В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антон Иванов: Подарок для чиновника Назад
Антон Иванов: Подарок для чиновника
Ведущий: Ильмира Маликова

Гость: Антон Иванов - Председатель Высшего арбитражного суда России

Высший арбитражный суд подготовил законопроект, который регламентирует порядок получения и декларирования подарков судьями и чиновниками. Теперь для служебных подарков сумма увеличивается с 500 до 4 тысяч рублей, а личные подарки чиновникам свыше 100 тысяч рублей необходимо декларировать. Неисполнение закона обязательно будет преследоваться уголовно. О законодательной инициативе Высшего арбитражного суда мы сегодня говорим с председателем Высшего арбитражного суда России Антоном Ивановым.

- Когда эта новость появилась на минувшей неделе и была опубликована в газете "Коммерсант", а после этого еще в ряде средств массовой информации, у многих возник вопрос: разве Высший арбитражный суд имеет право законодательной инициативы? Почему именно вы вышли с этой инициативой?

ИВАНОВ: У нас есть право законодательной инициативы по предметам нашего ведения. А поскольку мы предполагаем вводить определенные правила для судей, то было принято решение, что эти правила должны быть одинаковыми для всех государственных должностных лиц. Поэтому подготовили общий законопроект, рассчитанный, в том числе и на судей. Считаем, что основания для внесения этого закона в Госдуму у нас имеются.

- Каковы эти основания? Помимо того, что вы обладаете законотворческой инициативой, почему вдруг? Я вспоминаю ситуацию на минувшей неделе, когда, будучи в Сингапуре на встрече Алексей Кудрин, министр финансов об этом сказал. Он, таким образом, может быть продекларировал вашу идею? Но идея эта в обществе возникает периодически. Но чтобы это облеклось все в закон, выглядит несколько неожиданным.

ИВАНОВ: Дело в том, что подход от разных наших законодательных актов к регламентации подарков для госслужащих не совпадает. Например, Гражданский кодекс говорит, что не допускаются подарки госслужащим на сумму свыше пяти МРОТ, то есть 500 рублей. В общем, многие из радиослушателей, я думаю, понимают, что сейчас на эти деньги можно мало что приобрести. И это не очень крупный подарок при любых обстоятельствах. Другие законы вообще запрещают получение служебных подарков. А для судей этот вопрос и вовсе никак не регулируется действующим законодательством. И для того, чтобы гармонизировать эти нормы, создать единую непротиворечивую систему правил, мы и подготовили соответствующий законопроект.

Я хотел бы подчеркнуть, что законопроект касается не всех подарков, которые вообще может получать госслужащий, а только тех, которые ему разрешены. И запрещается принятие подарков, если они обусловлены должностным положением лица или исполнением служебных обязанностей. Иными словами, за свои обязанности госслужащий получать подарки не должен. Но он же отец, брат, сын, друг, у него бывают дни рождения, он ездит в различные командировки, в которых принято обмениваться сувенирами. И наш законопроект рассчитан на то, чтобы регламентировать именно эти подарки.

- Очень любопытно. То есть будут семейные подарки таким образом регламентироваться, потому что вы сказали, что и чиновник, и судья - это брат, сын, друг, муж и так далее.

ИВАНОВ: В том числе.

- Но не секрет, что, если войти в какое-нибудь ведомство разного уровня, от федерального до районного и муниципального, особенно накануне праздников, то там снуют люди с букетами цветов и с пакетиками. В этих пакетиках находятся подарки. И я уж сильно сомневаюсь, что эти люди пришли перед 8 Марта навестить свою маму в кабинете.

ИВАНОВ: Это верно. И, конечно, многих из нас удивляет такая ситуация. Мне кажется, она досталась в значительной мере от прошлых времен, когда, извините, в государственных учреждениях не выделялись средства даже на приобретение бумаги. Сейчас оплата труда государственных служащих достаточно высока для того, чтобы начинать потихоньку ограничивать и упразднять эту сложившуюся, к сожалению, во многих учреждениях, практику.

Особенность нашего законопроекта состоит в том, что мы расширяем декларирование подарков за счет декларирования тех подарков, которые сейчас никакие госслужащие не декларируют. Дело в том, что госслужащий подает декларацию в отношении того имущества, которое является объектом обложения налогов. А подарки между близкими родственниками таким объектом обложения не являются. Поэтому на нем не лежит обязанность декларировать, от кого из своих родственников он получил тот или иной подарок? Мы вводим это декларирование для сумм, превышающих 100 тысяч рублей. Если он от близкого родственника, например, от своей жены получил какую-то денежную сумму или какой-то драгоценный подарок, он должен указать это в ежегодной декларации. Такого регулирования раньше не было, и это тоже принципиально новый подход.

- Таким образом, вы полагаете, что личные подарки, которые чиновник получает через свое ближайшее окружение, через родственников, могут быть неким каналом коррупционных связей, что это подарок передается, как бы личный подарок передается через ближайших родственников, ближайших друзей?

ИВАНОВ: Подобный подход не исключен. И мне кажется, что декларирование позволит все-таки более четко работать нашим правоохранительным органам, потому что, если есть обязанность декларирования, а им известно о каком-то подношении, которое не задекларировано в этом случае, то есть основания поставить вопрос о нахождении этого госслужащего или судьи как минимум на государственной службе. А если уж госслужащий это декларирует, то во многих случаях предполагается, что этот подарок не обусловлен никакими служебными его функциями или личными обязанностями. Ну, кто сам на себя будет писать в декларации, что он получил какой-то подарок в связи со служебными обязанностями? Конечно, никто не будет. Но если обязанность декларирования будет существовать, она позволит формализовать многие отношения, которые сейчас существуют неформализованными, де-факто. Мне кажется, что плюс очевиден.

- Здесь есть две вещи: служебные подарки и личные подарки. Что вводят в понятие служебного подарка, тем более, что стоимость поднялась от 500 рублей до 4 тысяч. На 500 рублей сейчас и букет богатый не купишь. Может быть вообще из нашей практики удалить такую вещь, как служебные подарки? Можно ли это сделать, если мы так последовательно боремся с коррупцией, чтобы не было завуалированным подношением?

ИВАНОВ: Я думаю, что объективно это невозможно сделать.

- Есть разный уровень доходов и разный уровень чиновников. Понятно, что если придти к какому-то чиновнику федерального уровня с подарком за 4 тысячи рублей, это будет воспринято как служебный подарок, корпоративный и так далее. Если придти в управу какого-нибудь города, например, и принести туда подарок на 4 тысячи рублей, то этот подарок вполне может интерпретироваться как взятка.

ИВАНОВ: Я не уверен. Я думаю, что, если речь идет об управе города Москвы...

- Москва это еще не вся Россия.

ИВАНОВ: Мы не можем избавиться от категории служебного подарка. Что понимается под служебным подарком? То, что связано с различными служебными командировками, протокольными мероприятиями, официальными церемониями и так далее. То есть то, что обусловлено должностными функциями тех или иных чиновников. Представим себе, что вы приехали в какое-то иностранное государство. И там обычаем является обмен подарками. Вам что надо сказать? Что, извините, вы не принимаете дар? Во многих странах это рассматривается как оскорбление, как обида.

- Как правило, в данных случаях обмен корпоративными подарками это либо какие-нибудь наборы для бизнеса, какие-то еженедельники красивые, либо это вырезанные какие-нибудь медведи.

ИВАНОВ: Что угодно. Это могут быть какие-то сувенирные конфеты, напитки...

- Мы не с этим же боремся по большому счету. Не с сувенирными конфетами.

ИВАНОВ: Это верно. Но отсутствие четкого регулирования даже в отношении этих подарков оказывает соответствующее влияние. Потому что, если установленный лимит очень мал, его все нарушают. А когда все его нарушают, очень трудно отделить нарушителей, которые вовсе не хотели совершать никаких криминальных деяний, но просто вынуждены. Иногда бывает, во многие организации подарки просто присылают по почте. И обратно их никто никогда не забирает. Какое-то регулирование на эту тему должно обязательно существовать. Приведу пример с американскими судьями. Например, американский судья может получить подарок, не связанный с осуществлением им правосудия, на сумму, не превышающую 100 долларов, и он может не декларировать его. Но он декларирует все, что он получает на сумму свыше 100 долларов, и платит с этого налог государству. Потому что иногда бывают подарки, которые не нужны государству. Как передавать в государственную собственность, например, щенка борзого? Нужен ли государству этот щенок?

- Корова костромской породы по имени Пчёлка.

ИВАНОВ: Нужен ли государству этот объект? Во многих случаях не нужен. Очень часто одаряемому он вовсе не нужен. Но нужно каким-то образом эти взаимоотношения регулировать. Если будет лимит, который с точки зрения социальной, экономической выглядит разумным, превышение его уже будет рассматриваться как некое неэтичное действие с широким кругом людей. Это должно быть приблизительно одинаковый для бизнес-сообщества и для госчиновников. Если будет этот лимит, то тогда человек будет осознавать, что как минимум он нарушает этические нормы, как максимум возможно возникновение ситуации, требующей вмешательства правоохранительных органов.

Радио "МАЯК", "Панорама", 25.09.2006

http://www.arbitr.ru/as/vas/smi/2508.html


Док. 439445
Перв. публик.: 25.09.06
Последн. ред.: 15.04.08
Число обращений: 344

  • Иванов Антон Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``