В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Пушков: `Путин и Медведев вместе сформируют правительство` Назад
А.Пушков: `Путин и Медведев вместе сформируют правительство`
Президент остается надпартийной общенациональной фигурой

Вчера прошел съезд партии "Единая Россия", который, по-моему, еще два месяца назад даже не собирались проводить. Во всяком случае, о нем не было объявлено публично. Связано это было с тем, что в Кремле решался вопрос о том, будет ли Владимир Путин возглавлять эту партию в качестве председателя. Вчера на съезде "Единой России" Путину было сделано такое предложение, и он его с благодарностью принял. Таким образом, 8 мая 2008 года он станет премьер-министром и руководителем "Единой России". Но при этом остается открытым вопрос, будет ли Путин членом партии. Вполне возможно, будет создан весьма своеобразный прецедент - председатель партии не будет ее членом. Если это произойдет, хотя, по моим данным, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, то это будет означать, что Путин на посту премьера хочет сохранить некую дистанцированность от партии. Это при том, что она будет его поддерживать в качестве ведущей партии в Госдуме, контролирующей большую часть законодательных собраний в стране. Путин будет нести, разрабатывать политический курс вместе с партией и осуществлять его в качестве премьер-министра, но не будет отвечать непосредственно за состояние дел уже внутри партии: за строительство парторганизации, за партийные компании, за молодежное движение. Неслучайно вчера Путин заявил, что все руководство оперативной работой партии он просит взять на себя Бориса Грызлова. Получается, что Борис Грызлов, несмотря на различные слухи, что его передвинут на какую-то министерскую должность или в Совет безопасности, остается руководителем "Единой России" как партийной организации, а Путин становится лидером "Единой России" как политической силы. Таким образом, я бы провел разделение между этими двумя фигурами. При этом обратите внимание, что Дмитрий Медведев отказался вступить в ряды партии, хотя подобное предложение ему было сделано. Он повторяет путинскую схему: президент должен быть надпартийным, представлять интересы всех жителей страны, а не только тех, кто входит, поддерживает или голосует за "Единую Россию". Президент у нас остается надпартийной общенациональной фигурой.



Владимир Путин получает институциональную опору для своей власти



Каковы последствия этого решения? Последствие первое. Владимир Путин получает институциональную опору для своей власти. Дело в том, что все предыдущие премьеры были людьми, которые назначались президентом, потому могли быть исключены по его желанию в любой момент. Вспомните, как Борис Ельцин 23 марта 1998 года провел отставку Виктора Черномырдина и поставил на его место Сергея Кириенко. Это была полная неожиданность для всех, тем более что Кириенко к тому времени проработал всего три месяца на посту руководителя Минтопэнерго. А Ельцину будто бы не понравилось, что Черномырдин оговаривал с Альбертом Гором - в ту пору вице-президентом США - то, как они будут править Россией в качестве президентов. Ельцин тогда был тяжело болен. Он, видимо, посчитал, что Черномырдин торопит события и убрал его с той позиции. Тогда Черномырдина никто не мог защитить, поскольку он не опирался на парламентское большинство в Госдуме, вообще на какую-либо политическую партию. Он был приглашен Ельциным и был им же отставлен. То же самое мы видели в период путинского правления. Фрадкова сменили, к изумлению всего мира, на Зубкова в одночасье. Поскольку Фрадков был техническим премьером, осуществляющим политику президента. Президент его назначил, президент его сменил. По конституции у президента есть такое право. Оно и на данный момент у него остается. Но все дело в том, что сегодня Медведеву надо будет считаться с тем, что за этим премьер-министром стоит целая партия, контролирующая Государственную думу, имеющая конституционное большинство, без участия которой ни один закон не может быть проведен и принят. Для Путина это главная институциональная опора его роли как ключевого, а не технического премьер-министра.



Институт полпредов будет замыкаться на Путине



Второй момент. Дело в том, что даже при самых хороших личных отношениях в политике нельзя полагаться только на них. Если человек хочет выстроить себе мощную базу для осуществления своей власти и своего влияния, он должен опираться на какие-то еще факторы, кроме хороших отношений с президентом страны. И я думаю, что Путин сейчас будет выстраивать целую систему опор для себя как для премьер-министра. Это радикальным образом повысит его вес в существующей системе власти. Помимо того, что он возглавит партию, не исключено, что премьеру будут подчиняться полпреды, которые ныне являются полпредами президента в федеральных округах. Сейчас идет устойчивая информация, что полпреды отныне будут заниматься экономикой, потому будут замыкаться на премьер-министре. Таким образом, институт полпредов тоже будет замыкаться на Путине.



Путин предложит Медведеву партийное правительство



Третий момент. Третья институциональная опора Путина как премьера будет состоять в том, что, скорее всего, он предложит Дмитрию Медведеву партийное правительство. Впервые в истории Российской Федерации у нас будет партийное правительство, состав которого подготовит и предложит президент. Нынешние отношения Владимира Путина и Дмитрия Медведева таковы, что они, скорее всего, вместе решат, каков будет состав этого правительства. За этим правительством будет стоять не только их личная договоренность, но также конституционное большинство в Госдуме. "Единая Россия", конечно же, воспользуется тем шансом, который у нее сейчас появляется, для того чтобы провести своих людей в состав Кабинета министров или вообще сделать этот Кабинет состоящим преимущественно из членов или руководителей их партии. Я очень надеюсь, что правительство будет формироваться по профессиональному признаку. Не хотелось бы, чтобы партийный принцип затмил здравый смысл. Принципиальным моментом является то, что Путин имел дело с непартийным правительством, утвержденным Госдумой, при этом не несущей за него прямой ответственности. Теперь же Дмитрий Медведев будет работать с партийным правительством, которое будет поддерживаться, составляться и формироваться "Единой Россией" как партией большинства.



Неудачи правительства будут сказываться на рейтингах "Единой России"



Четвертый момент состоит в том, что и "Единая Россия" будет нести большую ответственность за деятельность этого правительства. Я думаю, что теперь мы увидим меньше критики со стороны Госдумы в адрес правительства. Во-первых, потому что его будет возглавлять Путин, а во-вторых, потому что "Единая Россия" сама будет его формировать в значительной степени. Если раньше "Единая Россия" могла себе позволить критиковать, скажем, Зурабова, который был не ее представителем, то теперь, после того как "ЕР" примет участие в формировании правительства, у нее сократится поле для маневра. Она уже не сумеет себя отделять от правительства, как могла себя отделять прежде. Теперь партия будет нести ответственность за это правительство. И вполне естественно, что неудачи этого правительства будут сказываться на популярности, на рейтингах "Единой России".



Создается новая система власти, которая без изменения конституционных полномочий увеличивает значение парламента и партийного премьер-министра



И наконец последний момент. Как мне представляется, Владимир Путин выполняет свое обещание не менять конституцию и не превращать Россию в парламентскую республику. По конституции президентские полномочия остаются теми же, но создается новая система власти, которая без изменения конституционных полномочий президента увеличивает значение парламента и партийного премьер-министра. Я бы сказал, что мы, возможно, вступаем в этап президентско-парламентской республики. Президент остается полноценным руководителем страны - его роль гаранта конституции, гаранта территориальной целостности России сохраняется в полной мере. Кстати, Путин не раз говорил, что такая страна, как Россия, нуждается в сильной президентской власти, но при этом, безусловно, повышается роль премьера, правительства и парламентского большинства. Мы сейчас вступаем в новый этап, новую конфигурацию вертикали власти в России. Если раньше между президентом и премьером была дистанция огромного размера, как сказал бы Грибоедов, то сейчас дистанция между президентом и премьером резко сокращается. Премьер имеет меньшие конституционные полномочия, нежели президент, но, опираясь на целый ряд новых институциональных основ, которые сейчас создаются, он превратится в ключевую фигуру российской политики.

Алексей Пушков, телеведущий


Эксклюзивный комментарий Алексея Пушкова специально для KM.RU
KM.RU
17 апреля 2008 г.

Док. 440010
Перв. публик.: 17.04.08
Последн. ред.: 18.04.08
Число обращений: 256

  • Пушков Алексей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``