В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в г. Дубне с выступлениями избранного Президента России Дмитрия Медведева, губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского и Министра образования и науки Андрея Фурсенко Назад
Стенограмма заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в г. Дубне с выступлениями избранного Президента России Дмитрия Медведева, губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского и Министра образования и науки Андрея Фурсенко
Д. МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на президиуме Госсовета мы обсудим перспективы развития национальной инновационной системы.
Успех на этом направлении для нас имеет ключевое значение. По сути, это решающее условие для долгосрочного роста нашей экономики, но с ростом экономики связан и ощутимый рост качества жизни всех наших людей.
Известно, что сектор научных разработок и их эффективная коммерциализация - это основа конкурентоспособного промышленного производства. И в развитых странах развитая же инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования - всё это находится в одном большом кластере.
Базовыми элементами этой системы являются создаваемые сегодня наукограды, особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, так называемые бизнес-инкубаторы и иные подобные структуры, которые появляются сейчас в довольно большом количестве. А высокая скорость и непрерывность инновационного цикла должна обеспечиваться финансовыми институтами, в том числе венчурными инновационными и инвестиционными фондами.
Инновационная система - это такой приводной механизм научно-промышленного развития, который применяется в большинстве современных государств. Её главная задача - обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла. Именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И именно к этой модели мы сегодня и стремимся.
Что касается нашей системы, российской инновационной системы, у нас, с одной стороны, созданы и уже работают её основные элементы, однако мы прекрасно понимаем (и, собственно, прежде всего, ради этого собрались здесь): инструменты поддержки инноваций сегодня слабо увязаны друг с другом. Отдельные циклы инновационного производства разобщены и плохо состыкованы друг с другом. Наверное, сегодня в этом основная проблема. И мы просто вынуждены открыто констатировать, что сегодня, по сути, системой они не являются. Хотя мы и используем этот термин "инновационная система", но, по сути, пока это не система: это набор близких, но пока ещё достаточно разнородных элементов. И поэтому созданные у нас элементы инфраструктуры определяющей роли в продвижении соответствующих проектов пока не имеют. Как результат - и масштаб, и сама отдача инновационной деятельности пока остаются весьма низкими.
Я приведу несколько цифр, они многим из вас хорошо известны. Тем не менее - для того чтобы нам войти в курс: доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, не превышает у нас 10%. А доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства составляет всего 5,5%. Это данные статистики.
Я вчера, когда готовился к сегодняшнему мероприятию, задался вопросом: как это считается? И даже эти цифры не вполне для меня очевидны.
Ясно, что должны быть найдены решения, позволяющие обеспечить массовое, серийное создание инноваций, так чтобы доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возросла до 40-50%, а доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции - до 20-25%. При этом внутренние затраты на исследования и разработки должны вырасти с 1% от ВВП сегодня до 3% ВВП, в том числе за счёт увеличения расходов частного бизнеса на науку.
Подчеркну, это абсолютно реальные ориентиры, на которые отечественная инновационная система должна выйти уже к 2020 году. Это не просто реальные ориентиры - это наша обязанность. Если мы этого не сделаем, то мы и соответствующую программу не реализуем. И соответственно программа, обеспечивающая их безусловное достижение, должна стать одним из ключевых разделов Концепции социально-экономического развития страны на период до 2020 года.
Этот документ должен, во-первых, содержать конкретный план действий по соответствующим вопросам; во-вторых, заложить единый, скоординированный подход к реализации как отраслевых, так и региональных инновационных проектов, тем самым создав условия для концентрации бюджетных ресурсов на таких приоритетных для нас направлениях, как нано- и биотехнологии, энергосбережение, экология, новейшие информационные системы и другие.
Такой документ нужен не только государству, но и бизнесу. Он должен предметно назвать те сферы, где государственно-частное партнерство должно использоваться максимально эффективно.
Сама по себе эффективность инновационной системы зависит также от объективного знания глобальных тенденций развития. Не секрет, что в сегодняшней ситуации прогнозирование у нас разрозненно по отдельным отраслям, по технологическим направлениям, а все расчеты зачастую просто не согласуются друг с другом. Поэтому считаю необходимым разработать объективный долгосрочный прогноз научно-технологического развития страны, прогноз на перспективу до 2030 года.
Ещё одна группа задач связана с преодолением сегодняшнего состояния, когда у нас разобщены научный и корпоративный сектора инновационной системы. К сожалению, это так. Обратных примеров пока не так много. Один из них - это Дубна, [есть] ряд других наукоградов. Именно здесь коренятся трудности с внедрением в производство инновационных продуктов. И одно из решений - выстраивать в инновационной среде сквозные технологические коридоры, то есть такие механизмы, которые обеспечивают продвижение передовых знаний к рынку и привлекают инвестиции в самые прорывные проекты.
В порядке первоочередных мер следует обеспечить скорейшее принятие ряда законопроектов, об этом мы тоже говорили: это и закон "О передаче технологий" и закон "О патентных поверенных". Оба эти документа, по сути, вытекают из ряда более общих законов, которые мы приняли за последнее время. Они будут содержать правовые нормы, которые должны стимулировать инновационную деятельность.
Надо, кроме того, повышать спрос реального сектора экономики на технологии и инновации. Распоряжение ими должно стать выгодным активом, способным резко повысить капитализацию наших предприятий.
И, наконец, важнейшая задача - развитие инновационной среды на местах, в регионах. Рассчитываю, уважаемые коллеги, услышать от вас сегодня ваши предложения.
Ещё раз хотел бы сказать, что развитие инновационной системы - это, по сути, структурный сдвиг российской экономики и реальный выход к модели, позволяющей достичь опережающего развития. А это та цель, которую ставят перед собой сегодня большинство стран. Но только при таком подходе у нас могут появиться и новые лидеры производства, и само производство станет наконец высокотехнологичным.
Это короткое вводное слово, которое я хотел произнести. А сейчас слово для доклада Виктору Александровичу Толоконскому [губернатор Новосибирской области].
Виктор Александрович, слушаем Вас.
В. ТОЛОКОНСКИЙ: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания! Коллеги!
Все хорошо понимают, насколько важные и сложные проблемы мы сегодня рассматриваем. Как совершенно точно сейчас подчеркнул Дмитрий Анатольевич, от качества развития инновационной системы зависит решение всех стратегических задач развития страны.
При подготовке доклада президиуму Государственного совета члены рабочей группы активно обсуждали аналитические материалы и предложения Министерства образования и науки, других министерств и ведомств, Академии наук Российской Федерации, отдельных регионов, ряда авторитетных экспертов.
Позвольте, Дмитрий Анатольевич, мне не комментировать все содержание доклада, оно всем роздано, а остановиться на некоторых выводах и задачах, которые, по нашему коллективному мнению, должны определять основные направления работы государственных органов и общественных институтов в развитии национальной инновационной системы.
Прежде всего, считаю необходимым обозначить общую системную проблему, сдерживающую такое развитие. Да, Россия обладает мощным научно-образовательным потенциалом и современными наукоемкими производствами. Благодаря политической воле руководителей государства в последние годы созданы важные элементы инновационной системы, приняты законы и программы, предполагающие качественный рост бюджетного финансирования и поддержку научных исследований. Организованы государственные корпорации, способные заказывать и реализовывать крупные исследовательские разработки и высокие технологии, сформированы особые технико-внедренческие и технопарковые зоны, созданы современные механизмы и институты инновационного развития в виде Инвестиционного фонда, Венчурной компании, Банка развития, осуществляется грантовая поддержка лучших университетов, молодых ученых, научных школ.
И в то же время качественные изменения в науке и образовании, освоение новых технологий, уровней производительности и эффективности труда еще крайне незначительные и явно не соответствуют заявленным целям и потенциальным возможностям. Реализация инновационных программ идет медленно, без должного масштаба и связана с целым рядом неоправданных ограничений. Не стану приводить много примеров, вы их хорошо знаете, назову пример из практики развития технопарковой зоны в нашей области. Я докладывал Вам, Дмитрий Анатольевич, когда Вы у нас были.
Для подготовки прав застройки земельных участков, всей разрешительной документации на строительство технопарковых объектов в новосибирском Академгородке нам потребовалось почти два года. Это в условиях, когда были приняты соответствующие правительственные решения, имелись подготовленные, инженерно обустроенные территории, негосударственные инвестиционные ресурсы практически на весь объем строительства. И при этом я не могу, Дмитрий Анатольевич, упрекнуть какие-либо государственные органы в стремлении затянуть процесс. Вовсе нет. Они выполняли требование закона, находились в рамках традиционной управленческой практики. Подобные преграды и барьеры сдерживают темпы развития особых технико-внедренческих зон, технопарков, университетских центров, малого инновационного бизнеса. Многим из нас не раз приходилось убеждаться в том, что существующее законодательство и управленческая практика нацелены на поддержание сложившихся условий и структурных пропорций, но слабо адаптированы к решению задач быстрого инновационного развития. Поэтому для успешной реализации инновационной стратегии нам необходимо качественно обновить и наше законодательство, и нашу систему управления.
Какие в этом ключе вносим конкретные предложения?
Первое. Считаем важным расширить временные горизонты прогнозирования и разработки программ научно-технологического и инновационного развития страны, усилить их комплексность и системность. Стратегия развития страны до 2020 года должна уточнить цели, приоритеты и конкретные механизмы развития национальной инновационной системы. Одновременно качественный прогноз развития науки и технологий на период 20-30 лет должен во многом определять экономические и социальные цели и задачи развития нашего общества и государства. Дмитрий Анатольевич сейчас такое поручение, такое решение уже сформулировал.
Второе. Систему государственного управления необходимо максимально ориентировать на проектно-целевой принцип. Обычно механизм согласования не всегда обеспечивает нужную динамику в принятии управленческих решений. Политическая стабильность и особая важность инновационной политики дают нам основание предложить, чтобы реализация особо крупных и значимых проектов регулировалась указами Президента России. Опыт работы по приоритетным национальным проектам доказал действенность и эффективность проектно-целевого подхода и концентрации управленческих полномочий. Одновременно с усилением проектно-целевого принципа управления важно расширить полномочия и усилить ответственность субъектов Российской Федерации в реализации программы инновационного развития.
Третье. Следует внести необходимые дополнения и уточнения в профильные законы и нормативные акты, регулирующие научную, образовательную и в целом инновационную деятельность, и на этой основе внести поправки в законодательные акты общего системного действия.
Отмечу, что здесь больше всего было предложений от членов рабочей группы, которые касаются предоставления права государственным научным и образовательным учреждениям быть учредителями малых инновационных предприятий с использованием для этого нематериальных активов и собственных заработанных средств. Предоставление такого права позволит качественно ускорить процесс внедрения научных разработок в хозяйственную практику, эффективно коммерциализировать результаты исследований, масштабно привлечь в инновационную сферу частный капитал и существенно повысить мотивацию деятельности научных организаций и ученых, я бы даже сказал, привлекательность их работы в России. Рабочая группа поддерживает предложения ряда министерств, Академии наук Российской Федерации о внесении изменений в закон 94-й о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. Нынешняя его редакция зачастую не позволяет научным учреждениям использовать наиболее качественные детали и комплектующие, формировать долговременные партнерские отношения, участвовать в международных проектах и многое другое.
Считаем важным дальнейшее совершенствование налогового законодательства. Оно должно эффективно стимулировать спрос со стороны производственного сектора на научные разработки и их практическое применение, способствовать внедрению современных высоких технологий, требующих больших разовых капиталовложений, содействовать развитию технопарковой инфраструктуры, давать широкие возможности для использования государственных средств и частных инвестиций на приобретение научного и экспериментального оборудования.
Мы видим целесообразность в развитии нормативной базы, регулирующей деятельность государственных институтов развития. Полагаю, что ни у кого не вызывает сомнений, что развитие национальной инновационной системы потребует существенного роста инвестиций и без эффективной государственной поддержки здесь не обойтись. На это должны быть максимально ориентированы инвестиционные и венчурные фонды, [Российский] Банк развития, вся финансово-кредитная система.
Четвертое. Повышение качества и темпов инновационного развития предполагает концентрацию ресурсов для формирования крупных научно-образовательных центров мирового уровня, таких центров, которые способны быть точками роста для инновационной экономики всей страны. Для этого необходимо активизировать региональную инновационную политику, создать субъектам Федерации серьезные стимулы для развития инновационной экономики, качественно улучшить всю сферу жизнедеятельности на тех территориях, где сосредоточен высокий научно-технологический и образовательный потенциал.
Пятое. Инновационное развитие требует особой системы подготовки кадров. Нам нужны специалисты, которые способны находить новые решения, создавать и совершенствовать научные школы, внедрять высокие технологии во всех сферах деятельности. К сожалению, коммерциализация высшего профессионального образования, неправильные и порой лицензионные требования к вузам привели к росту численности студентов, но одновременно и к деформации профессиональной структуры, к снижению качества подготовки многих специалистов.
На всех приоритетных направлениях инновационного роста мы сталкиваемся с дефицитом необходимых кадров. Поэтому здесь требуются серьезные законодательные и управленческие инновации. Обязательным условием предпринимаемых усилий должно быть существенное укрепление взаимодействия науки и образования, максимальная адаптация учебных планов и программ к реальным задачам и механизмам инновационного развития.
В заключение хочу поблагодарить Андрея Александровича Фурсенко [Министр образования и науки РФ] и его коллег за самое активное и заинтересованное участие в подготовке обсуждаемых сегодня предложений.
Считаю также важным подчеркнуть, Дмитрий Анатольевич, позитивный настрой и уверенность членов рабочей группы в том, что сегодня есть все политические, экономические, социальные условия для реализации предложений, для достижения поставленных руководством страны задач инновационного развития.
Спасибо.
Д. МЕДВЕДЕВ: Теперь Андрей Александрович тоже несколько слов скажет на эту тему.
Пожалуйста.
А. ФУРСЕНКО: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Центральным элементом инновационного сценария развития экономики является национальная инновационная система. И благодаря предпринятым в последние годы усилиям удалось достичь определенных результатов практически по всем основным направлениям формирования национальной инновационной системы. В частности, может быть отмечено развитие профессиональной подготовки в рамках нацпроекта "Образование", который включает поддержку инновационных вузов, техникумов, колледжей, разработку новых стандартов, целевых программ. Проведена модернизация научного сектора, принят новый закон о науке, утвержден устав Российской академии наук, утверждена программа фундаментальных исследований госакадемий. Если говорить об инфраструктуре, то за последние годы создано более 60 центров коллективного пользования, более 120 инновационно-технологических центров и технопарков, 86 центров трансфера технологий, возникли особые экономические зоны. Заработали институты развития, это Российская венчурная компания, это ряд госкорпораций.
Как сказал Дмитрий Анатольевич, вообще элементов построено довольно много, и, в общем, все элементы работают. При этом для задания государством ориентиров в инновационной сфере, имеющих эффект на уровне экономики и безопасности страны в целом, запущен ряд важнейших инновационных проектов. Я могу сказать, что в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки" на эти цели предусмотрено 5 млрд руб., при этом доля внебюджетного финансирования - до 60% от общего объема финансирования, а ежегодная выручка - пять рублей на каждый вложенный бюджетный рубль. Только за счет этого механизма к концу программы, где-то к 2011-2012 году, прирост инновационной продукции составит как минимум 100 млрд руб.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на значительно меньший по сравнению с ведущими индустриальными державами опыт ведения инновационной деятельности, в России существует система, осуществляется коммерциализация научно-технических результатов, обеспечивается рост производства новой технологической продукции, но масштаб этой деятельности ни в коем случае не может нас устраивать. Это элементы, а не единая мощная комплексная система. И главным ограничителем здесь является как раз недостаток этого комплексного подхода к развитию инновационного сектора, подхода, при котором любые решения экономической направленности рассматривались бы с позиции стимулирования именно инновационного развития. Именно в этом случае мы могли бы перейти от управления затратами к управлению результатами и обеспечить инновациям адекватную роль в развитии экономики страны. Сегодня все-таки мы главным образом говорим, как потратить деньги.
Министерство образования и науки имеет ряд предложений по существу вопроса. Прежде всего, требуется переломить сложившуюся крайне негативную тенденцию, при которой увеличение бюджетного обеспечения сферы научных исследований не приводит к увеличению объема ее финансовых ресурсов в целом, а лишь вытесняет и замещает деньги частного сектора. Бизнес сегодня не хочет и не готов полноценно участвовать в формулировании задач и заказов. В нашей федеральной целевой программе есть специальное направление работы по тематике бизнес-сообщества, только бюджетное финансирование - 15 млрд руб. Самые большие проблемы с конкурсом идут именно по этому направлению, мы не можем найти необходимого количества проектов.
Далее. Явным препятствием на пути ускоренного инновационного развития остается, с одной стороны, недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, а с другой - низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов. Для устранения первой проблемы предлагается ввести в практику конкурсы программ развития научно-исследовательских институтов по аналогии с продемонстрировавшим успешность конкурсом инновационных вузов в рамках национального проекта "Образование". Адресная бюджетная поддержка лидирующих исследовательских центров в конечном счете обеспечит и процесс необходимой реструктуризации госсектора науки в целом, а также достижение нового качества научных результатов. Мы соответствующий проект документов подготовили и предлагаем его рассмотреть в ближайшее время на Правительстве.
Тот же конкурсный подход должен быть реализован для российских исследовательских структур и на международном уровне. Такую возможность предоставляет присоединение России к 7-й рамочной программе научно-исследовательского и технологического развития Европейского сообщества. Это не только откроет нам доступ к научному потенциалу основных европейских исследовательских организаций, но и даст мощный стимул к развитию коммерциализации получаемых результатов, к реформированию неэффективной структуры и управления.
Мы ведем в настоящее время предметные российско-европейские консультации о конкретных условиях присоединения. Только в рамках этого конкурса мы действительно сможем определить, какие у нас научные организации конкурентоспособны, а какие не могут быть конкурентоспособны в мире, а значит, они не конкурентоспособны и в нашей стране, потому что наука все-таки сугубо местной быть не может, сегодня особенно.
С учетом особой важности для инновационной сферы системного долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития России нами начата работа по реализации на основе международно-признанной методологии Форсайта прогноза на период до 2025 года. На сегодня получены первые результаты, которые показывают, в частности, что для перехода к политике ускоренной технологической модернизации следует сконцентрировать ресурсы государства на следующих трех основных технологических направлениях.
Первое - это на тех проектах, которые находятся в сфере непосредственной ответственности государства. Это оборона, здравоохранение, образование и фундаментальная наука.
Второе - это направления, которые востребованы бизнесом, но одновременно входят в сферу интересов государства. Например, экология, атомная энергетика, модернизация инфраструктуры.
И, наконец, это направления, где обеспечивается создание новейшей технологической базы, формирование которой лежит за пределами традиционных горизонтов планирования коммерческой деятельности, например нанотехнологии.
В рамках упомянутого комплексного подхода эти задачи могут быть эффективно решены специфическими взаимоувязанными инструментами - технологическими коридорами, о которых сказал Дмитрий Анатольевич и которые действительно должны быть частью, может быть, базовой частью национальной инновационной системы. Однако возможности этого развития сегодня ограничены действующим законодательством. Сегодняшняя нормативно-правовая база сформирована с ориентиром, прежде всего, на обеспечение стабилизации, а не развития, охраны, а не использования результатов интеллектуальной деятельности. И сегодня наша правовая среда фактически блокирует то новое, что вносит сама жизнь, а в целом является неблагоприятной для формирования и развития эффективной инновационной системы.
В то же время поставленные задачи требуют совершенно иного подхода - это стимулирование инновационной деятельности, снятие сдерживающих барьеров. Ключевую роль снятия сыграло принятие четвертой части Гражданского кодекса. Это был ключевой момент, и в развитие этого положения - те законопроекты, о которых Вы говорили, Дмитрий Анатольевич, они не только разработаны, они приняты Правительством, и, насколько я знаю, первый закон о передаче технологий должен сегодня быть внесен в Думу.
Кроме этого разработан ряд постановлений Правительства, которые бы обеспечили имплементацию этих законодательств в жизнь. И эти меры обеспечивают в основном создание целостной системы управления правами на результаты научно-технической деятельности, полученными за счет средств федерального бюджета. В частности, за госбюджетными учреждениями образования и науки, которые создают сегодня основной объем таких результатов, закрепляются права на эти результаты, что мотивирует предприятия и, главное, исследователей на инновационное поведение. Однако для практического внедрения эти учреждения должны иметь адекватные механизмы.
Виктор Александрович говорил о том, что одна из возможностей - это создание малых предприятий, при которых вносятся в качестве вклада оцененные, я подчеркиваю, оцененные независимыми оценщиками права на результаты интеллектуальной деятельности. И это требует определенных изменений в Гражданский и Бюджетный кодексы, другие федеральные законы. Но, на наш взгляд, суть этих законов это не изменит. Мы подготовили предложения по соответствующему законопроекту и тоже хотели бы, чтобы президиум Госсовета поддержал работу над этим законопроектом.
Также было сказано по поводу определенных изменений в 94-м Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Требуется учет законов на НИОКР [научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы], в частности вопросы, связанные с софинансированием работ со стороны бизнеса, - это вопрос, который в полной мере сегодня в 94-м ФЗ [федеральном законе] не решен.

http://rost.ru/medvedev/report-18-04-1.html




Док. 440260
Опублик.: 21.04.08
Число обращений: 1197

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Толоконский Виктор Александрович
  • Фурсенко Андрей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``