В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад на церемонии вручения медали Н.Д.Кондратьева `За вклад в развитие общественных наук` Назад
Доклад на церемонии вручения медали Н.Д.Кондратьева `За вклад в развитие общественных наук`
Автор предлагает собственную научную теорию -- теорию саморегуляции, составной частью которой является теория функциональных экономических систем.
Представляя теорию саморегуляции, автор исходит из того, что основными условиями успешного функционирования рыночной экономики является устойчивое равновесие и динамизм.
Впервые концепцию общего экономического равновесия как универсальное средство анализа экономической системы предложил швейцарский экономист Л. Вальрас.
М. Вальрас понимал экономическое равновесие не просто как равенство спроса и предложения, а как общее экономическое равновесие симметричных рынков.
Модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства. В условиях рыночного хозяйства с совершенной конкуренцией это приводит к единственному равновесию множества рынков.
М. Вальрас трактовал хозяйственные связи как систему функциональных зависимостей, что позволяло ему учитывать прямые и обратные связи.
Согласно концепции общего экономического равновесия, экономические субъекты стремятся перевести экономическую систему в оптимальное состояние, рассматривая его как равновесие, которое в данном контексте ассоциируется с устойчивостью.
Если система находится в состоянии устойчивого равновесия, то при возмущениях внешней среды, нарушающих его, она возвращается к своему первоначальному состоянию через определенный промежуток времени.
Таким образом, устойчивость можно определить как способность системы сохранять свои параметры и качественные характеристики в условиях изменяющейся внешней среды и внутренних трансформаций. Изменения могут быть как случайными так и преднамеренными.
Устойчивость системы зависит от большой группы факторов. Потеря устойчивости может произойти вследствие следующих обстоятельств:
·    изменения параметров системы (бифуркации),
·    из-за наличия внешних воздействий (в частности, слишком значительных или качественно несовместимых с системой),
·    нарушения связей в системе, когда меняется ее структура (структурная неустойчивость).
В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших макроэкономических задач.
По законам системного анализа устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции.
В экономических системах такими механизмами, по нашему мнению, призваны стать на макроэкономическом уровне - функциональные экономические системы (ФЭС), а на микроэкономическом уровне - саморегулируемые организации (СРО).
Под функциональными экономическими системами мы понимает совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.
Функциональные экономические системы отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, системы страхования и др.) прежде всего тем, что представляют собой саморегулирующиеся структуры, в которых всякое отклонение от определенных заданных показателей устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.
Известный американский экономист Питер Дракер, которого называют отцом-основателем современной теории менеджмента еще в 1954 г. писал: "Целевые показатели в ключевых областях бизнеса являются приборной панелью, необходимой для пилота делового предприятия".
Совершенно очевидно, что для успешного проведения экономической политики государству также необходима "приборная панель", которая бы давала правильные ориентиры выбранному социально-экономическому курсу.
На наш взгляд, так называемую "приборную панель" устойчивого и сбалансированного экономического развития, можно было бы сформировать из следующих макроэкономических показателей, которые необходимо поддерживать в определенных заданных параметрах:
·    темпы прироста ВВП;
·    уровень инфляции;
·    размер дефицита государственного бюджета;
·    объем государственного долга;
·    пределы колебания курса национальной валюты;
·    объём золотовалютных резервов;
·    уровень развития конкурентной среды;
·    уровень безработицы;
·    уровень бедности;
·    степень неравенства в распределении денежных доходов;
·    уровень экологической устойчивости и др.
Значение самих показателей, большинство из которых имеют количественные параметры, можно разделить на три категории: оптимальное, пороговое и критическое.
Сравнительный анализ экономического развития большинства промышленно развитых и новых индустриальных стран в послевоенный период позволяет определить наиболее оптимальные значения для основных социально-экономических индикаторов, обеспечивающих устойчивость экономической системы.
Среди них следует выделить следующие:
·    годовое увеличение индекса цен не должно превышать 2-3%;
·    темпы роста денежной массы должны соответствовать темпам роста производства (но не более 3-5% в год);
·    уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 3-5% от ВВП;
·    государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
·    колебание курса национальной валюты не должно превышать 1-2 % в месяц;
·    объём золотовалютных резервов должен быть не менее 8% от ВВП и достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течение трёх месяцев;
·    отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% от годовых доходов от экспорта;
·    для обеспечения расширенного воспроизводства уровень накоплений в ВВП должен быть не меньше 10%;
·    доля иностранных товаров на отдельных сегментах национального рынка - не должна превышать 30-40%;
·    доля, "доминирующих" на отдельном товарном рынке компаний, не должна превышать 65% рынка;
·    удельный вес капитала крупнейшего национального банка в совокупном банковском капитале страны не должен быть больше 35%;
·    уровень безработицы не должен превышать 15-20% от общего числа трудоспособного населения;
·    разрыв в денежных доходах 20% самых богатых и 20% самых бедных слоев населения не должен превышать 12 раз;
·    индекс бедности не должен превышать 30-40% от всего населения страны.
Таким образом, на основании указанных показателей автор выделяет следующие основные функциональные экономические системы:
·    система, регулирующая уровень инфляции;
·    система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета;
·    система, обеспечивающая поддержание устойчивости национальной валюты;
·    система, обеспечивающая формирование и использование золотовалютных резервов;
·    система, обеспечивающая формирование и поддержание конкурентной среды;
·    система защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;
·    система, обеспечивающая приток и движение капитала;
·    система социальной защиты населения;
·    система защиты окружающей cреды и др.
В функциональных экономических системах всякое отклонение от определенных заданных параметров устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации механизмов, призванных обеспечить восстановление утраченного равновесия.
Восстановление заданных параметров осуществляется либо добровольно за счет общепризнанных норм поведения, достигнутых соглашений, либо путем принуждения, в том числе через внутренние ограничения деятельности, через страх перед наказанием за нарушение соответствующих норм, через общественные санкции или государственное насилие.
Поэтому в организационную структуру ФЭС входят организации, включая органы законодательной и исполнительной власти, аналитические, экспертные и информационные центры, правоохранительные органы, негосударственные общественные организации и объединения и др.
Результативная деятельность ФЭС достигается не только управлением из центра, но и регулярностью во взаимоотношениях между составными элементами структуры, т.е. используется как иерархический, так и сетевой принцип управления.
Первоначально функциональные экономические системы стали появляться в рыночной экономике не в результате целенаправленной деятельности людей, а в процессе эволюции институтов.
ФЭС формировались под влиянием так называемых "спонтанных порядков", - понятие которое является ядром социальной философии австрийского ученого Фридриха фон Хайека.
Сущность "спонтанных порядков" состоит в том, что они не являются чьим-то изобретением, воплощением чьего-то замысла. Они образуются эволюционным путем как непреднамеренный, бессознательный результат сознательных действий множества людей, преследующих свои частные цели.
Такие социальные институты занимают, как бы промежуточное положение между миром природных объектов, существующих независимо от человека, и миром искусственных объектов, рожденных его волей и интеллектом.
В этом смысле "спонтанный порядок" можно назвать продуктом человеческой деятельности, но не продуктом человеческого разума.
Хотя формализация ФЭС не была продуктом человеческого разума, но вся история развития человеческого разума в области экономической науки явилась основной предпосылкой их зарождения и вызревания в живой ткани рыночной экономики.
Гениально предвидели возможность появления механизмов саморегуляции на макроэкономическом уровне известный американский экономист Пол Самуэльсон и выдающийся российский экономист Н.Д. Кондратьев.
В основе экономических воззрений П. Самуэльсона лежало определение условий экономического равновесия, которое "означало такое устойчивое состояние экономики, при котором имеет место тенденция к саморегуляции всех отклонений".
Н.Д.Кондратьев, полагал, что внутренние законы развития рынка познаваемы, и механизм саморегулирования, заложенный в рыночных отношениях, можно и нужно использовать и в механизме государственного управления народным хозяйством.
Таким образом, на следующем этапе, познав закономерности появления и деятельности функциональных экономических систем, общество уже осознанно может создавать и использовать ФЭС в качестве механизмов саморегуляции на макроэкономическом уровне.
Система саморегулирования на микроэкономическом уровне обеспечивается за счет саморегулируемых организаций.
Под саморегулируемой организацией следует понимать объединение множества экономических субъектов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в рамках установленных ими правил.
Чаще всего органы саморегулирования представляют собой бизнес-ассоциации с фиксированным членством. Хозяйствующие субъекты накладывают на себя определенные ограничения без какого-либо внешнего принуждения к этому.
Саморегулирование предполагает установление определенных формализованных "правил игры" для участников рынка.
Под формализованными правилами понимаются те, которые зафиксированы в виде конкретных документов (кодекса профессиональной этики и др.) и включают санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка, которые в известной степени ограничивают свободу экономических агентов.
Как установление "правил игры", так и разрешение конфликтов осуществляется самими участниками рынка без прямого вмешательства государства.
При формировании экономической политики саморегулируемые организации следует рассматривать как универсальный инструмент для согласования интересов всех участников рынка с интересами государства.
Развитие саморегулирования бизнеса является эффективным механизмом, дополняющим, а иногда и замещающим государственное вмешательство в экономику.
Проблема саморегулирования бизнеса тесно связана с административной реформой и политикой дерегулирования, главная цель которых, устранение административных барьеров и создание стимулов для предпринимательской инициативы.
Постепенное превращение рыночной экономики в открытую, саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему следует рассматривать, как объективный процесс развития глобальной экономики.
Превосходство саморегулирующейся модели экономического развития заключается в том, что в таком хозяйстве, благодаря наличию ФЭС и СРО, постоянно осуществляются процессы контроля, заданных макроэкономических параметров и ситуации на отдельных товарных и финансовых рынках. В случае необходимости осуществляется их корректировка.
Это приводит к оптимальному соотношению темпов экономического роста и уровня инфляции, инвестиций и накоплений в ВВП, доходов и расходов государственного бюджета, уровня безработицы и социальной защиты населения, спроса и предложения товаров и услуг, динамики роста экономики и степени защиты окружающей среды.
Таким образом, обеспечиваются устойчивость и равновесие национального рынка и, соответственно, динамизм и устойчивость всей экономической системы.
В современной экономической теории и практике на первый план выходит не поиск универсальных моделей развития, а создание экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности.
В этой связи, именно функциональные экономические системы и саморегулируемые организации повышают адаптивную эффективность экономики, ее способность к обучению, поощрению инноваций, противодействию рискам и возможность переносить различные эксперименты, в частности, реструктуризацию и модернизацию.
В саморегулирующейся экономической системе постепенно изменяются и принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению сложившейся структуры государственного управления.
Кроме того, по законам системного анализа, появление в экономике механизмов саморегуляции ведет к оптимизации, как всей экономической системы, так и ее институциональной и организационной структуры.
Изучение закономерностей образования и принципов деятельности ФЭС и СРО является важным вкладом в общую теорию устойчивого развития мирового хозяйства.
Кроме того, исследование закономерностей появление механизмов саморегуляции, как процесс эволюции институтов закладывает основы нового направления в современной теории институционализма.
Уникальность теории функциональных экономических систем состоит в том, что практически нет ни одной экономической теории, причем даже самых противоборствующих друг с другом, которые в той или иной мере не были бы использованы и формализованы в процессе эволюционного формирования ФЭС.
В этой связи целесообразно рассматривать теорию саморегуляции в качестве новой исследовательской системной парадигмы. Поскольку эта теория не может быть сведена к частной дисциплине, а изучает взаимодействие различных сфер общества и научных дисциплин - экономики, политики, социологии, культуры, экологии, идеологии и многих других.
Одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом создания механизмов саморегуляции является экономическая политика государства.
На базе теории саморегуляции могут разрабатываться важнейшие направления экономической политики, в том числе структурная политика, бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, социальная, внешнеэкономическая, экологическая политика и др.
Главным принципом экономической политики должно стать тагетирование основных макроэкономических показателей и создание ФЭС, обеспечивающих их поддержание в заданных оптимальных параметрах.
Основная проблема при построении функциональных экономических систем заключается в определение оптимальных макроэкономических параметров и выстраивании механизмов их постоянного мониторинга, системы обратной связи, корректировки, обеспечивающих равновесие экономической системы.
В настоящее время сложно рассматривать Россию, как сложившуюся целостную экономическую систему. Поэтому достаточно трудно прогнозировать возможность и перспективы создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике.
Непродуманные экономические реформы в начале 90-х годов в России привели к макроэкономической дисфункции - это такое неравновесное состояние, при котором были неэффективны все основные институциональные элементы данной экономической системы, а новые еще не были созданы.
В последующем в ходе реальных экономических преобразований в России стали зарождаться новые институты, появляться новые организации, начали формироваться отдельные элементы механизмов саморегуляции как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровне.
Среди важных составных элементов саморегуляции следует отметить образование в России следующих органов управления и контроля, аналитических, экспертных, информационных структур и саморегулируемых организаций:
·    Центральный банк Российской Федерации;
·    Федеральная антимонопольная служба (ранее Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства);
·    Федеральная служба по финансовым рынкам (ранее Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг);
·    Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике;
·    Общество защиты прав потребителей;
·    Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ);
·    Российская торговая система (РТС);
·    Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
·    Национальная фондовая ассоциация (НФА);
·    Национальный депозитарный центр (НДЦ);
·    Различные ассоциации товаропроизводителей (более 50) и др.
Однако до создания рыночной, саморегулирующейся экономики с развитой сетью ФЭС и СРО России придется пройти очень долгий путь создания и развития институциональных основ, эволюции институтов и изменения самой социокультурной среды общества.
Особо следует сказать о социокультурной среде общества - это также своеобразный институт, который подразумевает создание правового государства и соответствующее отношение к законам в обществе, что является существенным условием появления и развития сети функциональных экономических систем и саморегулируемых организаций.
Следует подчеркнуть, что двухуровневая модель саморегуляции рыночной экономики достаточно универсальна и может использоваться как на страновом уровне, так и на уровне региональных интеграционных объединений, а так же в масштабах глобальной экономики.
Практическую реализации данная модель в настоящее время может найти, прежде всего, в странах Европейского сообщества, где в наибольшей степени развиты рыночные институты и интеграционные процессы.
Теория саморегуляции может использоваться на корпоративном уровне для создания устойчивого бизнеса и оптимизации системы управления.




Владимир Андрианов

14 ноября 2007 г.

www.nasledie.ru


viperson.ru

Док. 440348
Перв. публик.: 14.11.07
Последн. ред.: 03.11.10
Число обращений: 586

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``