В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.Леонтьев: `Россия получит универсального президента` Назад
М.Леонтьев: `Россия получит универсального президента`
Я считаю, что согласие Владимира Путина возглавить "ЕР" является логичным шагом с его стороны. Обратите внимание, сколько было гаданий по поводу будущих изменений и того, кто станет преемником действующего президента. А также - по поводу того, чем будет заниматься Путин. Может быть, на подковерном уровне и шли какие-то неимоверные "бои-страдания" по этому поводу. Но если мы посмотрим на внешнюю канву политики Кремля, то увидим долговременную, понятную и абсолютно логичную последовательность - как в декларациях Путина, так и в его непосредственных решениях. И в том, что он обещал, и в том, чего не обещал. Таким образом, складывающаяся партийная система начала отстраиваться не сегодня и даже не вчера (под выборы). Она отстраивалась постепенно, без рывков, через изменение избирательного законодательства в сторону создания крупных партий. По этому поводу было много воплей и криков. Очевидно, что при том рейтинге, который имеет Путин, крупнейшей партией должна быть путинская партия. Можно, конечно, взять и расчленить путинское большинство на несколько частей. А потом заставить их бороться друг с другом. Примерно таким образом и задумывалась "Справедливая Россия". Но даже при большой идеологической разнице, которая существует между "ЕР" и "СР", реализовать эту идею не удалось. Повторюсь: существует путинское большинство. Оно сплотилось под определенное мировоззрение. Я бы даже сказал - пока еще мироощущение, на котором выстроена одна основная партия.



Путин сломал систему, построенную на 100% единовластии



Однако, несмотря на ее общее доминирование, остались три парламентские партии, которые вполне доказали свою жизнеспособность, при всех тех колоссальных барьерах, которые существуют. На протяжении последних лет, когда формировалась нынешняя партийная система, руководство говорило о движении в сторону партийного правительства. Затем последовало решение Путина стать премьером, и был объявлен "курс-2020". В результате мы сейчас имеем новую политическую систему, которая полностью вписывается не только в рамки Конституции, но и текущего российского законодательства. Спрашивается, как такое стало возможно? Особенно учитывая одну нашу характерную особенность - "что мы ни начнем делать, у нас все время получается автомат Калашникова". Вообще постсоветская политическая система была советской по сути. Потому что она была построена на 100% единовластии. Нашей страной всегда управляли генсеки. А уж как именно их назвать, как конкретно перераспределены полномочия и как у нас "разделяются ветви власти" - это все из разряда "лохматить бабушку". Президентской республикой Россия была по содержанию, а по форме (по Конституции) она была президентско-парламентской республикой с очень сильной (неформально) президентской властью. И все же эта форма правления предполагала наличие правительства, которое не возглавляется главой государства. И это правительство ответственно перед парламентом. Причем, как мы помним, в период слабости президентской власти эта схема работала.



Медведев не уступил ни одного из своих конституционных полномочий



Медведев не потерял ни одного из полномочий. При том что легитимной в России всегда была только (или в первую очередь) президентская власть. Не как конкретный политик, а как институт. Скажем так: этот институт был понятен людям. Поэтому он был общепризнанным источником власти. А все остальные властные, псевдовластные и околовластные институты получали свою легитимность от президента. Правительство - напрямую, региональные руководители - сначала косвенно, а потом тоже напрямую, и, наконец, парламент - опосредованно. Этот орган признавался потому, что в нем господствует пропрезидентская партия. Вот и вся политическая система. Примитивная, но, в общем, работающая с точки зрения цели политической стабилизации. Но назвать ее сильной, эффективной и гибкой никак было нельзя. То есть мы имели сильную президентскую власть, техническое правительство и подсобно-прикладной парламент (при главе государства и Кабинете министров). Теперь же, в связи с последним решением, мы имеем партию, которую возглавляет политический лидер. Причем безусловный национальный лидер (а не какой-то узкопартийный, классовый или региональный лидер). Возглавив партию, которая имеет большинство в парламенте, ее лидер станет во главе правительства. Таким образом, мы получаем не техническое, а теперь уже политическое правительство, которое опирается на партию. Последняя же ставит перед собой задачу реализовать конкретный курс. Наконец, мы имеем президента, который не уступил (и, я думаю, в будущем тоже не утратит) ни одного пункта из своих конституционных полномочий.



Путин сделал все простенько, понятно и толково



На самом деле все получается достаточно простенько, понятно и толково. Президент сдвигается в сторону общих гарантий и режимов. Он призван гарантировать безопасность и развитие страны. Это касается сферы обороны, безопасности, правопорядка и внешней политики. Это, собственно, тот контур, в рамках которого происходит развитие. Правительство же отвечает непосредственно за само развитие. А это означает, что оно отвечает за определенный политический курс. Курс вообще не может быть непартийным (в том смысле, что он всегда идеологичен). Потому что любой курс должен в конечном итоге к чему-то привести. А общий режим не должен быть идеологичен. Он должен быть универсален. Таким образом, мы получаем универсального президента и идеологического (партийного) премьера, который возглавляет правительство. А парламент становится ареной для проявления этой политики в виде законодательной деятельности. Все это становится очень заметно на фоне истории с членством Путина в партии. Как известно, он отказался вступить в партию. И, что самое главное, он согласился стать во главе "ЕР" только после того, как истечет его срок пребывания на президентском посту. Владимир Путин особо подчеркнул, что он принимает отложенное решение. Таким образом, действующий президент страны партию по-прежнему не возглавляет.



Любители "почесать язык" о беспартийность Путина могут не беспокоиться



От членства в партии отказался и избранный президент Медведев. Понятно, что президенту это было бы не к лицу. Таким образом, идеологически и функционально все акценты расставлены предельно четко: президент отвечает за общий порядок. Поэтому его членство в какой-то партии нецелесообразно. Вся эта история (о которую некоторые "чешут языки", а другие потешаются - как так: президент возглавил партию, не являясь ее членом?!) может получить неожиданное развитие. Не исключаю, что после того, как Владимир Путин сложит свои президентские полномочия, он вступит в партию. Почему бы и нет? Я, конечно, не уверен в этом на 100% и не могу решать за ныне действующего президента, но я не вижу здесь никакой проблемы. Потому что такой шаг полностью укладывался бы в обозначенную схему. Президент же должен оставаться вне партии. Он просто не может в нее войти. Персональная конструкция возникающей системы также весьма интересна. Путин был и остается политическим лидером. А реальным главой государства на сегодняшний момент является Дмитрий Анатольевич Медведев. Но если на первом этапе Путину было важнее и интереснее заниматься стабилизацией (поскольку она была предпосылкой всего - в том числе и выживания страны), то теперь функции поддержания стабильности и поддержания общего порядка можно передать соратнику. А самому заняться реализацией объявленного курса развития России. А именно - ускоренной модернизацией. Это сейчас важнее. Во всяком случае, стабильность у нас уже есть.


Михаил Леонтьев, тележурналист
KM.RU
18 апреля 2008 г.




Док. 440006
Опублик.: 18.04.08
Число обращений: 301

  • Леонтьев Михаил Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``