В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Письмо Д.И. Катаева депутату Госдумы Н.Н. Гончару с предложениями об усилении гарантий избирательных прав в законодательстве субъектов Федерации. Назад
Письмо Д.И. Катаева депутату Госдумы Н.Н. Гончару с предложениями об усилении гарантий избирательных прав в законодательстве субъектов Федерации.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИССИИ ГД ФС

ПО ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

ГОНЧАРУ Н.Н.


Срочные вопросы федерального

законодательства о формировании

законодательных (представительных)

органов власти субъектов Российской Федерации


Уважаемый Николай Николаевич!


Просим Вас содействовать тому, чтобы ожидаемые изменения федерального избирательного законодательства учли ситуацию, рассматриваемую ниже на примере предстоящих в декабре 2005 года выборов депутатов Московской городской Думы. Желательно внести эти изменения как можно раньше, чтобы они вступили в силу в отношении выборов, ожидаемых в конце 2005 года.

1. В связи с тем, что не менее половины депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться по спискам партий, в Москве

по одномандатным округам будут избираться не 35 депутатов, как это было раньше, а 15. Это означает, что в избирательном округе будет не 200, а 500 тысяч избирателей.

Одиннадцатилетняя практика Московской городской Думы показала, что численность округа в 200 тысяч избирателей для органа представительной власти - предельная, если не завышенная, и ее увеличение фактически лишит представительства избирателей конкретных территорий. Кроме того, представляется абсурдной ситуация, когда округ депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации равен округу депутата Государственной Думы. Причем необходимо учитывать ситуацию не только с городской думой, а в целом с представительством избирателей: (1) избиратели конкретных территорий фактически не представлены своими депутатами также и на местном уровне, поскольку в Москве крайне малы полномочия представительных органов местного самоуправления; (2) отменены выборы мэра Москвы.

К сожалению, федеральное законодательство пока не гарантирует в этом смысле права избирателей на реальное представительство. Необходимо восполнить этот пробел. Предлагаем добавить в статью 18 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." следующую норму: "среднее количество избирателей, приходящееся на одного депутата в одномандатных или многомандатных избирательных округах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не может превышать двухсот тысяч."

Основной аргумент, выдвигаемый против сохранения в Москве 200-тысячных округов, т.е. за увеличение округов до 500 тысяч, - что нельзя удваивать численность городской Думы и, соответственно, расходы на ее содержание. Но это увеличение расходов легко компенсировать сокращением расходов на исполнительную власть всего на 3-4% . Эффективность системы органов государственной власти Москвы от этого небольшого перераспределения несомненно возрастет, а право избирателей на реальное территориальное представительство будет гарантировано.

2. Согласно измененному (действующему) Избирательному кодексу Москвы по партийным спискам в Московскую городскую Думу будут избираться 20 депутатов. К распределению мандатов допускаются списки, преодолевшие барьер в 10%. Таким образом, вполне возможно, что значительная часть избирателей будет лишена также и политического представительства. Мы поддерживаем предложения установить Федеральным Законом максимальную высоту барьера в 7, а еще лучше в 5%".

Кроме того, как ни соблазнительно с управленческой точки зрения уменьшить количество партий в представительном органе, но в конце концов это вправе решать только избиратели. Поэтому предлагаем установить уровень политического представительства избирателей не ниже 75%, для чего в части 16 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." слова "более 50 процентов" заменить словами "более 75 процентов".

3. Ранее Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." давал политическим партиям, имеющим фракции в региональных законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, существенные преимущества перед остальными общественными объединениями при выдвижении своих представителей в соответствующие избирательные комиссии.

Однако изменения федерального законодательства лишили этих преимуществ партии в тех субъектах Российской Федерации, где еще не проходили выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации по партийным спискам.

Получается, что партия представлена своими членами в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, пользуется (хотя бы судя по результатам голосования в декабре 2003 года) серьезной поддержкой избирателей данного субъекта Российской Федерации, но вместе со своими избирателями ущемлена в праве быть представленной в соответствующих избирательных комиссиях. Поэтому предлагается в части 1 статьи 22 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." установить:

"Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или получившие на последних по времени выборах в данном субъекте Российской Федерации не менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, общественных объединений."

4. Одна из основных причин конфликтов и злоупотреблений на стадии выдвижения кандидатов состоит в том, что ответственность за качество представленных в комиссию документов несет только кандидат. Причем за оплошности, не влияющие на волеизъявление избирателей, применяется лишь "высшая мера наказания" - отказ в регистрации. Комиссия не несет ответственности ни за бланки для сбора подписей избирателей, ни за принятые к рассмотрению документы кандидатов. Ошибки в оформлении документов обнаруживаются, как правило, тогда, когда исправить что-либо уже поздно. Таким образом, кандидатов выбирают не избиратели, а комиссия, которая одним кандидатам сначала неофициально указывает на ошибки и дает возможность их исправить, а другим устраивает чуть ли не экзамен по чистописанию. Ни в одной сфере законодательства нет такой несоразмерности между оплошностью и ответственностью заявителя, и такой безответственности и возможности злоупотреблений для другой стороны.

Предлагаем дополнить законодательство следующими нормами:

"Избирательная комиссия в течение не более чем двух рабочих дней заверяет максимально подготовленные бланки для сбора подписей избирателей.

По содержанию и составу документов, представленных кандидатом на регистрацию раньше чем за два рабочих дня до окончания приема документов, избирательная комиссия в течение одного рабочего дня выдает кандидату протокол о недостатках этих документов. Протокол не касается подлинности подписей, собранных в поддержку кандидата. Кандидат вправе внести изменения в документы до окончания срока сдачи документов. При решении вопроса о регистрации кандидата учитываются только отмеченные в протоколе комиссии недостатки, не устраненные кандидатом.

Если судом установлено, что незаконные действия или бездействие комиссии повлияли на результаты выборов, то полномочия членов комиссии, голосовавших за соответствующие решения комиссии, прекращаются, и их кандидатуры в избирательные комиссии не рассматриваются в течение пяти лет со дня вступления в законную силу указанного решения суда".

kataev.mos.ru

Док. 440386
Перв. публик.: 22.04.05
Последн. ред.: 22.04.08
Число обращений: 454

  • Гончар Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``