В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Степашин: `Власть либо будет честной, либо перестанет быть эффективной` Назад
Сергей Степашин: `Власть либо будет честной, либо перестанет быть эффективной`
Сергея Степашина можно без преувеличения назвать долгожителем большой политики. Он наработал солидный опыт и не менее солидный послужной список: народный депутат РСФСР, первый заместитель министра безопасности, директор ФСК, директор ФСБ, министр юстиции, министр внутренних дел, председатель правительства и вот уже восьмой год - председатель Счетной палаты. Этот орган государственного контроля образуется совместно Государственной Думой и Советом Федерации и контролирует исполнение государственного бюджета. Сегодня С.В. Степашин - гость нашего журнала.

- Сергей Вадимович, вы пришли во власть в 1990-м, когда вам не было и сорока. Теперь, с высоты прожитых лет, как бы вы охарактеризовали этот семнадцатилетний период? Чем он стал для страны, для вас?

- Как охарактеризуешь это одной фразой? Исчезла с карты мира одна страна и родилась другая. За этим - глобальная драма, мучительные преобразования, надежды, разочарования и трагедии миллионов бывших граждан бывшего СССР. С 1990-го года Россия прошла сквозь несколько очень разных, наполненных острейшими конфликтами политических периодов. Помню свои ощущения 1991-92 годов. Тогда казалось, мы строим новый мир в новой стране. Новая система власти. Новые, невиданные законы. И жесткие шоковые реформы, безжалостно ломающие все прежние экономические уклады. Необходимо было создать хоть какие-то мотивации, чтобы заработала остановившаяся было экономика. Неумело, из рук вон плохо, но это было сделано.

- Во время "первой чеченской войны" вы были директором ФСБ, непосредственно руководили работой контрразведки и операцией по освобождению заложников в Буденновске. Сегодня, вспоминая тот период, какие чувства вы испытываете?

- Горечь. З января 1995 года я вылез из БТРа и увидел результаты знаменитого штурма Грозного: разрушенные дома, груды битого кирпича, гарь, копоть, сгоревшие танкисты в люках подбитых танков... Как сейчас вижу Ширвани Басаева: родной брат кровавого террориста пытался нам помочь при освобождении заложников в Буденновске. Ширвани честно, при включенной рации, убеждал Шамиля отпустить заложников. Тщетно. Тогда он вернулся и сказал: "Выход один - взять в Ведено весь род Басаевых, привезти сюда, поставить перед больницей и расстреливать по одному, пока Шамиль не отпустит заложников". Я сказал: "Мы так не можем". Он ответил: "Тогда проиграете". Помню это горькое, мучительное чувство поражения, с которым мы с тогдашним министром внутренних дел Ериным в самолете писали Ельцину заявления об отставке.

- Как вы оцениваете период "позднего Ельцина"?

- Реформаторы всерьез верили, что можно управлять экономикой, регулируя четыре макроэкономических показателя. Что, сформировав скороспелый класс собственников, они тем самым создадут мотивацию для развития экономики. Все это обернулось всевластьем олигархов с их оголтелой борьбой за лакомые куски госсобственности и контроль над исполнительной властью. Реакцией экономики стал дефолт 98-го, который поставил страну на колени перед западными кредиторами, вверг Россию в затяжной политический кризис, парализовав исполнительную власть. Волею судеб я оказался в самом эпицентре этой недолгой кризисной эпохи - в кресле председателя правительства. Понимал, с какой огромной проблемой столкнулся президент Ельцин в поисках преемника. Сделал все возможное, чтобы разрядить непростую политическую ситуацию. И не ревновал Владимира Путина к премьерскому креслу, которое я ему по воле Ельцина уступил.

- Сегодня все по-другому?

- С новым президентом начался и новый период в истории России. Попади нынешние нефтяные сверхдоходы в руки продувных олигархов "первого розлива", командовавших правительственными чиновниками, Россия, я думаю, и долгов бы Западу не отдала, и казна была бы пуста, как в 98-м. Главная причина успехов восьмилетнего правления Путина - проводимая им и его командой политика национальной конкурентоспособности, укрепления государства, упрочения рыночных институтов, усиления управляемости экономики. Россия завершает период антикризисной стабилизации и восстановительного роста. Формируются законодательные основы для осознанного управления национальным будущим, создаются институты развития и государственно-частного партнерства. Страна с растущей экономикой впервые за много лет получила работающие исполнительную и законодательную власти. Вот мое резюме этих семнадцати лет: несмотря на провалы и поражения, в русской истории разумный порядок одерживает верх над хаосом, демократия побеждает вседозволенность, государственный инстинкт элиты и общества торжествует над безответственностью, апатией и пораженчеством.

- Начало прошедшей осени было для Счетной палаты непростым временем. Практически все без исключения СМИ писали, говорили и показывали "ведомство Сергея Степашина, в котором разразился новый коррупционный скандал". Вас называют человеком мужественным, готовым "вынести сор из избы" ради того, чтобы очистить Счетную палату от проходимцев и жуликов. Отставка Владимира Панскова в 2006 году, "свежие" дела Юрия Гайдукова и Сергея Климантова.... Не является ли все это атакой ваших оппонентов лично на вас? Может, Счетная палата кому-то перешла дорогу?

- Счетная палата уже при своем создании перешла дорогу всем жуликам и проходимцам, зарящимся на бюджетные средства. Кто бы они ни были. В ходе проверок Счетная палата неизбежно вторгается в зону чьих-то интересов. Но нелепо было бы связывать разоблачения коррупционеров в наших рядах с какой-то атакой моих оппонентов лично на меня как председателя Счетной палаты. Хотя бы уже потому, что разоблачение коррупционеров было совместной операцией ФСБ и Счетной палаты. Может, кому-то и хотелось бы увидеть во всем этом коррупционный скандал. Я и мои коллеги видим в этом очистительный кризис. Мы намерены системно искоренять предпосылки коррупции в наших рядах. В Счетной палате максимально усилены внутренний контроль и работа с кадрами. Иное дело, что в ходе проверки НПО "Энергомаш", которую проводил Гайдуков, были вскрыты не только ощутимые финансовые и конкурентные потери государства в ходе сотрудничества этого предприятия с американскими ракетчиками, но также факты неэффективного использования российских ноу-хау двойного назначения. По итогам проверки НПО "Энергомаш" мы провели заседание коллегии. О результатах доложили президенту России, направили материалы в компетентные органы.

- В 1999 году вы возглавили в Госдуме комиссию по борьбе с коррупцией. Идут годы, но аромат шальных денег все так же привлекателен для чиновничества. Приводятся даже данные, что по рейтингу коррумпированности властей Россия находится в "десятке" самых неблагополучных стран мира. Неужели это действительно неразрешимая задача - искоренение коррупции в России?

- Напротив, это вполне разрешимая задача. Государство сегодня ведет с коррупцией совсем не шуточную, отнюдь не демонстративную борьбу. Но искоренить коррупцию силами только правоохранительных органов невозможно. Нужно ликвидировать системные предпосылки тотального мздоимства: гипертрофированные контрольные и регулятивные полномочия исполнительной и муниципальной властей и вопиющие пробелы в законодательстве. Нужно усмирить всевозможных контролеров, атакующих частный бизнес. Нужно дебюрократизировать бюджетный процесс, создав эффективную систему стратегического аудита бюджетных расходов. Нужно провести тщательную инвентаризацию действующего законодательства на предмет его "коррупциогенности". Счетная палата также считает, что следует ввести обязательную отчетность госслужащих любого ранга не только об их собственных доходах, но и о материальном положении их близких родственников. Власть либо будет честной, либо перестанет быть эффективной.

- Что для исправления подобного положения может сделать и делает Счетная палата?

- Главным институциональным шагом в деле борьбы с коррупцией, на наш взгляд, должно стать создание государственной стратегии по противодействию коррупции. В ее рамках следует разработать и принять целый пакет законов и подзаконных актов. В том числе закон о государственном финансовом контроле. Проект этого закона в настоящее время разрабатывается Контрольным управлением президента, Счетной палатой и правительством России. Этот закон призван четко разграничить предметы ведения и полномочия трех "вертикалей" контроля: президентского, внешнего и внутреннего. Избавить экономику от избыточного регулятивного прессинга, создающего питательное поле как для рафинированной "сетевой" коррупции, так и для вульгарного "крышевания".

- Вам принадлежит идея создания некого антикоррупционного объединения на уровне государства. Что это за проект?

- "Специализация" контрольных органов, по логике вещей, предполагает тесную координацию их деятельности. Я предложил учредить Координационный контрольный совет при президенте страны, куда вошли бы Контрольное управление президента, Счетная палата, Минфин, Генпрокуратура, а также, возможно, ФНС и Федеральная таможенная служба. Вопреки мнению некоторых досужих журналистов, это не министерство госконтроля. Это именно координационный совет, решения которого носят рекомендательный характер.

- И что дальше?

- Один из главных очагов коррупции - система государственных и муниципальных закупок. Объем только госзакупок превышает 3 триллиона рублей в год. На заседании коллегии Счетной палаты еще в прошлом году предлагалось исключить посредников из системы госзакупок, упорядочить конкурсные правила. Некоторые из наших предложений учтены при выработке поправок в закон о госзакупках. Но не все. Действующие схемы возмещения НДС и взимания акцизов на нефтепродукты и алкоголь также открывают широкое поле для коррупции. Есть системный недостаток действующего бюджетно-финансового законодательства - почти полное отсутствие ответственности за финансовые правонарушения. Так, из двух десятков составов преступлений, предусмотренных Бюджетным кодексом, Кодекс административных нарушений устанавливает ответственность лишь по двум-трем. Государственный НИИ системного анализа Счетной палаты разработал методику антикоррупционной экспертизы федерального законодательства. Она уже апробирована при анализе Земельного, Лесного и Водного кодексов, закона о рекламе и прочих. Нами подготовлены и направлены в правительство соответствующие законодательные предложения.

- Планирует ли Счетная палата проверять деятельность институтов развития и государственных корпораций?

- Сегодня в нарождающиеся институты развития и госкорпорации под будущие проекты передаются огромные деньги и ресурсы. От успеха этих проектов будет зависеть успех стратегических планов развития страны. Политическая ответственность за возможные последствия неудачных решений огромна. Это просто обязывает нас своевременно создать новые инструменты независимого контроля за реализацией конечных стратегических целей гигантских госинвестиций. Кроме того, когда государство в рамках государственно-частного партнерства наращивает свое участие в корпорациях со смешанным капиталом, то его финансовые ресурсы фактически выводятся за рамки бюджетной системы. Это требует новых подходов к контролю за государственными деньгами, имуществом и правами собственности.

- И какими должны быть эти новые инструменты и подходы?

- Счетная палата по Конституции и Закону "О Счетной палате Российской Федерации" вправе осуществлять внешний финансовый контроль за хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы, если они получают федеральные бюджетные средства, используют федеральную собственность и обладают налоговыми льготами. То есть и создаваемые институты развития, и государственные корпорации остаются в поле государственного финансового контроля. Важно понять, кто будет формировать и использовать технологии управления капитализацией создаваемых при участии государства активов, и насколько эти технологии будут подконтрольны и подотчетны государству и обществу. Дополнительные риски связаны с распределением доходов от крупных инвестиций. Ведь уже были случаи, когда бизнес при реализации программ с госучастием искусственно национализировал затраты и приватизировал доходы. Наконец, общество и государство должны четко себе представлять, насколько реализуемы конечные цели институтов развития; достаточно ли для этого ресурсов; насколько обоснованы нормативные прогнозы госкорпораций; насколько их цели согласованы со стратегическими целями правительства и действующими отраслевыми и региональными стратегиями и пр.

- Сколько человек работает в вашем ведомстве? Им по силам справиться с возложенными на них задачами?

- Пока 1400. Создаются новые инспекции для контроля расходов, предусмотренных Законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Создано новое направление деятельности Счетной палаты - контроль расходов федерального бюджета на региональные проекты общегосударственного значения, ЖКХ и доходов от использования и реализации госимущества. Мы справимся.

Беседовал Алексей Сенкевич
15,01,2008
http://www.ach.gov.ru/psp2/?id=584

Док. 438867
Перв. публик.: 15.01.08
Последн. ред.: 14.04.08
Число обращений: 329

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``