В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шаталов не намерен снижать НДС Назад
Сергей Шаталов не намерен снижать НДС
Минфин игнорирует поручения премьера и президента
Президент Владимир Путин и премьер Виктор Зубков поставили перед министерствами финансов и экономического развития и торговли ясную задачу - к августу этого года подготовить расчеты и окончательно определиться со снижением налога на добавленную стоимость. Проще говоря, ответить на вопрос, когда и в каком объеме будет снижена 18-процентная ставка налога на добавленную стоимость (НДС). Соответствующее поручение, в частности, дано премьером Зубковым по итогам заседания правительственной комиссии по бюджетным проектировкам 31 марта текущего года. Ради этого отложена доработка концепции развития России до 2020 года. Вновь избранный президент Дмитрий Медведев на встрече с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 8 апреля счел нецелесообразным окончательно принимать этот документ в условиях налоговой неопределенности. "Не должно быть ситуации, когда долгосрочная концепция уже принята, а решения по налогам нет. Если решения по налогам не могут быть приняты в установленный период, стало быть, и концептуальный документ должен быть принят чуть позже. Несбалансированности здесь допустить нельзя", - предупредил Медведев.

В этой ситуации заявления замминистра финансов Сергея Шаталова, сделанные им вчера в интервью агентству "Интерфакс", выглядят по меньшей мере странно. Минфин упорно отказывается прислушиваться к налоговым предложениям и Кремля, и правительства. По словам Шаталова, Минфин может к августу подготовить предложения по снижению налога на прибыль в качестве альтернативы снижению НДС. "Если у нас есть ресурсы, позволяющие и дальше снижать налоги, то предметом дискуссии должен стать вопрос, какие именно налоги снижать. И тогда, с моей точки зрения, первым кандидатом может быть налог на прибыль организаций", - заявил Шаталов. Хотя очевидно, что Минфин вообще не снижал бы никаких налогов из-за своих же опасений разбалансировать бюджет.

Снижать НДС Сергей Шаталов по-прежнему не настроен. По его словам, сомнительна гипотеза, что при снижении НДС предприниматели выйдут из тени, что, в свою очередь, автоматически приведет к росту налоговых поступлений. "К сожалению, отказ от налоговых злоупотреблений и выход из тени обусловлен не столько ставками налогов, сколько способностью государства пресекать противоправные действия и тем, как налогоплательщики оценивают риски того, что они будут привлечены к ответственности", - пояснил он. Замминистра уверен, что снижение ставки НДС само по себе не приведет к кардинальным изменениям в психологии налогоплательщиков или к чудесному улучшению налогового администрирования.

Вчерашний демарш Шаталова вызвал у его коллег по правительству, мягко говоря, недоумение.

"Сергей Дмитриевич (Шаталов. - "Газета"), видимо, не в курсе, что Минфину и Министерству экономического развития и торговли дано поручение до 1 августа представить предложения по снижению НДС. А дискуссия о том, что лучше снижать, закончена. Для всех очевидно, что НДС. Минфину следует выполнять данные поручения премьера и президента", - прокомментировал вчера корреспонденту "Газеты" откровения Шаталова замминистра экономического развития и торговли Станислав Воскресенский.

Не сошлись Воскресенский и Шаталов мнениями по поводу замены НДС налогом с продаж. Воскресенский отстаивал эту идею еще в должности замруководителя экспертного управления президента. Шаталов был всегда против. Вчера Шаталов заявил: "Надеюсь, завершена дискуссия и поставлена точка в споре о том, следует ли НДС заменить налогом с продаж. НДС останется, несмотря на то что к нему есть совершенно объективные претензии и его следует совершенствовать. Теперь обсуждение перешло в другую плоскость и сконцентрировалось на размере единой ставки этого налога".

"Дмитрий Медведев (на экономическом форуме в Красноярске 15 февраля. - "Газета") поручил продолжить анализ целесообразности замены НДС на налог с продаж. Минфин, видимо, также не в курсе этого", - недоумевает Воскресенский.

Не согласны с позицией Шаталова и в РСПП. "Я не считаю дискуссию по НДС в части возможной замены этого налога налогом с продаж законченной, - заявил корреспонденту "Газеты" замруководителя комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей Беляков. - Если предложения бизнес-сообщества по снижению НДС, поддержанные руководством страны, увязнут в согласованиях, а решение так и не будет принято, мы, безусловно, рассмотрим возможность замены НДС налогом с продаж". "Считаю, что дискуссия о замене возможна и после снижения ставки НДС до 10%", - добавил он.

Что касается идеи Шаталова предложить в качестве альтернативы снижению НДС сокращение ставки налога на прибыль, то, по словам Белякова, РСПП никогда не ограничивал свои предложения по мерам налогового стимулирования только НДС. "Считаем, что и налог на прибыль должен подвергнуться серьезным изменениям. Однако задачи, которые стоят перед российской экономикой, требуют принятия таких мер налогового стимулирования, которые бы обеспечивали режим наибольшего благоприятствования именно для переработки. Наиболее действенной такой мерой является снижение НДС", - уверен Беляков. В любом случае бизнес, по его словам, не считает, что реформирование налога на прибыль организаций является альтернативой снижения НДС. "Эти меры нужно принимать одновременно", - считает представитель РСПП.

Кому при таких высоких госдоходах может повредить снижение налогов?

Валерий Гартунг / член комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь"):

- Конкурентам российской экономики. Потому что всем в нашей стране снижение налогов пойдет на пользу: и государству, и производителям, и населению. Мало того, я считаю, что уменьшать налоговое бремя надо было еще раньше - года три-четыре назад. Но тем не менее и сейчас не поздно, причем надо это делать немедленно. Ведь запас, который сегодня есть в бюджете, позволяет прожить два года временного выпадения доходов. Я подчеркиваю - временного, так как потом начнется действие экономического эффекта, который это выпадение перекроет в несколько раз. Поэтому нужно просто иметь двухлетний запас прочности. А он сейчас в стране существует.

Антон Данилов-Данильян / председатель экспертного совета "Деловой России":

- Вообще, налоги бывают разные. Ведь можно снизить, скажем, таможенную пошлину и получить огромный приток импорта. Иными словами, эффекты могут быть самыми неожиданными: ускорив развитие одной отрасли, можно тем самым навредить другой. Однако, если рассматривать вопрос в целом, имея в виду необходимость завершения налоговых преобразований, мы можем сказать только то, что последовательно говорим уже несколько лет. Уровень конкурентоспособности многих отраслей таков, что система налогообложения заставляет их либо уходить в тень, либо исчезать вовсе. Так что надо сделать базовый выбор, и если в стране на сворачивание отраслей не согласны, тогда просто придется заниматься повышением конкурентоспособности. А источником последней являются в первую очередь внутренние издержки, в частности налоги. Для нас самый вредный и гадкий налог - это НДС, и мы убеждены, что он никакой не косвенный, о чем любит говорить Минфин. Что же касается, скажем, налога на прибыль, то, если уж идти в этом направлении, нужно двигаться не в сторону снижения ставки, а в сторону перехода к свободной амортизации.

Оганес Оганян / председатель комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности:

- Смотря о каких налогах мы говорим. Потому что если, допустим, об НДС, тогда, пожалуй, никому. А если мы говорим о снижении социальных налогов, то стоит вспомнить, что на сегодня имеется дефицит Пенсионного фонда. Поэтому здесь, безусловно, надо внимательно все просчитать. Тем не менее в глобальном смысле сейчас самое время для снижения налогов. И я вообще являюсь активным сторонником уменьшения налогового бремени на бизнес, промышленность и экономику в целом.

Евгений Ясин / научный руководитель Высшей школы экономики:

- Людям, которые работают в бюджетной сфере, а также пенсионерам. Потому что деньги, которые сегодня собирают в бюджет от нынешнего уровня налогов, не позволяют повышать заработки. Мы имеем колоссальный разрыв между бедными и богатыми прежде всего потому, что честно работающие на государство люди живут нищенски. Причем те, кто живет крайне бедно, составляют 60-70% населения. Поэтому снижать налоги стоит, только если вы хотите обогатить бизнес, ведь инвестировать он все равно не будет. Это пустые разговоры, что бизнес рвется куда-то вложиться - он сегодня придерживается тактики "не высовывайся". Ведь как только ты станешь заметным, тебя кто-нибудь начнет подгребать: то ли Иванов, то ли Сечин, то ли кто-то еще. Так что в этих условиях надо было бы дать больше возможностей, а налоговое администрирование сделать более прозрачным. Но так как сделать это либо не хотят, либо не могут, бизнес и говорит: снизьте хотя бы налоги. Для чего? Чтобы больше платить взяток? Мы не имеем возможности снизить налоги, потому что у нас очень большие расходы. Расходы, которые мы должны повышать, чтобы дальше развивать рыночную экономику. Чтобы люди из своей зарплаты могли платить за свет, газ, жилье, страховку и так далее - как во всем мире. А у нас пока остается советская система. Поэтому моя позиция - прозрачность и повышение доверия в обществе. А доверие не появится, если не будет происходить выравнивания между богатыми и бедными.

16.04.2008 / ГАЛИНА ЛЯШЕНКО, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ
Материал опубликован в "Газете" No69 от 16.04.2008г.


Док. 439617
Опублик.: 16.04.08
Число обращений: 587

  • Оганян Оганес Арменакович
  • Шаталов Сергей Дмитриевич
  • Ясин Евгений Григорьевич
  • Гартунг Валерий Карлович
  • Данилов-Данильян Антон Викторович
  • Беляков Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``