В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Цены на рынках в Москве будут снижаться` Назад
`Цены на рынках в Москве будут снижаться`
О том, какие меры по упорядочению рыночной торговли уже приняты в Москве и какие могут быть приняты дополнительно в будущем году, глава комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александр КОВАЛЕВ рассказал обозревателю "Известий" Василию Горохову.

- Какова сегодня ситуация на столичных продовольственных рынках?

- Напомню, что недавно вышло распоряжение правительства РФ, согласно которому на продовольственных рынках не менее 20% мест должно быть отдано для торговли российским фермерам и торгово-закупочным предприятиям. При этом региональным властям предоставлено право самостоятельно увеличивать эту квоту. Мэр Москвы определил, что не менее 50% мест на московских продовольственных рынках должно быть предоставлено производителям сельхозпродукции. Задача была поставлена жестко: даже если поначалу в Москву не приедет достаточное количество фермеров, половина мест на рынках будет пустовать. Кроме того, и решением городских властей, и решением правительства России на этих рынках теперь запрещено реализовывать любую алкогольную продукцию и импортные продукты. Чтобы претворить это решение в жизнь, на каждом рынке теперь будет работать управляющая компания, которая не имеет права заниматься ничем иным, кроме управления торговлей на данной территории. В случае нарушения решений городского или федерального правительства предусмотрены административные меры воздействия: управляющая компания может быть оштрафована на сумму от 1000 до 5000 МРОТ. Также предусматривается возможность лишения управляющей компании права вести работу на рынке.

- Каковы первые результаты этой работы?

- С географической точки зрения мы ожидаем, что на рынках Москвы теперь будет больше производителей из Подмосковья и соседних областей. Сейчас принятые меры привели к тому, что по ряду наименований плодоовощной продукции уже в октябре цены снизились на 0,4-0,6 процента. К сожалению, цены на мясную продукцию за этот же период выросли в среднем на 0,2 процента, но по сравнению с показателями прошлых лет этот сезонный рост минимален. Безусловно, запрет продажи на всех сельскохозяйственных рынках импортной продукции приведет к дальнейшему снижению цен. В декабре цены на мясо на рынках должны либо стабилизироваться, либо пойти вниз, ведь в частных хозяйствах именно осенью происходит забой скота, поэтому цены на рынках будет определять конкуренция, а не перекупщики.

- Как будет решаться проблема заполнения сельхозрынков импортными продуктами? Не возникнет ли дефицита после введения запрета на торговлю иностранными овощами и фруктами?

- Эта проблема возникла не сегодня - мы все знаем, что на многих рынках очень сложно найти отечественную продукцию. Почти все фрукты, до недавнего времени продававшиеся на московских рынках, были импортными, наши производители чаще всего торговали с машин где-то на задворках этих рынков или во дворах жилых домов. Эту проблему необходимо было как-то решать, и то, как ее решили, внушает оптимизм. За октябрь и ноябрь ничего страшного на рынках не произошло, дефицита продуктов не возникло, а цены понемногу - повторяю, понемногу, - но снижаются.

Мы понимаем: для того чтобы отечественные производители массово повезли на рынки свою свежую, экологически чистую, качественную продукцию, необходимо время. Наш народ, особенно сельхозпроизводители - люди осторожные. Пока они ждут, не закончится ли начатая кампания так же неожиданно, как началась. До сих пор у производителей была четкая ориентация - легче сбросить товар посредникам, чем пытаться самостоятельно выйти на рынки Москвы. Однако закупочная цена, к примеру, литра молока доходила до 2 рублей. И посредники получали сверхприбыли. Сегодня производители начинают понимать, что продавать свою продукцию самим гораздо выгоднее. А нам сегодня необходимо вывести рыночные цены на основную сельскохозяйственную продукцию хотя бы на три четверти сегодняшней цены - в конечном итоге от этого выиграют и сами производители, и горожане.

- Готовы ли администрации рынков к приему предпринимателей из других регионов? Ведь им надо где-то жить, обеспечить питание...

- Почти при всех рынках есть дома колхозника или небольшие гостиницы. К счастью, там, где они построены, их удалось сохранить. А там, где таких гостиниц нет, их организуют. Это должны сделать управляющие компании. Нельзя же взять рынок в пользование и просто получать с него деньги - необходимо делать вложения в инфраструктуру. Те компании, которым не удастся наладить работу на своих рынках, будут отстранены, а вакантные рынки выставят на конкурс по подбору управляющей фирмы. Предпочтение будет отдано лучшим проектам и вариантам развития того или иного рынка. Сегодня желающих поработать на рынках Москвы хоть отбавляй.

- Управляющие компании будут выбираться из крупных операторов торговых сетей или предпочтение будет отдано небольшим фирмам?

- В Москве около 200 тысяч малых предприятий сферы торговли. Поскольку при организации работы рынка не требуется больших первоначальных вложений, мы планируем приглашать в качестве управляющих компаний не крупный капитал, а малые предприятия. Новая система довольно гибкая - управлять рынком не обязательно будет одна компания, это может быть и ассоциация малых предприятий, и несколько самостоятельных структур. Главное в данном случае - эффективность управления.

- Возможно ли, что одна компания будет управлять не одним, а несколькими рынками?

- Пока предусмотрено, что одна компания должна управлять одним рынком. Как сложится система - покажет время. В Москве около 200 крупных рынков, не считая рынков выходного дня. Те, кто торговал на крупных рынках, не обращали до сих пор внимания на рынки выходного дня - а они были организованы как прообраз той городской политики, которая принята сейчас. На рынках выходного дня могут торговать только товаропроизводители, а за их работой следит специально учрежденная администрация, которая помогает назначать оптимальные цены и контролировать качество продукции. Теперь фактически та же система применена повсеместно.

- Российские фермеры производят далеко не все виды плодоовощной продукции. К примеру, ранние фрукты и бахчевые везут из соседних стран. Попадут ли узбекские арбузы и азербайджанские гранаты на московские рынки?

- По торговле фруктами и овощами из соседних республик не будет вводиться жестких ограничений. Просто на наших рынках должны торговать производители - они будут предоставлять соответствующие документы, так же, как и российские фермеры. До сих пор путь этих производителей в Москву заканчивался на оптовых базах, стихийно возникавших у границ города, где всю сельхозпродукцию у них скупали посредники. При этом сами производители до сих пор не могли зайти на московские рынки. Сейчас они могут легко это сделать. Сегодня у нас подписано также более 69 договоров с различными регионами России о товарообмене. Среди них в основном доминируют традиционно сельскохозяйственные: Белгород, Липецк, Брянск. По соглашению с правительством Москвы эти регионы открывают в столице собственные торговые дома и привозят сюда свои товары и продукцию. Свои торговые дома открывают и соседние республики - например, Белоруссия. 12 декабря на заседании правительства Москвы будет специально рассматриваться вопрос о межрегиональном сотрудничестве. Безусловно, регионы крайне заинтересованы в сотрудничестве с Москвой, покупательная способность москвичей существенно выше, чем у потребителей в других городах, поэтому привозить продукцию в столицу региональным производителям часто оказывается выгоднее, чем продавать ее у себя, даже с учетом транспортных расходов.

- Какова городская политика в отношении вещевых рынков?

- Вещевые рынки постепенно закрываются. Как известно, уже принято решение по Черкизовскому рынку, который будет закрыт в 2007 году. Причем город не просто запрещает и закрывает рынки - на их месте открываются цивилизованные торговые комплексы, а бизнесменам, занятым сегодня в торговле на рынках, предоставляются другие площадки. К примеру, предпринимателям, торгующим на Черкизовском рынке, будут предоставлены площадки в районе Третьего транспортного кольца, куда они могут спокойно перейти. Впрочем, в открытии торговых центров есть одна проблема - цена на весь товар там сразу подскакивает из-за высокой аренды. Но думаю, привычные большие вещевые рынки сохранятся, просто из-за дороговизны земли в Москве они со временем будут выведены за МКАД. Можно предположить, что такие крупные торговые площадки появятся на севере, юге, востоке и на западе, на подъездах к Москве.

- Рост цен на рынках зависит не только от стоимости аренды мест. Если раньше предприниматели могли нанимать на работу иностранцев-нелегалов за мизерную плату, то теперь им придется искать продавцов среди россиян, оформлять договоры по всей форме и платить им официально зарплату. Это тоже повлияет на цены...

- Острого дефицита иностранной рабочей силы у нас нет. Наоборот, во многих регионах России существует безработица, и мы можем помочь этим регионам в трудоустройстве россиян в Москве. Профессиональный и образовательный уровень российских граждан в массе выше, чем приезжих из республик ближнего зарубежья. К тому же ежегодно иностранцы зарабатывают и вывозят из Москвы несколько миллиардов долларов - было бы справедливо, если бы эти деньги шли не в соседние республики, а оставались бы в России, способствуя росту благосостояния жителей наших регионов. Что касается цен, то сегодня цивилизованные гипермаркеты уже открыто конкурируют с большими рынками по уровню цен, предлагая более высокий уровень обслуживания и гарантии качества. При этом завышения цен в гипермаркетах нет. Уже сейчас ясно, что будущее - за большими магазинами.

- Будут ли внесены другие изменения в правила рыночной торговли?

- На комиссии по экономической политике мы обсуждали возможность введения для предпринимателей, торгующих на городских рынках, налога на вмененный доход. Пока решение не принято, ведутся споры и дебаты. Но введение налога на вмененный доход решило бы сразу несколько задач. Во-первых, нынешняя система налогообложения рыночных торговцев почти не приносит доход городу, а введение упрощенного налогообложения даст около 10 миллиардов рублей в год. Во-вторых, это упрощает деятельность предпринимателей. Заплатив налог, предприниматели могут свободно и законно торговать без искусственно создаваемых административных барьеров и поборов многочисленных проверяющих структур. Кассовые аппараты больше не понадобятся, тем более что на рынках они часто вообще не используются. Сегодня почти каждого предпринимателя на рынке можно привлечь к ответственности за какое-нибудь финансовое нарушение, и бизнес попадает в зависимость от административных структур, только увеличивая коррупцию. Психологически торговцы будут чувствовать себя более комфортно, им не надо будет бояться неожиданных милицейских и налоговых рейдов, если они заплатили налог на вмененный доход и торгуют легально. Разумеется, такая система сразу отсеет недобросовестных предпринимателей, зато те, кто имеет все необходимые регистрационные документы, смогут работать спокойно.

Василий Горохов
Известия, 14 декабря 2006 г.

Док. 440531
Перв. публик.: 14.12.06
Последн. ред.: 22.04.08
Число обращений: 191

  • Ковалев Александр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``