В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Илья Константинов: Жребий брошен: политическая система претерпит трансформацию Назад
Илья Константинов: Жребий брошен: политическая система претерпит трансформацию
Девятый съезд политической партии "Единая Россия" по праву может считаться историческим. Но ответ на вопрос, с каким знаком - "+" или "-" - он войдет в историю, даст время. Пока же можно лишь констатировать произошедшие изменения стратегии и конфигурации власти и поразмышлять на тему возможных последствий масштабной политической рокировки.
Как и следовало ожидать, действующий Президент Владимир Путин согласился занять пост председателя партии "Единая Россия", а вновь избранный - Дмитрий Медведев заявил, что считает свое непосредственное участие в деятельности партии преждевременным. Накануне съезд принял пакет поправок в устав "Единой России", разделяющий должности председателя партии и председателя высшего совета партии, которым остается Борис Грызлов.
Уставные полномочия председателя партии впечатляют: именно он предлагает кандидатуры на руководящие должности в центральных и региональных органах партии, приостанавливает полномочия любых руководителей и членов партии, обладает правом вето на всякое решение, за исключением принятого съездом. Снять председателя партии с должности может только съезд двумя третями голосов.
Председатель партии формально может не являться ее членом. Понятно, что это формальная оговорка мало что значит. Председатель партии будет играть ведущую роль в определении курса "Единой России". Став при этом председателем Правительства РФ, Владимир Путин фактически сосредоточит в своих руках полномочия, сопоставимые с теми, которыми он располагает в должности Президента РФ.
Главный вопрос, который волнует общество: на какие цели будет направлена эта власть? На сохранение малоэффективной российской бюрократии или на ускоренную модернизацию страны, потребность в которой назрела и перезрела. Заявленная В. Путиным и Д. Медведевым стратегия долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года позволяет надеяться на серьезный прорыв. Политическая элита, кажется, осознала необходимость экстренных мер по переходу на интенсивный путь развития.
Таким образом, мы являемся свидетелями масштабной реорганизации структуры исполнительной власти в РФ, осуществляемой в рамках действующей Конституции. Фактически президентская республика, каковой, несомненно, до настоящего времени является Россия, трансформируется в республику парламентско-президентскую.
Нынешняя Конституция РФ вполне допускает подобную метаморфозу. Полномочия Президента страны весьма обширны, но небезграничны. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет правительство, на заседаниях которого президент может председательствовать, а законодательную власть - Федеральное Собрание. При благоприятной политической ситуации и наличии личной харизмы президент может руководить правительством, но вовсе не обязан это делать.
Многие наблюдатели недоумевали, почему Владимир Путин, несмотря на всенародные "мольбы", категорически отказался идти по проторенному азиатскому пути - проводить референдум о продлении срока полномочий. Теперь ответ лежит на поверхности: никакой референдум не сравнится по своей легитимности и политическому изяществу с осуществляемой сегодня операцией.
Владимиру Путину остается дописать на политической картине России лишь несколько штрихов. Во-первых, конечно, стать премьер-министром. Но здесь срыва быть уже не может, есть договоренности. Во-вторых, необходимо обеспечить реальный контроль "Единой России" над законодательными органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Этот процесс практически завершен.
В-третьих, целесообразно подкорректировать процедуру формирования Совета Федерации. Напомню, что в соответствии с действующим законодательством в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органа власти. Представитель законодательного органа избирается соответствующим заксобранием по представлению его председателя. При тотальном доминировании "Единой России" в заксобраниях регионов здесь вряд ли могут быть какие-нибудь неожиданности...
Еще одна злободневная проблема - вопрос о назначении губернаторов. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, субъектов РФ" устанавливает довольно жесткую процедуру назначения губернаторов, где последнее слово остается за президентом. Действующая редакция закона дает руководителям фракции правящей партии в местном законодательном собрании право инициировать выдвижение кандидатуры на губернаторский пост. Но окончательное решение все равно остается за президентом.
В этом пункте логично выглядела бы небольшая поправка, корректирующая безусловное право президента на отклонение предложенных правящей партией кандидатур. Возможны варианты: за президентом можно было бы оставить право единожды отклонить такую кандидатуру или, напротив, предоставить законодательному собранию право в определенных случаях настаивать на своем выборе...
Сразу оговорюсь, что предлагаемые здесь гипотетические пункты дальнейшего реформирования политической системы РФ, кажущиеся логичными, отнюдь не являются обязательными.
Политическая система России традиционно действует "по согласию". Единственный сбой случился в 1993 году, когда президенту Ельцину не удалось достичь согласия с Верховным Советом. Но он пренебрег всеми писаными и неписаными правилами политического компромисса.
Во времена Владимира Путина система власти "по согласию" работала практически без сбоев: президент взял на себя общее руководство всеми ветвями власти и успешно его осуществлял. Вполне возможно, что в качестве лидера правящей партии и председателя Правительства РФ нынешний глава государства столь же успешно договорится о перераспределении властных полномочий в пользу правительства. И очень может быть, что новая система заработает успешнее старой.
При одном обязательном условии: нынешние властные структуры, как представляется, необходимо основательно "перетряхнуть". Власть нуждается в новой "крови", в новых, способных к современному мышлению людях.

22.04.2008 год
http://www.redstar.ru/2008/04/22_04/3_02.html

Док. 440440
Опублик.: 22.04.08
Число обращений: 165

  • Константинов Илья Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``