В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антон Иванов: Создание Налогового кодекса практически завершено Назад
Антон Иванов: Создание Налогового кодекса практически завершено
Как излечить судебную систему от коррупции? Российские судьи будут обязаны декларировать все свои доходы, а вскоре им, возможно, придется делать то же самое и с подарками, причем даже с подарками от близких родственников. Проекты соответствующих законов уже готовы. А еще в скором времени российские налоги перестанут меняться так часто, как сейчас, и жизнь всех, кто их платит, заметно упростится, а может быть, даже улучшится. Эти проблемы минувшим днем поднимались на встрече председателя Высшего арбитражного суда с президентом Путиным. Председатель Высшего арбитражного суда России Антон Иванов - в нашей студии.

- Антон Александрович, начнем с налогов. На вчерашней вашей встрече с президентом было продекларировано, что стабильность налогового законодательства - это крайне важная вещь. Что имеется в виду?

ИВАНОВ: Мы наконец-то практически завершили создание Налогового кодекса, одного из двух фундаментальных актов, который лежит в основе функционирования любой рыночной экономики. И этот кодекс создан, он очень объемный, но, к сожалению, довольно часто меняется. И я приводил специальные данные о том, сколько раз вносились изменения в Налоговый кодекс в последние годы. Например, в 2004 году в него вносились изменения 28 законами, в 2005-м - 24-мя. За первую половину 2006 года - 12 законами. И процесс внесения в него изменений продолжается. Поскольку кодекс очень сложный и фрагментарные его изменения приводят к противоречиям, многие нормы не выверены.

- То есть по одним законам может получиться, что предприниматель вор, а по другим - финансовый гений?

ИВАНОВ: В принципе возможна и такая ситуация. Изменения вносятся и в общую часть, и в особенную часть, в конкретные налоги, и они часто не согласуются друг с другом. И результат бывает прямо противоположный тому иногда, который преследовал законодатель, изменяя так часто кодекс. Это сказывается, конечно, очень неблагоприятно и на работе наших судов, почему мною и была поставлена эта проблема перед президентом. Потому что иногда бывает так трудно истолковать тот или иной закон, не выходя за рамки судебного толкования, не создавая новые нормы права, что мы испытываем большие затруднения. И практику нашу лихорадит. Только что сформировали практику, исходя из одной нормы закона, потом она меняется. У нас есть пример, когда в одну и ту же норму в течение года изменения вносились три раза.

- За этим следить надо.

ИВАНОВ: И даже следить за этим. Многие перестали покупать Налоговый кодекс, потому что в него так часто вносятся изменения, что только ты его купил, через некоторое время он уже устарел.

- Может быть, его сделать такой брошюркой, маленькой, но емкой, которая будет неприкосновенна, как конституция?

ИВАНОВ: Боюсь, это невозможно, потому что поставлена цель не подменять закон инструкциями. Кодекс такой большой, потому что поставлена задача отказаться от инструкций по применению этого кодекса, принимаемых различными органами исполнительной власти, сконцентрировать все нормы в законе. И это плюс. Но теперь важно, когда кодекс создан, сделать его стабильным, выверенным и соответствующим доктрине, соответствующим позиции.

- А как этого можно добиться?

ИВАНОВ: Я предложил один из вариантов, один из возможных механизмов, организационных механизмов обеспечения стабильности Налогового кодекса. У нас есть прекрасный пример - Гражданский кодекс. Он довольно стабилен, и все считают, что это один из наших самых качественных законов. Его стабильность обеспечена за счет того, что все изменения в кодекс проходят через Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте. Этот совет, в основном состоящий из ученых, специалистов в области гражданского права, выступает в качестве сита, которое не дает вносить изменения в кодекс невыверенные, противоречащие доктрине, практике применения. И прохождение закона через него - обязательная процедура, обязательный элемент процедуры. Я предложил создать такой же совет по налоговому законодательству с тем, чтобы он так же мог выступить в роли некоего эксперта, некоего профессионального эксперта, который бы оценивал все изменения в Налоговый кодекс на предмет их соответствия нашей правовой традиции, нашей практике судебной, нашим научным взглядам, идее прав человека и так далее, и тому подобное.

- И эта идея нашла поддержку у президента?

ИВАНОВ: Она показалась ему интересной, и я думаю, что он обеспокоен проблемами, связанными с качеством нашего налогового законодательства. Я надеюсь, что мое предложение не останется без какой-то реакции. Какая будет реакция - это другой вопрос. Но мне кажется, что это действительно серьезная проблема, которая беспокоит очень многих наших граждан, ну практически каждого гражданина, потому что каждый из нас налогоплательщик. Если мы все будем заранее знать, какие правила нас ожидают в следующем году, если эти правила будут сбалансированными, выдержанными, основанными на балансе публичных и частных интересов, то выиграют от этого все - и организации, и граждане.

- Но в принципе, как я понял из того, что вы сказали, Налоговый кодекс и налоги - это достаточно живой механизм, который зафиксировать в одном состоянии невозможно.

ИВАНОВ: Это верно, зафиксировать его в одном состоянии невозможно, но можно организовать работу по обновлению законодательства таким образом, чтобы все изменения к определенной дате заранее уже были подготовлены, они шли единым пакетом, вступали в силу, например, с определенного момента, с начала соответствующего года. Все могли подготовиться к их принятию, их могли бы за это время уже откомментировать, чтобы люди понимали, чего им ждать. И тогда возникнут цивилизованные отношения между налоговым органом и налогоплательщиком, как, кстати, существует во многих европейских странах, потому что у них существует довольно заблаговременное широкое освещение всех изменений в налоговое законодательство. Они там тоже меняют свои налоговые правила и довольно часто. Но они это делают упорядоченно и с использованием последних достижений юридической науки.

- Ну да, если такой характерный пример нужен, пожалуйста: подоходный налог. Многие предприниматели до сих пор не вышли из тени, потому что боятся, что горизонтальная ставка подоходного налога может измениться.

ИВАНОВ: Такие разговоры идут об изменении этой ставки, как вы знаете.

- Это реально, кстати?

ИВАНОВ: Этого я не знаю, реально это или нет. Но я понимаю тех, кто говорит о внесении этих изменений, поскольку у нас очень большая разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными, а это может служить основой для социального напряжения. И, конечно, эту разницу нам надо сглаживать. Вопрос в том, правильный ли метод эта дифференцированная шкала налогообложения, я здесь не уверен до конца. Но проблема, в связи с которой такие предложения делаются, реальна, и она должна быть каким-то образом решена. Не факт, что правильно будет ее решить путем изменения плоской ставки.

- Потому что многие опять в тень могут уйти.

ИВАНОВ: Многие могут уйти в тень. Но если уж говорить откровенно, теневые зарплаты обусловлены не ставкой подоходного налога, конечно, а единого социального и НДС в том числе. Так что здесь на самом деле эта проблема больше касается вот тех налогов, о которых мы сейчас сказали, а не подоходного налога.

- Еще одна тема, которую вы обсудили на встрече с президентом, это механизм банкротства фирм-однодневок, от которых нечего получить. Их много, таких фирм?

ИВАНОВ: Думаю, что очень много. Дело в том, что сейчас в реестре более полутора миллионов юридических лиц, и дай бог, если половина из них действующие. Все остальные фирмы не действуют.

- Это проблема?

ИВАНОВ: Это проблема, потому что, во-первых, неизвестно, в каких сделках и схемах эти недействующие компании используются. Это оказывает отрицательное влияние на общую ситуацию, связанную с постановкой на налоговый учет и со сдачей налоговой отчетности в целом по стране, потому что если там две трети компаний зарегистрированных никак не проявляют себя как налогоплательщики, это оказывает дестабилизирующее влияние на экономику в целом, на поведение остальных участников, в конце концов, на методы ведения бизнеса. Некоторые наши предприниматели взяли себе в качестве примера такой метод ведения бизнеса: зарегистрировать быстро контору, попользовать ее некоторое время, бросить и забыть. И они чувствуют себя безнаказанными и продолжают плодить количество фирм-однодневок невероятными темпами.

- Это, кстати, на туристические компании зачастую распространяется, чтобы было понятно нашему слушателю.

ИВАНОВ: Ну, это не только на них распространяется, это касается и компаний, которые занимаются обналичиванием денежных средств, уклонением от уплаты налогов, и компаний, которые занимаются отмыванием, это касается и неблагоприятных застройщиков. Недобросовестные застройщики куда увели свои деньги? Увели скорее всего на счета вот этих компаний-однодневок, после чего они растворились в неизвестном направлении. Так что и это тоже важная проблема. Потому что если сейчас проводится следствие в отношении этих компаний, ищут деньги, а они ушли через эти компании, которые брошены давно, и никто про них уже ничего сказать не может и найти их нигде невозможно, то это общая социальная проблема и, на мой взгляд, касается каждого гражданина, который живет у нас в стране.

- И что можно с ними сделать?

ИВАНОВ: Я думаю, что здесь нужно определить некий час или момент, после которого правила регистрации юридических лиц станут строгими и учредители будут отвечать при определенных условиях за долги тех компаний, которые они зарегистрировали. А все остальные юридические лица, которые находятся в реестре и не действуют, надо вычеркнуть из реестра, чтобы они его не засоряли, и не тратить деньги на их ликвидацию, потому что сейчас в бюджете запланирована довольно крупная сумма на то, чтобы их ликвидировать, в надежде найти какое-то имущество. Но беда в том, что их банкротиться, допустим, может в год максимум тысяч 50, что отягощает наши суды, а заново регистрируется таких компаний раза в три-четыре, а то и в десять больше. То есть количество их прибывает и реестр не расчищается, а ситуация только еще усугубляется дальше. Поэтому вот эта проблема была предметом обсуждения, она очень актуальна, я думаю, что и для всех категорий населения, потому что она будет способствовать реальному оздоровлению бизнес-среды, что повлечет за собой и увеличение сборов налогов, и пополнение бюджета, и в том числе будет влиять на пенсии и заработные платы каждого гражданина в стране.

- Потребуются изменения в законодательстве, конечно?

ИВАНОВ: Думаю, да. И такие изменения уже существуют, они обсуждаются, обсуждаются давно и с разных сторон. Но мне кажется, что речь должна идти о том, чтобы комплексно решить эту проблему, создать такую ситуацию, при которой для многих начнется жизнь с чистого листа, и сделать так, чтобы с этого чистого листа начали жизнь только нормальные, честные налогоплательщики, а жуликам места там быть не должно.

- Глава государства на вашей вчерашней встрече эту идею поддержал?
ИВАНОВ: Я думаю, что она показалась ему интересной и заслуживающей внимания. И мне кажется, что определенные действия по реализации тех предложений, которые были сделаны, произойдут.

- Еще одна горячая тема, связанная с работой вашего ведомства, это судьба гостиницы "Россия", которая будет реконструирована. Я напомню, что конкурс на реконструкцию выиграла компания "СТ Девелопмент". Но президиум Арбитражного суда итоги этого конкурса отменил. Почему?

ИВАНОВ: Мы признали недействительными результаты конкурса по гостинице "Россия". Это решение было вынесено неделю назад, но проект постановления пока не утвержден. Поэтому, какими мотивами мы руководствовались, в подробностях я сейчас рассказывать не имею права, но могу сказать, какими мотивами рукодствовались судьи, которые выносили это дело на президиум. Они выдвинули три позиции. Первая - нарушение правил проведения конкурса. Вторая - проведение конкурса в отношении объекта, в котором есть третьи лица, без их согласия и с нарушением их имущественных прав, поскольку согласия их получено не было. И третья позиция состоит в том, что, возможно, было нарушено законодательство, связанное с аукционным распределением земельных участков под застройку. Вот эти три довода были в определении о пересмотре дела. И конкурс признан недействительным. Какой из этих доводов станет решающим, пока я сказать не могу, поскольку это постановление еще не утверждено.

Радиостанция "МАЯК", 10.11.2006, программа "Панорама"
    
http://www.arbitr.ru/as/vas/smi/2530.html


Док. 439449
Перв. публик.: 10.11.06
Последн. ред.: 15.04.08
Число обращений: 284

  • Иванов Антон Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``