В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Другой мир возможен?..... Назад
Другой мир возможен?.....


В начале апреля в нигерийской столице Абудже прошел очередной оргкомитет Всемирного Социального Форума - непосвященная российская публика если что об этих форумах и знает, то исключительно по телевизионным картинкам, демонстрирующим драки с полицией каких-то непонятных молодых людей, неграмотно именуемых в СМИ "антиглобалистами".

Всемирный Социальный Форум, изначально задумывавшийся как Анти-Давос и прошедший впервые в 2001 году в бразильском городе Порту-Алегри под лозунгом "Другой мир возможен" (лозунг отражает смысл альтерглобализма, провозгласившего борьбу за другую глобализацию, без империалистической эксплуатации) имеет недолгую, но богатую историю, насыщенную событиями и символами, и представляет собой ежегодный съезд социальных и гражданских движений и активистов различных левых и альтерглобалистских организаций. Достаточно сказать, что если первый Всемирный Соцфорум собрал 10 тысяч участников, то в прошлом году количество участников перевалило за 100 тысяч. Движение моментально стало массовым, и с 2001 года делегации России и стран СНГ регулярно принимали участие в европейских социальных форумах в Генуе, Флоренции, Париже, Лондоне, Афинах, а в странах с сильными традициями социального протеста организуются национальные Соцфорумы.

В России наиболее ярким проявлением форумного движения стал "контр-саммит" на питерском стадионе им. Кирова, проходивший в пику саммиту "большой восьмерки" в 2006 году. Стоило мне в Абудже в разговоре с любым членом оргкомитета ВСФ заговорить о контр-саммите-2006 в Питере, мой собеседник (будь он хоть французом, хоть непальцем, хоть жителем Кот-д-Ивуара) сразу громко и чётко артикулировал по-русски: "О, ста-ди-он и-ме-ни Ки-ра-ва!!"

В 2009 году ВСФ пройдет в бразильском городе Белем, в бассейне далекой Амазонки - именно этому, а также подготовке Европейского Соцфорума в шведском Мальмё в сентябре этого года была посвящена встреча в Абудже.

Ход обсуждения и дискуссий в нигерийской столице выявил проявившееся с первых дней существования форумного движения противоречие - его почтенные основатели, в основном бразильские лидеры и представители старушки-Европы выступают за неукоснительное соблюдение манифеста Соцфорумов - Хартии Порту-Алегри-2001 - положа руку на сердце, довольно беззубого документа, ограничивающего круг участников движения лишь социальными активистами, выступающими за права человека, устойчивое развитие, защиту образования и окружающей среды. При этом с каждым годом Форум все больше радикализируется, вовлекая сотни новых организаций и движений. Чем глубже форумное движение проникает в страны третьего мира, тем сильнее политизируется повестка дня, тем отчетливее призывы к организованному сопротивлению капиталистической эксплуатации, насилию и наиболее уродливым проявлениям глобализации. Если на Всемирном Соцфоруме в индийском в Мумбае в 2004 году российским делегатам-троцкистам запретили распространять троцкистскую литературу и плакаты (дескать, не соответствует духу и букве Соцфорума), то на Европейском Соцфоруме в 2006 году в Афинах стерильные социальные движения и профсоюзы уже сами были в явном меньшинстве, значительно уступая пестроте анархистских, троцкистских, сталинистских, маоистских лозунгов и знамен. В Абудже задавали тон представители африканских организаций и движений, возникших на волне национально-освободительного движения и выдвигающих радикально-протестные, эгалитаристские лозунги, перехватив инициативу у традиционного "форумного истеблишмента". Особенность африканских социальных движений - их стихийная политизированность, когда каждое общество домохозяек или дворовый комитет за чистоту улиц моментально превращается в радикальных борцов за социальную справедливость и глобальное (а точнее, "альтерглобальное") переустройство мира. Мне запомнился ожесточенный, на повышенных тонах спор делегата из Конго с патриархом форумного движения, белобородым бразильцем Чико Уитакером о том, нужно ли обсуждать в Белеме тактику организации уличного сопротивления...

Из печальных лично для меня вещей - резко антикитайские настроения мировой левой. И дело тут отнюдь не только и не столько в Тибете, хотя события в Тибете, конечно, изрядно подлили бензина - левые авторитеты посмотрели на меня с явным непониманием, когда я отказалась подписать петицию протеста против политики Китая в Тибете, кроме меня отказался подписывать только пакистанец. Китайцы вообще не участвуют в форумном движении (не царское это дело?...), игнорируют процесс, никуда не ездят и ведут себя крайне высокомерно. Это вообще стиль китайской политики - в любой стране китайцы предпочитают общаться не с левыми и не с правыми, а с партией власти. Ежегодно мотаясь в Китай, Зюганов потратил полтора десятка лет на то, чтобы раскрутить КПК на подписание договора о сотрудничестве с КПРФ (в 90-х такой договор у китайских коммунистов был подписан только с партией "Наш дом - Россия", а позже - с "Единой Россией"). В неприятии государственной политики Китая и, например, Белоруссии отцы-основатели форумного движения, к сожалению, смыкаются с либералами, что, с моей точки зрения, льёт воду на мельницу американского Госдепа, умело и последовательно разжигающего антикитайские настроения по всему миру, удесятерившего свои усилия сегодня, в преддверии пекинской Олимпиады. На днях с призывом бойкотировать пекинскую Олимпиаду выступил завсегдатай Всемирных Соцфорумов, знаменитый южноафриканский священник, борец с апартеидом и Нобелевский лауреат Десмонд Туту...


Результат такой пропаганды не заставил себя ждать - африканцы причисляют китайцев к империалистам наравне с другими акулами, и переломить это отношение будет очень трудно... На меня произвело большое впечатление любопытное творчество народного конголезского художника, пользующегося бешеным успехом в черной Африке, экспонировавшееся в зале пленарных заседаний оргкомитета. На картине несчастный простой африканец лезет на дерево: внизу на берегу его караулит оскалившийся лев - Соединенные Штаты Америки, в реке его поджидает зубастая пасть огромного крокодила с надписью на спине "Европейский Союз", а сверху с дерева в предвкушении свежатинки свесились две огромные ядовитые змеи, на одной написано "Китай", на другой - "Южноафриканская Республика". К сожалению, глобалистская пропаганда с эпицентром в Вашингтоне сделала своё дело...

Следует признать, что напор и энергия делегатов из стран третьего мира принесла очевидные плоды - вопреки глухому сопротивлению европейских умеренных левых, январская встреча в Белеме пройдет под довольно смелыми, раннее не выдвигавшимися лозунгами, а список конференций и семинаров значительно расширен за счет включения чисто политических сюжетов и тем. Стерильные, выхолощенные дискуссии ни о чём уже не удовлетворяют представителей глобального сопротивления, имеющих реальный, подчас весьма жестокий опыт борьбы за свои права. В кулуарах дискуссий было умилительно приятно наблюдать смеющихся и оживленно болтающих, скажем, индийцев, непальца и пакистанцев - этакая модель согласия... По контрасту вспомнилось, как у нас на мероприятиях СНГ принято максимально рассаживать по разным углам и чуть ли не в разных отелях селить армян и азербайджанцев....

Поразило, насколько сочувственно и благожелательно идеи Соцфорума воспринимаются абсолютно различными собеседниками в Абудже - от уличных рабочих, с интересом общавшихся с заседавшими в дорогом отеле вождями мировой левой, до главы католической миссии в Нигерии, подвозившего меня из столичного аэропорта в город. Посланец Ватикана - сухопарый прелат с изможденно-аскетическим лицом, работающий в Абудже, а до этого в Лагосе, уже 7 лет - аж подпрыгнул в кожаном кресле, когда я гордо сказала, что представляю "авангард российского коммунистического движения". Глаза его наполнились влагой, и он стал вспоминать, как в 80-е годы, при Брежневе, был в Москве "на Олимпиаде" и увез самые теплые воспоминания, на что я дипломатично заметила, что наша воронья слободка с тех пор сильно изменилась.

Святой отец стал задавать очень комплиментарные вопросы о российском комдвижении, и поначалу я решила, что это дипломатическая дань вежливости. Отвечала как-то обтекаемо - сработал с молоком матери впитанный инстинкт, что врагам вредно сильно много знать о нашей деятельности. Однако когда католический начальник стал спрашивать о разногласиях между Зюгановым и Тюлькиным, о разборках с Глазьевым, о судьбе Анпилова, о количестве троцкистов и так далее, я, признаться, была поражена степенью его осведомленности. Воистину, Ватикан не дремлет....

Прощаясь, отец Клаудио сказал: "А вообще, конечно, за коммунизмом будущее... Просто это не все пока понимают...."

Дарья Митина.

11.04.2008
www.nasledie.ru



Док. 439024
Опублик.: 14.04.08
Число обращений: 1054

  • Митина Дарья Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``