В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`РОССИЙСКИЙ ЭКСПРЕСС` в АВСТРАЛИЮ Назад
`РОССИЙСКИЙ ЭКСПРЕСС` в АВСТРАЛИЮ
Уже началась активная подготовка по проведению саммита. Процесс активизации отношений Австралии и России сегодня постепенно набирает обороты. Этому свидетельствуют многочисленные события в деловой, политической и культурной жизни двухсторонних контактов наших стран. Беседу-Интервью с чрезвычайным и уполномоченным послом РФ в Австралии Моисеевым Леонидом Петровичем провел Председатель комиссии по экономическому сотрудничеству с Австралией и Новой Зеландией Нестеренко Алексей Всеволодович.



- Свободная торговля - это, прежде всего, безопасная торговля...

Австралия набирает вес на мировой военно-политической арене (Афганистан, Ирак, теракт на острове Бали, Соломоновы острова...). Австралия превращается в ключевого союзника США по антитеррористической коалиции в южном тихоокеанском регионе. Каковы перспективы диалога России и Австралии в этом аспекте, аспекте активизации Австралии как "опекуна-гаранта" безопасности в Тихоокеанском регионе?



- Австралия в последнее время становится все более активной и претендующей на важную региональную роль державой. Мне кажется, что Австралия сейчас, и мы это видим, играет стабилизирующую роль в южной части Тихого океана. Австралийцы полагают, что их безопасность может быть в полной мере обеспечена только тесным военным союзом с США. Для австралийцев остается проблемой национальная идентификация: что такое Австралия - часть западного мира или часть Азии? Отсюда сложные отношения с азиатскими соседями.

За последние два-три года мы с Австралией наладили очень хороший и перспективный диалог по вопросам военно-политического сотрудничества, но все большего внимания требует работа по совместному противодействию терроризму. Даже до Австралии дотянулись террористические щупальца... Австралийские власти заинтересованы в получении у нас информации, касающейся мусульманского экстремизма и его активности в Юго-восточной и Центральной Азии. С Австралией налажен канал обмена информацией о потенциальных террористических угрозах.

Сейчас у нас такой диалог наметился, и по-моему, если говорить о всей 60-тилетней истории совместных отношений России и Австралии, такой доверительности и откровенности у нас не было никогда. Советский Союз воспринимался Австралией как враждебная страна: они долго присматривались к новой России, а сейчас, когда увидели, что Россия стала стратегическим партнером США в борьбе с терроризмом, многое изменилось к лучшему в восприятии России. Политический климат постепенно становится все более благоприятным для ведения бизнеса. Россия сейчас воспринимается австралийцами больше как партнер, чем как страна, которая находится где-то по ту сторону баррикад. И это сказывается на атмосфере в бизнесе.

Если рассматривать аспект торговли, сравнивая официальные показатели, то мы и Австралия близки по ВНП. У нас есть общие черты и по структуре экспорта. Австралийцы , как и мы, экспортируют много минеральных ресурсов, и по многим показателям Австралия и Россия сегодня все больше и больше конкурируют на международных рынках. Австралийцы при этом опережают нас, активно развивая интеллектуальный экспорт, и в этом можно очень многому у них поучиться. Они достигли фантастических успехов в экспорте образования. Несмотря на то, что сельскохозяйственная продукция всегда была традиционной составляющей австралийского экспорта, сейчас образование приносит в казну гораздо больший доход. Немаловажную роль играет и экспорт туризма, туристических услуг, а также других интеллектуальных продуктов.



- Как изменилась политика Австралии, как участника торгового блока АТЭС в противовес единому рынку Европы... Что делается в этом направлении?



- Что касается Австралии и Европы: для Австралии Европейский Союз - один из крупнейших торговых партнеров, но в тоже время объединенная Европа для Австралии это серьезный конкурент и, даже, оппонент по вопросам, касающимся либерализации торговли. Австралийское кредо - это полная либерализация торговли между всеми странами мира, потому что они уверены, что в условиях либерализации торговли они получат огромные преимущества для своей экономики. А европейские страны, по прежнему, очень сильно защищают свой сельскохозяйственный рынок. И Австралия пытается проникнуть на сельскохозяйственный рынок ЕС либо заставить европейские страны серьезно сократить свои субсидии сельскому хозяйству. Здесь очевиден весьма жесткий клубок противоречий, который на многие годы будет определять отношения Австралии к Единой Европе.



- Как Вы оцениваете эффективность деятельности Австралийской

правительственной организации AUSTRADE: и ее активность в отношении работы с

Россией?



- Организация AUSTRADE - это действительно во многом интересная для нас структура, потому что где-то она пытается выполнять функции, которые в Советском Союзе выполняло Министерство внешней торговли. Это организация, которая нацелена на стимулирование экспорта и поддержку австралийских экспортеров за рубежом. Она, конечно, бюрократическая, как всякая государственная организация, неповоротливая, достаточно консервативная, но если в AUSTRADE появляются люди с энергией и новыми взглядами, то здесь начинается достаточно эффективная работа. Я считаю, что AUSTRADE на российском направлении за последние два, два с половиной года, проделала очень большую работу. Фактически AUSTRADE помогла австралийскому бизнесу открыть для себя Сахалин. Сахалин, в первую очередь, интересен для австралийцев как перспективное поле деятельности международных компаний в области добычи нефти и газа, и для австралийцев очень важно, что на Сахалине уже установлены и действуют нормальные правила игры для зарубежного бизнеса.

Австралийцы считают, что поскольку там задействованы крупнейшие международные транснациональные корпорации, работающие в области добычи нефти, то для австралийского среднего бизнеса там создана хорошая инвестиционная среда, и под прикрытием крупных международных гигантов найдены очень интересные ниши для развития деятельности. Австралийцы на Сахалине обнаружили для себя целый спектр возможностей: начиная с поставки комплектующих для нефтегазового оборудования, участия в строительстве портовых сооружений, дорог, инфраструктуры, и заканчивая обучением персонала английскому языку. В результате осуществления этих гигантских международных проектов в ближайшие годы на Сахалине прогнозируется увеличение численности населения на семьдесят тысяч человек, большинству из них будет необходим для работы английский язык.

Организация AUSTRADE бесспорно проделала колоссальную работу.



- Разрешите обратиться за советом... Какие шаги на Ваш взгляд следует предпринять Московской Торгово-Промышленной Палате для активизации сотрудничества австралийских ассоциаций, профсоюзов и AUSTRADE в частности с российскими бизнесменами, членами МТПП?



- Мне кажется, что Московской торгово-промышленной палате следует найти перспективу, привлекательную для австралийцев. Дело в том, что австралийцам сейчас Россия, с одной стороны, очень интересна, а, с другой стороны, они понимают на сколько трудно войти в бизнес России и, прежде всего, в бизнес Москвы, так как Москва - очень дорогой город, город, где за все шаги по обустройству своего бизнеса придется платить колоссальные деньги и где у австралийцев практически очень мало связей. Если МТПП сумеет подтвердить, что она может стать перспективным и нужным помощником для австралийского бизнеса в Москве и, одновременно, сумеет использовать эти связи для расширения возможностей московского бизнеса в Австралии, то могут появиться хорошие перспективы. Разумеется, для этого нужно и приезжать в Австралию и приглашать австралийцев в Москву, в том числе для участия в конкретных и перспективных для них проектах. И здесь, конечно, и посольство и AUSTRADE могут помочь, подсказать, какие сферы для австралийцев наиболее интересны. В вопросах правильного обустройства бизнеса в Москве МТПП может оказать австралийцам большую поддержку и помощь. По своему опыту знаю, что австралийцев отпугивают гигантские цены на офисы, на аренду в Москве, цены на гостиницы, питание и все остальное. Здесь надо найти привлекательную схему работы в Москве с московскими партнерами. То есть их надо заинтересовать для того, чтобы они преодолели свою консервативность. Австралийцы как экономические партнеры консервативны, осторожны и избирательны. Они несколько избалованы тем, что всегда находили хорошие рынки сбыта для своих товаров, и привлечь их к чему-то, что, по их мнению, может быть достаточно рискованно, это всегда проблематично. Надо показать, что это не риск, а солидное и интересное деловое предложение, и через такие контакты постепенно налаживать интересное двухстороннее сотрудничество.



- Скоро будет год с момента официального визита Алексея Васильевича Гордеева в Австралию... Можно ли подвести некий положительный "итог" с результатами, как следствие его визита? Что-то изменилось в деловых отношениях между Россией и Австралией за это время?



- После визита Гордеева, действительно скоро будет год, целый ряд вопросов получили свое развитие. Сейчас мы работаем над визитом г-на Трасса, министра сельского хозяйства Австралии, в Россию. Это будет ответный визит, и они уже будут встречаться как старые знакомые и разговор, очевидно, будет более конкретный. Во время визита Министра планируется подписать соглашение по ветеринарии, которые мы готовили последние 1,5 - 2 года, что будет способствовать развитию сотрудничества в области сельского хозяйства между двумя странами. Большой сдвиг произошел в переговорах с австралийцами о вступлении России в ВТО, сейчас мы уже находимся на финишной прямой. Ожидается, что для подписания соглашения с Австралией о вступлении России в ВТО потребуется один раунд переговоров, которые состоятся в Москве в ближайшее время. Мы рассчитываем, что нам удастся после визита австралийского министра оживить деятельность совместных экономических комиссий двух стран. Сейчас прорабатываются идеи встречи бизнесменов двух стран.



- Большая работа проведена австралийцами по организации и проведению "Дней Австралии в Москве" в мае этого года. Может ли это означать, что Австралия начинает пристальнее рассматривать Россию как экономического партнера в среднем и малом бизнесе, или речь идет об интересе участия только в крупных "нефтегазовых" проектах, таких, например, как Сахалин 2, 3 и др.?



- После Сахалина, австралийцы хотят расширить свой спектр взаимодействия с Россией. Сейчас австралийцев привлекает в России очень широкая гамма возможностей: начиная от строительства жилья, промышленных предприятий, даже модельного бизнеса, и заканчивая сотрудничеством в области образования. Во многих сферах перед нами открываются новые возможности. Но мы пока мало знаем друг о друге. Неделя австралийского бизнеса в Москве - важное мероприятие, на котором должны определиться основные направления сотрудничества.

Выражаю уверенность, что эта "неделя" пройдет удачно и за ней последует другие мероприятия. Может быть - неделя московского бизнеса в Австралии...



- Как вы считаете, в чем Австралийские бизнесмены видят свой интерес к России завтра? К чему они готовы сегодня?



- Австралийцы в России видят, в первую очередь, одну из четырех наиболее динамично развивающихся стран в мире. Россия колоссальными темпами увеличивает и свой экспорт и свой импорт. Австралийцы хотят вскочить на подножку российского экспресса. Естественно, Россия сейчас не "номер один" для Австралии - Китай представляет гораздо больший интерес. Многие австралийские бизнесмены бредят Китаем, но китайская эйфория скоро может прекратиться. Работать в Китае гораздо сложнее, чем в России, и многие австралийцы это скоро поймут. В России есть примеры очень удачных австралийских проектов. Например, недавно австралийская компания Firepower, успешно работающая в России, демонстрировала свои успехи, получив контракты от министерства обороны на очистку двигателей российских танков. Для австралийцев было колоссальным открытием, что можно работать и с нашими силовыми ведомствами. Конечно, такие удачные опыты симулируют интерес, и Россия для австралийцев становится все более и более привлекательной. Еще один пример - компания Amkor, занимающаяся производством пластмассовых бутылок для газированных напитков, которая не только утвердилась на российском рынке, но и вышла со своим предприятием в Новгородской области на всю Восточную Европу.

Австралийцы в предыдущие годы как-то стеснялись своего успеха в России. Часто позитивные результаты совместного сотрудничества австралийцами умалчивались...

Сегодня ситуация кардинально изменилась.



- Что бы Вы хотели пожелать российским предпринимателям, членам Московской торгово-промышленной палаты?



- Хочется пожелать - больше деловых контактов, больше успешных взаимовыгодных проектов. Желаю Московской торгово-промышленной палате укреплять и развивать дальнейшее сотрудничество с Австралией, австралийскими компаниями, с целью увеличения темпов роста торгового оборота и расширения интеллектуального сотрудничества наших стран.



На фото справа налево:

Моисеев Леонид Петрович - Посол РФ в Австралии

Наталия Стрелкова - PR директор команды океанских гребцов братьев Синельников.

Алексей Нестеренко - Председатель комиссии по развитию торгово-экономического сотрудничества с Австралией и Новой Зеландией

http://www.33in.ru/?action

Док. 440481
Перв. публик.: 22.04.06
Последн. ред.: 22.04.08
Число обращений: 380

  • Моисеев Леонид Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``