В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мистерия пропаганды Назад
Мистерия пропаганды
Разбирая недавно залежи журналов, оставшихся мне в наследство от друга моих родителей, в давние времена сотрудника советского идеологического аппарата, я обнаружил материал, который меня потряс. 5 сентября 1948 года в журнале "Огонек" был напечатан фельетон Евгения Сергеева "Небывалая сенсация". Вещь, учитывая ее провидческий характер, настолько примечательная, что не могу не поделиться своим открытием с общественностью.

Итак, действие происходит в Соединенных Штатах. Редактор влиятельной ежедневной газеты "Америкен сан" Эрнест Дж. Пейдж, типичный воротила буржуазного медиабизнеса, вызывает к себе продажного писаку Грея Вульфа и жалуется ему: "Газета без сенсации - самолет без мотора. Она необходима мне, вам, всей редакции, да и не только ей... Наш друг авиамагнат Генри Куглас прозрачно намекнул мне, что заводы его фирмы могли бы производить больше. Предложение, видите ли, превышает спрос. Босс от этого сам не свой. И я его понимаю. Но не могу же я открыто рекламировать его знаменитые Ку-48".

Вульф, как и следует деятелям его пошиба, начинает яростно торговаться, вымогая у хозяина астрономические гонорары. Вытребовав себе фантастические условия, репортер отправляется в командировку в Западную Германию, точнее - в Бизонию (так называлось объединение американской и британской оккупационных зон, ФРГ появилось годом позже).

И вот в одно прекрасное утро газета Пейджа выходит двойным тиражом. ""Железный занавес стал реальным фактом!"" - вопил первый огромный заголовок. ""Стальная стена высотою в десять метров выросла вдоль границы Восточной Германии с Бизонией"", - дополнял его второй заголовок, чуть поменьше.

"Соблюдая полную тайну, - утверждал автор, - большевики изготовили в глубине России миллионы толстых стальных плит особой, доселе неизвестной прочности". Из этих плит на границе стремительно возводят неприступную и практически непробиваемую стену, и "работы идут в таком темпе, что через одну-две недели все будет завершено".

Далее, ясное дело, начинается оголтелая антисоветская истерия, каждый старается кто во что горазд - дельцы от ВПК, политики, журналисты. Тон задает "Америкен сан", которая устами независимых экспертов высказывает точку зрения, что в условиях строительства суперстены и явных агрессивных замыслов Советов главной надеждой свободного мира становится авиация и прежде всего самолеты концерна "Куглас". Робкие голоса прогрессивно настроенных журналистов и конгрессменов, сомневающихся в реальности стальной преграды, тонут в хоре клеветы и измышлений.

Но все же справедливость торжествует - одна из чудом сохранившихся в Америке либеральных газет, посетив Бизонию, разоблачает блеф Вульфа, предъявив фотографию той самой стальной стены, которая на деле оказывается оградой американского военного полигона. Конечно, ни одна из ведущих газет об этом не сообщила ни слова, просто они вдруг в один момент забыли о пресловутом "занавесе", занявшись другой важной темой. "Газета ""Америкен стар"", связанная дружескими узами с королем танков Генри Бэдлом, ошарашила своих читателей новой сенсацией: большевики спешно готовились к броску из Северной Кореи в Южную, и решающую роль в отражении этой неминуемой атаки должны были сыграть танки.

Напомню, на дворе - осень 1948 года. Автор хлесткого фельетона, который, скорее всего, сам хохотал над тем, до чего же неправдоподобный гротеск он сочинил, высмеивая заокеанских поджигателей войны, на самом деле ошибся только в одном - в очередности событий. Бросок из Северной Кореи в Южную случился не после, а задолго до строительства стены на границе восточной и западной частей Германии. Пока Евгений Сергеев издевался над буржуазной прессой, северокорейский вождь Ким Ир Сен уже уговаривал Сталина одним ударом покончить с очагом реакции на юге. И спустя двадцать месяцев после публикации в "Огоньке", в конце июня 1950 года, войска корейской народной армии при активной поддержке советских и китайских военных нанесли мощный удар на сеульском направлении, а затем быстро дошли до города Пусан на южной оконечности Корейского полуострова. Конфликт длился три года, последствия этого первого крупного столкновения эпохи холодной войны не преодолены до сих пор.

А вот строительства "антифашистского защитного вала на стыке социализма и капитализма", как на пропагандистском языке ГДР называлась Берлинская стена, пришлось ждать 13 лет. Зато построили ее в августе 1961 года в точности так же, как описывал американский борзописец из фельетона: за считаные дни Восточный Берлин был замкнут в железобетонное кольцо на следующие 28 лет.

Сегодня у нас модно возрождать советскую стилистику. Как говорили в те благословенные времена, "утром в газете, вечером - в куплете". Как выясняется, бывало и наоборот. Так что если вслед за телевизионным "Фитилем" в газеты и журналы вернется уже порядком подзабытый жанр фельетонов, я буду читать их очень внимательно. Глядишь, научусь предсказывать будущее.

http://www.globalaffairs.ru/articles/2805.html

Док. 440557
Перв. публик.: 12.08.04
Последн. ред.: 22.04.08
Число обращений: 310

  • Лукьянов Федор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``