран, о недопустимости превращения России в который так долго все говорили.

Сырьевой придаток - это государственное образование, в котором реальная власть в той или иной пропорции разделена между местной бюрократией и иностранным инвестором - потребителем ресурсов. Сырьевым придаткам не нужна демократия (как правило, ее там и не бывает).

Чем меньше ограничителей у госаппарата - отсутствует оппозиция, гражданское общество, свободная пресса, в конце концов, крупный бизнес с самостоятельными интересами, - тем легче работать иностранному партнеру. Ведь принятие того или иного нужного решения зависит от конкретного органа или руководителя. А к нему всегда найдутся ключи.

В теории эта модель может работать и на развитие страны. Но для этого нужен совершенно идеальный управленческий бюрократический механизм - эффективный, неподкупный, компетентный, имеющий стратегическое видение и разумно распоряжающийся получаемыми ресурсами. Думаю, нет нужды объяснять, что России такое не грозит. Другой путь - отягощенный коррупцией популистский авторитарный режим, "крутой" в своей риторике, но, по сути, очень зависимый от внешних факторов.



Вместо полноценной интеграции в мировое хозяйство - фактическая сдача наиболее привлекательных отраслей экономики иностранным концессионерам.

Подобная псевдоинтеграция является альтернативой пути, по которому Россия, по крайней мере на словах, пыталась следовать в 1990-е годы: постепенное сближение с ЕС посредством адаптации европейских правил и норм. Путь этот оказался очень тернистым, однако давал надежду на медленное изменение самой российской реальности. Переход на "конкретное" сотрудничество по разработке российских ресурсов откладывает эту надежду на очередное светлое будущее. Потому что сырьевому придатку европейские нормы ни к чему.

http://www.globalaffairs.ru/articles/0/2954.html

Док. 440563
Перв. публик.: 14.09.04
Последн. ред.: 22.04.08
Число обращений: 316

  • Лукьянов Федор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``