В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия хочет определять не только собственную, но и мировую политику Назад
Россия хочет определять не только собственную, но и мировую политику
На сайте "Медиакратия" прошла он-лайн конференция политолога, председателя Научного Совета Института стран СНГ, профессора кафедры политологии МГИМО (Университета) МИД РФ, члена Общественной палаты РФ, председателя комиссии Общественной палаты по вопросам глобализма и национальной стратегии развития Андраника Миграняна на тему "Россия и ведущие страны мира: диалог равных партнеров".



Андраник Мигранян: Здравствуйте! Я хочу, чтобы все участники конференции были честными, беспристрастными, профессиональными и действительно стремились к участию в управлении страной, и действительно стали четвертой власти, как иногда называют печать.



Лебедев Виктор, Хакасия, газета "Наше время": Андраник Мовсесович, хочу узнать ваше мнение по поводу противодействия России планам США по поводу размещение ПРО. Следует ли нам быть более жесткими? Адекватны ли действия нашей власти в этом вопросе?



Андраник Мигранян: Я думаю, что впервые, может быть, за последние 15-17 лет после распада СССР российские власти не говорят "нет" лишь для внутреннего пользования и не говорят "нет", чтобы потом сказать "да". Ведь мы резко выступали против сотрудничества с НАТО и подписания договора, и в конечном итоге присоединились к "Партнерству во имя мира", подписали документ и дали разрешение к расширению НАТО.

Наша линия поведения должна быть такой иногда оттого, что мы были слабыми и зависимыми, мы и говорили "да".

Сегодняшняя линия внешнеполитической деятельности страны стала жесткой и правильной, и от нее нельзя отступать, потому что вся ответственность за рост напряжения должна ложиться на плечи Вашингтона и тех стран, которые готовы к размещению ПРО.



Кошелева Ольга, Оренбург, газета "Южный Урал": Как вы оцениваете последние резкие выступления Владимира Путина по поводу размещения ПРО в Европе? Не провоцируем ли мы "гонку вооружений", особенно в свете испытания ракеты "Искандер"?



Андраник Мигранян: Я уже фактически ответил на этот вопрос... Могу добавить, что, в принципе, впервые мы даем понять, что не потерпим размещения элементов стратегического оружия США у границ России, что мы не согласны с еще большим нарушением стратегического баланса, и, конечно же, страны, размещающие на своей территории эти элементы, должны почувствовать ответственность и возможные последствия своих решений.



Елена Воробьева, "Иваново-Пресс": С чем связана истерия США, когда Россия начинает говорить о своей позиции и интересах? Американцы чувствуют, что Россия уже способна диктовать какие-либо условия?



Андраник Мигранян: Хороший вопрос.

Я думаю, что эта истерия связана со следующим обстоятельством.

Американцы привыкли смотреть на Россию с начала 1990-х годов как на страну, проигравшую "холодную войну", как на очень слабое государство. Россия, по мнению американцев, должна была быть младшим партнером и идти в фарватере американской политики. Но, в 2000-х годах Россия укрепляется, встает на ноги и хочет быть равным партнером и определять не только собственную, но и мировую политику. Вот именно с этим не могут согласиться в Вашингтоне. Мы не хотим диктовать свои правила игры, и у нас нет таких возможностей сегодня. Но мы и не хотим быть ведомыми, не хотим быть зависимыми.

Истерия, в обозримой перспективе, и дальше будет продолжаться, но думаю, что по мере ослабления американской мощи и по мере укрепления союза стран, которые в принципе могут сдерживать попытки американцев доминировать в мире, эта истерия пройдет. Речь идет об укреплении Шанхайской организации, о взаимодействии России, Китая, Индии и других государств, о разрешении кризиса в Ираке и Иране.

Только все это может привести к ослаблению истерии в Вашингтоне, Брюсселе и других столицах Европы.



Мила Сорокина, Рязань: Прокомментируйте, пожалуйста, первые итоги саммита "Большой восьмерки" в Германии?



Андраник Мигранян: Я думаю, что саммит в Германии еще рано комментировать. Но если в самом общем плане рассмотреть его итоги, то очевидно, что, скажем, трудно бороться с глобальным потеплением, если считается, что одна из причин потепления - это выбросы в атмосферу промышленных отходов, а США не хотят присоединиться к Киотскому договору. Но ведь именно США являются главными загрязнителями атмосферы промышленными отходов.

Что касается помощи бедным странам в Англии в позапрошлом году, (саммит в Англии был посвящен этому вопросу), то говорится много правильных слов, но неслучайно антиглобалисты выступают так активно и яростно против восьмерки. Дело в том, что разрыв между богатыми и бедными странами в глобальном планетарном масштабе только увеличивается, а вовсе не уменьшается, несмотря на все слова и планы.

По полонию. Дело в том, что есть официальные главные темы для обсуждения. Но, накануне саммита, по единодушному мнению аналитиков и журналистов, в реальности будут обсуждаться не эти глобальные и важные, но несколько абстрактные вопросы. А вопросы взаимодействия России и Запада, России и США и проблемы прав человека в России в связи с маршами несогласных, Пражской конференции Каспарова и, соответственно, проблемы смерти Лугового не найдут отклика. Думаю, что вряд ли лидерам западных стран захочется пройти серьезное и многостороннее обсуждение этих вопросов. Скорее всего, эти вопросы будут затрагиваться в рамках двусторонних встреч.



Ирина Козлова, ИА "НТА-Приволжье", Нижний Новгород: Прокомментируйте, пожалуйста, заявление президента Эстонии, в котором он ставит под сомнение необходимость участия России в G8. Как Вы считаете, эта мысль пришла самому господину Ильвесу, или написана под диктовку США? И если все-таки последнее, то почему Джордж Буш сам не выскажет это предложение, а подставляет Эстонию, у которой отношения с Россией и без того перешли в стадию открытого конфликта? И какую реакцию на это заявление можно ожидать со стороны Запада? Спасибо.



Андраник Мигранян: Я думаю, что это не первый раз, когда политики различного уровня говорят об изгнании России из "восьмерки". С такими заявлениями и требованиями выступали многие видные общественные и политические деятели США и Европы. Я думаю, что в ряду этих людей Президент Эстонии занимает очень незначительное место, и его заявление вряд ли кого-то, кроме эстонцев, может заинтересовать. Позиция эта - лаять на слона из-за спин европейских стран, прикрываясь силой ЕС.

Думаю, что этот шаг предпринят как раз после ситуации явного снижения репутации страны во время истории с Бронзовым солдатом. Это - такая пропагандистская контратака. Но Эстония - бесконечно малая политическая величина для того, чтобы можно было всерьез воспринимать эти слова.

Скорее всего, это попытка заявить о себе, сделать что-то, чтобы их заметили.



Кошелева Ольга, Оренбург, газета "Южный Урал": Европа, несмотря на старания России сблизиться, все равно испытывает большое напряжение и недоверие к нам. Может ли у нас получиться разговор на равных и чего для этого не хватает?



Андраник Мигранян: Здесь необходимо иметь в виду, что нет единой Европы, и не мы впервые эту мысль сформулировали. Об этом впервые сказал министр обороны США Дональд Рамсфельд, утверждая существование старой и новой Европы. Со многими странами старой Европы у нас сложились устойчивые отношения, основанные на многолетней истории. Новая Европа - это страны, недавно вошедшие в Евросоюз и имеющие некоторый болевой синдром относительно России или своего бывшего социалистического прошлого. Но эти страны не очень слышны и значимы, несмотря на всю их шумность.

Россия совершенно справедливо делает упор на двусторонние отношения со странами старой Европы. Конечно, не мешало бы налаживать отношения и со странами новой Европы, но элиты этих стран очень ярко демонстрируют свои антироссийские настроения в попытке показать свою лояльность и приверженность идеям США, и это мешает установлению нормальных отношений с нашей страной.

Американцы иногда нас обвиняют в желании, как еще обвиняли и во времена СССР, разделить Европу и США. Вот, сейчас часто говорят, что мы хотим создать проблемы между США и Европой. И заявление о направлении ракет на территорию Польши расценивается как создание антиамериканских настроений в среде европейских государств.

В принципе, Европа и ЕС - главный экономический партнер России, и я думаю, что европейские страны руководствуются своими экономическими интересами в отношениях с Россией, хотя в военно-политическом плане, будучи слабыми, находятся под зонтом США, прислушиваются к мнению США. При этом, возможности Вашингтона повлиять на Европу не безграничны, что мы видели и на примере войны в Ираке, когда многие европейские страны отказались поддержать инициативы США.



Лукьянчиков Дмитрий, Орел, "Экспресс Радио": Какие последствия возможны при вступлении Грузии в НАТО, и как это отразится на взаимоотношениях с Россией?



Андраник Мигранян: Вступление Грузии и Украины в НАТО - это серьезный стратегический вызов для России. Фактически, это будет означать окружение России северо-атлантическим альянсом. Такой шаг может привести к усилению напряжения на Северном Кавказе, поскольку Грузия хочет решить вопросы Осетии и Абхазии. Думаю, что вряд ли солдаты НАТО будут решать территориальные проблемы Грузии, потому что эти административные границы остались от СССР, а Грузия самостоятельно вышла из Союза.

С помощью НАТО Грузия хочет ослабить влияние России на свою политическую жизнь, и, кроме роста напряженности в этом регионе, более ничего от этого поступка ожидать нельзя. Так же, как и от вступления Украины в НАТО.

Украина расколота пополам - на запад и восток. Подавляющее большинство населения Украины не хочет вступления в НАТО и прохождения границы между Россией и НАТО по границы Украины и России. Думаю, что российская дипломатия сделает все, чтобы не допустить такого развития событий, а если все-таки такое произойдет, то вся ответственность будет лежать на Вашингтоне и Брюсселе, которые активно продвигают эту идею.



Виктория Островерхова, г. Москва, телекомпания "ВиD": Как Вы оцениваете сегодняшнюю политическую обстановку на Украине? Каковы Ваши прогнозы на выборах президента и парламента Украины? В случае победы какой политической партии и какого политика отношения России и Украины станут наиболее дружескими?



Андраник Мигранян: Я уже много раз писал и говорил на эту тему.

Последние выборы президента и парламента показали, что Украина - расколотая страна, и фактически там проживает два народа: один говорит на украинском, ориентируется на Запад и враждебен России, а второй народ говорит по-русски, ориентируется на Россию и желает дружеских отношений с ней, настороженно смотря на НАТО.

На данном этапе, видимо, у Януковича шансы более предпочтительны. Но я лично не заблуждаюсь по его поводу и думаю, что сегодня еще нет тех политиков (или они не оформились организационно), которые однозначно утверждали бы себя, как ведущие Украину к большей экономической и военно-политической интеграции с Россией. Думаю, что покуда раскол не станет совсем реальным, мы не увидим таких политиков. Так что, пока мы видим противостояние тех, кто стремится ослабить влияние России и РПЦ, и тех, кто стремится (но весьма слабо) к реальному разделению страны на две части.



Кошелева Ольга, Оренбург, газета "Южный Урал": Киргизия выступила с идеей создать конфедерацию. На ваш взгляд, интересно ли России это предложение, и что нам даст подобное объединение?



Андраник Мигранян: Дело в том, как мне уже приходилось говорить о Киргизии, что это несколько искусственно сформированное государство, и неслучайно мы сегодня наблюдаем процесс возможного распада этого государства. Раньше я думал, что Киргизия распадется на северную часть (близкую Казахстану) и южный регион (близкий Узбекистану). Собственно, страна не особо интегрирована, в том числе и потому, что существует всего один проход между гор, реально объединяющий две части. Сейчас, я думаю, стране грозит все большая хаотизация, как в Афганистане.

Под идеей о конфедерации можно подразумевать еще и то, чтобы Казахстан взял опеку над Киргизией, что имеет под собой реальные основания, если учитывать, что когда-то Казахстан уже выполнял такую роль.

Что касается отношений с Белоруссией, то, к сожалению, процесс интеграции тормозится, хотя Путин говорит, что это очень важный процесс. Лукашенко же, кажется, не очень представляет роль и положение Белоруссии внутри такого альянса и, поэтому, тормозит процесс. Россия тоже точно не обозначает такой роли и позиции по данному вопросу, и поэтому причастна к буксованию процесса.



Ирина Козлова, НТА "Приволжье", Нижний Новгород: Какова будет степень влияния Владимира Путина на общественно-политическую жизнь страны после его ухода с поста Президента России. Останется ли он, на ваш взгляд, фактическим руководителем страны после выборов 2008 года?



Андраник Мигранян: Мне приходилось несколько раз писать об этом.

Многое будет зависеть от того, какое формальное место он займет после 2008 года. То, что при нынешней популярности уйдя, Путин на какое-то время сохранит возможность влияния. Но, в наших условиях, если он не будет занимать должность, позволяющую влиять, то вряд ли будет эффективно влиять на события и политическую ситуацию в стране.

Если он станет председателем правящей партии (которой, как можно сейчас судить, вероятнее всего будет "Единая Россия") и сохранит за собой пост премьер-министра, то сохранит за собой роль ведущего политика, потому что никто не сможет стать президентом без поддержки нынешнего президента РФ.



Виктория Островерхова, г. Москва, телекомпания "ВиD": Вы являетесь членом Общественной палаты РФ. Скажите, пожалуйста, какие основные достижения в деятельности ОП РФ были достигнуты в международной сфере?



Андраник Мигранян : Дело в том, что как раз в международной сфере наши достижения самые скромные. Хотя мы стали членами международной ассоциации подобного рода палат. Но, неслучайно во время встречи с Владимиром Путиным Вячеслав Никонов, председатель Комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, жаловался, что Министерство финансов запрещает использовать деньги, имеющиеся в распоряжении Общественной палаты, для зарубежных поездок. Какая может быть народная дипломатия, если ОП не имеет возможности выезжать зарубеж? В этом смысле общественная организация СССР - Комитет защиты мира - была куда более эффективной в деле народной дипломатии, хотя это была псевдо-общественная организация, находясь под контролем одного из отделов ЦК.

Президент обещал проконтролировать, чтобы Общественная палата имела средства на осуществление своих международных задач.



Ирина Козлова, НТА "Приволжье", Нижний Новгород: Какова ваша оценка роли личности главы государства во внешней политике, и как, в этой связи, может отразиться уход Путина на взаимоотношениях России со странами Запада, США, Китая, арабскими государствами?



Андраник Мигранян: Конечно, роль личности не только во внешней, и во внутренней политике очень велика, особенно - в странах президентского правления, где происходит персонификация власти. В США, Франции, России всегда так происходило, и личность была очень важна, а в нашей конституции вообще записано, что именно Президент определяет внешнюю политику.

Мне кажется, то кто бы ни пришел на место Путина, вряд ли основные векторы этой политики будут изменены, тем более, что сам президент сказал, что никуда не собирается уходить и, возможно, будет занимать одно из ключевых мест в российской политической системе, что тоже ограничит возможности будущего президента уж слишком отклониться от заданного нынче курса.



Губанова Елена, Чувашия, "МК" в Чебоксарах": Как вы думаете, тот факт, что России уже с вероятностью в 80% не дадут провести олимпиаду-2014 года, - это во многом политическое решение?



Андраник Мигранян: Нет, я не думаю, что проведение Олимпиады имеет серьезное политическое значение. Скоро китайцы проведут свою Олимпиаду, а ведь к ним было и есть очень много вопросов.

Я не думаю, что выбор места проведения Олимпиады имеет в первую очередь политическое значение.

Не думаю, что вес Австрии или Южной Кореи посолиднее России. Думаю, что спортивные сооружения, инфраструктура и ряд иных факторов играют определяющую роль.



Андраник Мигранян: До свидания! Судя по всему, медиакраты, в основном, были заинтересованы международной проблематикой, что неудивительно. В последнее время были серьезные заявления со стороны Президента, его поездки, и наши СМИ уделяли особое внимание этим событиям. Думаю, что вопросы были актуальные и интересные. Мне, по крайней мере, кажется, что если журналисты донесут правильно линию и подходы российского руководства к этим проблемам, то выполнят роль, которую выполняли лекторы-международники общества "Знание", ездившие по стране и восполняющие интерес граждан и международным вопросам.



7 Июнь 2007
Источник: Медиакратия.Ру



Док. 438879
Перв. публик.: 07.06.07
Последн. ред.: 14.04.08
Число обращений: 288

  • Мигранян Андраник Мовсесович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``