О том, какие меры по упорядочению рыночной торговли уже приняты в Москве и какие могут быть приняты дополнительно в будущем году, глава комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александр КОВАЛЕВ рассказал обозревателю "Известий" Василию Горохову.
- Какова сегодня ситуация на столичных продовольственных рынках?
- Напомню, что недавно вышло распоряжение правительства РФ, согласно которому на продовольственных рынках не менее 20% мест должно быть отдано для торговли российским фермерам и торгово-закупочным предприятиям. При этом региональным властям предоставлено право самостоятельно увеличивать эту квоту. Мэр Москвы определил, что не менее 50% мест на московских продовольственных рынках должно быть предоставлено производителям сельхозпродукции. Задача была поставлена жестко: даже если поначалу в Москву не приедет достаточное количество фермеров, половина мест на рынках будет пустовать. Кроме того, и решением городских властей, и решением правительства России на этих рынках теперь запрещено реализовывать любую алкогольную продукцию и импортные продукты. Чтобы претворить это решение в жизнь, на каждом рынке теперь будет работать управляющая компания, которая не имеет права заниматься ничем иным, кроме управления торговлей на данной территории. В случае нарушения решений городского или федерального правительства предусмотрены административные меры воздействия: управляющая компания может быть оштрафована на сумму от 1000 до 5000 МРОТ. Также предусматривается возможность лишения управляющей компании права вести работу на рынке.
- Каковы первые результаты этой работы?
- С географической точки зрения мы ожидаем, что на рынках Москвы теперь будет больше производителей из Подмосковья и соседних областей. Сейчас принятые меры привели к тому, что по ряду наименований плодоовощной продукции уже в октябре цены снизились на 0,4-0,6 процента. К сожалению, цены на мясную продукцию за этот же период выросли в среднем на 0,2 процента, но по сравнению с показателями прошлых лет этот сезонный рост минимален. Безусловно, запрет продажи на всех сельскохозяйственных рынках импортной продукции приведет к дальнейшему снижению цен. В декабре цены на мясо на рынках должны либо стабилизироваться, либо пойти вниз, ведь в частных хозяйствах именно осенью происходит забой скота, поэтому цены на рынках будет определять конкуренция, а не перекупщики.
- Как будет решаться проблема заполнения сельхозрынков импортными продуктами? Не возникнет ли дефицита после введения запрета на торговлю иностранными овощами и фруктами?
- Эта проблема возникла не сегодня - мы все знаем, что на многих рынках очень сложно найти отечественную продукцию. Почти все фрукты, до недавнего времени продававшиеся на московских рынках, были импортными, наши производители чаще всего торговали с машин где-то на задворках этих рынков или во дворах жилых домов. Эту проблему необходимо было как-то решать, и то, как ее решили, внушает оптимизм. За октябрь и ноябрь ничего страшного на рынках не произошло, дефицита продуктов не возникло, а цены понемногу - повторяю, понемногу, - но снижаются.
Мы понимаем: для того чтобы отечественные производители массово повезли на рынки свою свежую, экологически чистую, качественную продукцию, необходимо время. Наш народ, особенно сельхозпроизводители - люди осторожные. Пока они ждут, не закончится ли начатая кампания так же неожиданно, как началась. До сих пор у производителей была четкая ориентация - легче сбросить товар посредникам, чем пытаться самостоятельно выйти на рынки Москвы. Однако закупочная цена, к примеру, литра молока доходила до 2 рублей. И посредники получали сверхприбыли. Сегодня производители начинают понимать, что продавать свою продукцию самим гораздо выгоднее. А нам сегодня необходимо вывести рыночные цены на основную сельскохозяйственную продукцию хотя бы на три четверти сегодняшней цены - в конечном итоге от этого выиграют и сами производители, и горожане.
- Готовы ли администрации рынков к приему предпринимателей из других регионов? Ведь им надо где-то жить, обеспечить питание...
- Почти при всех рынках есть дома колхозника или небольшие гостиницы. К счастью, там, где они построены, их удалось сохранить. А там, где таких гостиниц нет, их организуют. Это должны сделать управляющие компании. Нельзя же взять рынок в пользование и просто получать с него деньги - необходимо делать вложения в инфраструктуру. Те компании, которым не удастся наладить работу на своих рынках, будут отстранены, а вакантные рынки выставят на конкурс по подбору управляющей фирмы. Предпочтение будет отдано лучшим проектам и вариантам развития того или иного рынка. Сегодня желающих поработать на рынках Москвы хоть отбавляй.
- Управляющие компании будут выбираться из крупных операторов торговых сетей или предпочтение будет отдано небольшим фирмам?
- В Москве около 200 тысяч малых предприятий сферы торговли. Поскольку при организации работы рынка не требуется больших первоначальных вложений, мы планируем приглашать в качестве управляющих компаний не крупный капитал, а малые предприятия. Новая система довольно гибкая - управлять рынком не обязательно будет одна компания, это может быть и ассоциация малых предприятий, и несколько самостоятельных структур. Главное в данном случае - эффективность управления.
- Возможно ли, что одна компания будет управлять не одним, а несколькими рынками?
- Пока предусмотрено, что одна компания должна управлять одним рынком. Как сложится система - покажет время. В Москве около 200 крупных рынков, не считая рынков выходного дня. Те, кто торговал на крупных рынках, не обращали до сих пор внимания на рынки выходного дня - а они были организованы как прообраз той городской политики, которая принята сейчас. На рынках выходного дня могут торговать только товаропроизводители, а за их работой следит специально учрежденная администрация, которая помогает назначать оптимальные цены и контролировать качество продукции. Теперь фактически та же система применена повсеместно.
- Российские фермеры производят далеко не все виды плодоовощной продукции. К примеру, ранние фрукты и бахчевые везут из соседних стран. Попадут ли узбекские арбузы и азербайджанские гранаты на московские рынки?
- По торговле фруктами и овощами из соседних республик не будет вводиться жестких ограничений. Просто на наших рынках должны торговать производители - они будут предоставлять соответствующие документы, так же, как и российские фермеры. До сих пор путь этих производителей в Москву заканчивался на оптовых базах, стихийно возникавших у границ города, где всю сельхозпродукцию у них скупали посредники. При этом сами производители до сих пор не могли зайти на московские рынки. Сейчас они могут легко это сделать. Сегодня у нас подписано также более 69 договоров с различными регионами России о товарообмене. Среди них в основном доминируют традиционно сельскохозяйственные: Белгород, Липецк, Брянск. По соглашению с правительством Москвы эти регионы открывают в столице собственные торговые дома и привозят сюда свои товары и продукцию. Свои торговые дома открывают и соседние республики - например, Белоруссия. 12 декабря на заседании правительства Москвы будет специально рассматриваться вопрос о межрегиональном сотрудничестве. Безусловно, регионы крайне заинтересованы в сотрудничестве с Москвой, покупательная способность москвичей существенно выше, чем у потребителей в других городах, поэтому привозить продукцию в столицу региональным производителям часто оказывается выгоднее, чем продавать ее у себя, даже с учетом транспортных расходов.
- Какова городская политика в отношении вещевых рынков?
- Вещевые рынки постепенно закрываются. Как известно, уже принято решение по Черкизовскому рынку, который будет закрыт в 2007 году. Причем город не просто запрещает и закрывает рынки - на их месте открываются цивилизованные торговые комплексы, а бизнесменам, занятым сегодня в торговле на рынках, предоставляются другие площадки. К примеру, предпринимателям, торгующим на Черкизовском рынке, будут предоставлены площадки в районе Третьего транспортного кольца, куда они могут спокойно перейти. Впрочем, в открытии торговых центров есть одна проблема - цена на весь товар там сразу подскакивает из-за высокой аренды. Но думаю, привычные большие вещевые рынки сохранятся, просто из-за дороговизны земли в Москве они со временем будут выведены за МКАД. Можно предположить, что такие крупные торговые площадки появятся на севере, юге, востоке и на западе, на подъездах к Москве.
- Рост цен на рынках зависит не только от стоимости аренды мест. Если раньше предприниматели могли нанимать на работу иностранцев-нелегалов за мизерную плату, то теперь им придется искать продавцов среди россиян, оформлять договоры по всей форме и платить им официально зарплату. Это тоже повлияет на цены...
- Острого дефицита иностранной рабочей силы у нас нет. Наоборот, во многих регионах России существует безработица, и мы можем помочь этим регионам в трудоустройстве россиян в Москве. Профессиональный и образовательный уровень российских граждан в массе выше, чем приезжих из республик ближнего зарубежья. К тому же ежегодно иностранцы зарабатывают и вывозят из Москвы несколько миллиардов долларов - было бы справедливо, если бы эти деньги шли не в соседние республики, а оставались бы в России, способствуя росту благосостояния жителей наших регионов. Что касается цен, то сегодня цивилизованные гипермаркеты уже открыто конкурируют с большими рынками по уровню цен, предлагая более высокий уровень обслуживания и гарантии качества. При этом завышения цен в гипермаркетах нет. Уже сейчас ясно, что будущее - за большими магазинами.
- Будут ли внесены другие изменения в правила рыночной торговли?
- На комиссии по экономической политике мы обсуждали возможность введения для предпринимателей, торгующих на городских рынках, налога на вмененный доход. Пока решение не принято, ведутся споры и дебаты. Но введение налога на вмененный доход решило бы сразу несколько задач. Во-первых, нынешняя система налогообложения рыночных торговцев почти не приносит доход городу, а введение упрощенного налогообложения даст около 10 миллиардов рублей в год. Во-вторых, это упрощает деятельность предпринимателей. Заплатив налог, предприниматели могут свободно и законно торговать без искусственно создаваемых административных барьеров и поборов многочисленных проверяющих структур. Кассовые аппараты больше не понадобятся, тем более что на рынках они часто вообще не используются. Сегодня почти каждого предпринимателя на рынке можно привлечь к ответственности за какое-нибудь финансовое нарушение, и бизнес попадает в зависимость от административных структур, только увеличивая коррупцию. Психологически торговцы будут чувствовать себя более комфортно, им не надо будет бояться неожиданных милицейских и налоговых рейдов, если они заплатили налог на вмененный доход и торгуют легально. Разумеется, такая система сразу отсеет недобросовестных предпринимателей, зато те, кто имеет все необходимые регистрационные документы, смогут работать спокойно.