В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Аверчев: Бушерская загадка России Назад
Владимир Аверчев: Бушерская загадка России
Похоже, у птицы-феникса - Бушерской АЭС, с таким трудом возрожденной из пепла Россией вопреки давлению Запада, - снова вяло опадают крылья. Все чаще появляется информация о том, что окончание ее строительства в очередной раз переносится.

Официальная причина возникшей нервозности была озвучена еще в марте этого года пресс-секретарем главы "Росатома" Сергеем Новиковым, который сетовал на задержки с финансированием строительства АЭС в Бушере иранской стороной. Тогда же он сообщал, что в сентябре 2006 года вице-президент российской компании "Атомстройэкспорт" Сергей Шматко и вице-президент Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Джанатиан подписали дополнительное соглашение к контракту, в котором говорилось, что "физический пуск энергоблока возможен в сентябре 2007 года только при условии полноценного финансирования иранской стороной необходимых работ на уровне не менее $25 млн в месяц".

Но, судя по утечкам информации из официальных российских и западных источников, с тех пор ситуация не только не наладилась, но и усугубилась. Сегодня в отношении дальнейшего строительства превалирует пессимистическое настроение. Речь снова идет о том, что иранцы так и не выполнили в полной мере своих обязательств, бросив россиянам кость в два десятка миллионов долларов (согласно контракту, только ежемесячные платежи составляют $25 млн).

В общем, как утверждают атомщики, Россия уже, по сути, несет убытки из-за крупного недофинансирования Бушерской АЭС иранцами. И, похоже, если ранее с этим мирились и спецы из "Атомстройэкспорта" работали в долг, то теперь разговор с Ираном может принять вполне определенный оборот: "утром деньги - вечером - стулья". Иран, в свою очередь, открещивается от финансовых претензий России, объясняя, что выполняет все договоренности, и, наоборот, с нетерпением ожидает той стадии выполнения Россией двустороннего, ценой почти в $1 млрд договора, когда она начнет поставлять на Бушерскую АЭС уран.

Многие эксперты не торопятся верить в то, что договор увяз в финансовых долгах персов - особенно если учесть то, что строительство Бушерской АЭС - самое (без преувеличения) приоритетное направление деятельности Ирана в условиях полного окружения недружественными странами. Наверняка Иран в состоянии заплатить по российским счетам пару сотен миллионов долларов, чтобы получить то, к чему он так давно стремился.

Советник заместителя председателя Госдумы Раджаб Сафаров отмечает: "Россия не случайно обвинила Иран в прекращении финансирования строительства Бушерской АЭС. Иранцы при этом были готовы в любое время предоставить финансовые документы о переводе средств на счета "Альфа-банка" - уполномоченного банка по этому проекту. Для них эта АЭС - главный стратегический и имиджевый проект и, потратив на этот долгострой (сроки сдачи станции переносились шесть раз, Россия должна была закончить и сдать ее еще семь лет назад) $1,2 млрд, просто нелепо не найти какие-то $25 млн в месяц, чтобы поддержать завершающую часть строительства".

Надо заметить, что тональность российской дипломатии в отношении Тегерана перешла в более жесткую плоскость именно тогда, когда уже видимо и неуклонно наступало время "Ч" - поставок по графику в Бушер урана. Именно в это время Иран вдруг "недоплатил", и начались разговоры о срыве графика ввода в действие АЭС. На это "интересное положение" указывают не только российские, но и международные эксперты.

Что же такого могло произойти, чтобы Россия, которая так добивалась 12 лет этого контракта в пику США, теперь как-то невнятно, сославшись на финансовые проблемы, начала затягивать финальную стадию строительства Бушерской АЭС? Ведь на карту ставятся не столько финансы, сколько репутация партнера.

Похоже, проблема заключается в том, что, как цитирует газета The New York Times специалистов МАГАТЭ, "иранские ученые смогли решить ряд технических сложностей и в настоящее время используют около 1300 центрифуг для производства обогащенного урана, пригодного для создания ядерного топлива для электростанций". По данным МАГАТЭ, сейчас в Иране уже действуют восемь каскадов по 164 центрифуги каждая, которые занимаются обогащением. Как недавно заявил директор МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадей, "иранцы научились обогащать уран и обладают необходимым для этого оборудованием, отныне перед ними стоит лишь задача по улучшению качества обогащения".

Для Запада, и прежде всего для США, которые вот уже более года грозятся применить к персам силу, не исключая и ядерное оружие, если они не остановят свою "атомную программу", эта новость стала очень своевременным подарком. Соединенные Штаты тут же призвали Россию остановить проект по строительству АЭС в Бушере, а все остальные страны - прекратить сотрудничество с Ираном в ядерной области. Кондолизза Райс потребовала от СБ ООН принять новую резолюцию по Ирану, которая санкционировала бы возможность военного вмешательства из-за угрозы развития иранской ядерной программы (пока эти призывы повисли в воздухе.)

Похоже, именно это заявление МАГАТЭ о серьезном продвижении Тегерана на пути "мирного атома", а также агрессивный тон президента Ирана Ахмадинеджада в отношении наложенных на Иран жестких санкций СБ ООН (резолюция 1747) и угрозы в адрес Запада, в общем, и стали неким сигналом для России - остановиться и оглянуться. Ведь многие еще помнят те времена, когда Иран считал Россию таким же врагом, как и США.

"Уже очевидно, что позиции Москвы и Вашингтона по иранской проблеме сегодня гораздо ближе, чем это казалось еще совсем недавно", - считает Сафаров. Он уверен, что "в Тегеране не считают финансовые разногласия достаточным основанием для объявленного Россией переноса сроков завершения строительства с сентября на ноябрь".

А секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани заявил, что "российское правительство должно вовремя выполнять свои обязательства". Он также отметил, что ситуация вокруг АЭС в Бушере "показывает, что в мире не существует никаких надежных гарантий в сфере поставок ядерного топлива".

Многие эксперты уверены в политической, а не финансовой версии происходящего. "Сейчас иранская элита убеждена, что еще в декабре 2006 года Тегеран стал предметом торга в российско-американском диалоге. Согласно этой версии, США в течение 60 дней, отведенных Ирану для выполнения требований международного сообщества, предприняли несколько демаршей в отношении России: развертывание новой системы противоракетной обороны в Польше и Чехии, активизация своего присутствия в Грузии и на Украине, максимальное давление по косовской проблеме", - отмечает Раджаб Сафаров.

Не были ли эти демарши, риторически вопрошает эксперт, а также жесткая мюнхенская речь Владимира Путина частью некоего тайного сценария, "под прикрытием которого США и Россия на самом деле договорились по ключевой проблеме: по Ирану?". А американцы в ответ "вполне могли бы пообещать, например, заморозить процесс расширения НАТО на Кавказе или Украине, закрыть глаза на энергетическую экспансию России на европейские рынки, оказать содействие при вступлении России в ВТО, отменить поправку Джексона-Вэника. И, наконец, США могут пообещать России адекватную компенсацию за упущенную при уходе с иранского рынка выгоду".

Сафаров считает, что "Россия совершила стратегическую ошибку, поддержав резолюцию 1747" против Ирана и что "узкая группа привилегированных государств во главе с США, подмяв под себя международные структуры, такие как МАГАТЭ и СБ ООН, принимает решения в угоду своим интересам".

Правда, председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов заявил, что "никто не заинтересован, чтобы Иран становился державой с ядерной бомбой в руках и державой, которая играет не по правилам". Ему вторит и эксперт НПО "Совет по внешней и оборонной политике" Владимир Аверчев: "Главное, что Иран не выполнил требования предыдущей резолюции Совбеза ООН, принятой в декабре 2006 года. Документ требовал от Тегерана прекратить работы по обогащению урана. Однако вместо этого в Иране были введены в действие сотни новых центрифуг, позволяющих обогащать уран и накапливать его запасы".

О политической подоплеке вялотекущего процесса вокруг бушерской сделки прошлого века свидетельствует и недавнее тегеранское интервью заместителя министра иностранных дел России Александра Лосюкова (по окончании российско-иранских консультаций). Вначале он заверяет, что иранцы зря "за этой отсрочкой видят какие-то политические мотивы, есть у них на этот счет определенные подозрения, им кажется, что Россия это намеренно затягивает". А далее уже прямо переходит к этим самым мотивам: "При этом мы также говорим и то, что осуществление этого проекта (строительство Бушерской АЭС - авт.) возможно только в случае, если иранцы соблюдают принципы Договора о нераспространении ядерного оружия, сотрудничают с Международным агентством по атомной энергии и готовы вывозить отработанное ядерное топливо за границу". И, кстати, ни слова об этих самых неплатежах.

В общем, если российско-иранские финансы вдруг "запели романсы", то под западный аккомпанемент. Главное в том, чтобы самая высокая его нота - а выгодно ли это России? - не оказалась фальшивой.


http://www.about-all.ru/smi/Busherskaja-zagadka-Rossii/

30.05.2007


Док. 439406
Перв. публик.: 30.05.07
Последн. ред.: 15.04.08
Число обращений: 347

  • Аверчев Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``