В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Степашин: `Без хозяина ничего не получится` Назад
Сергей Степашин: `Без хозяина ничего не получится`
- Сергей Вадимович, финансовые аспекты деятельности Союзного государства находятся под постоянным контролем Счетной палаты РФ и Комитета государственного контроля Республики Беларусь...

- У Союзного государства нет своей Счетной палаты. Поэтому в соответствии с порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства мы с нашими белорусскими коллегами осуществляем ее функции, в том числе по контролю за ходом исполнения бюджета Союзного государства.

- Как, по Вашему мнению, меняется качество реализации союзного бюджета?

- Бюджет увеличился в разы и принимается без опозданий, финансируется и Россией, и Беларусью в полном объеме. И, главное, абсолютно прозрачен.

До последнего времени в ходе контрольных мероприятий выявлялось серьезное нецелевое использование средств. Так, в ходе проверки исполнения бюджета Союзного государства за 2000 г. и первое полугодие 2001 г., которая, кстати сказать, стала первой совместной проверкой высших органов государственного финансового контроля двух стран, было выявлено нецелевое использование средств в общей сумме 181,8 млн. руб. Необоснованное и нецелевое использование средств бюджета Союзного государства в 2002 году составило 142,6 млн. руб.

Сейчас серьезных претензий к бюджетному процессу у нас нет. В ходе последней проверки были выявлены лишь некоторые недостатки в расходовании средств бюджета на содержание Постоянного Комитета Союзного государства и Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, касающиеся порядка оплаты труда, заключения договоров, предоставления служебных квартир, автотранспорта и других расходов. Нецелевое расходование средств бюджета в 2006 г. составило около 1,1 млн. руб. Эти деньги вернут в бюджет, как это и положено, а чиновники, допустившие нарушение, будут наказаны.

- А что меняется в организации и осуществления контроля за исполнением бюджета?

- Впервые контрольных органы двух стран проанализировали проект бюджета на 2008 год. По сути, задействован один из важнейших видов государственного аудита - предварительный контроль, упредительный характер которого, уверен, окажет положительное влияние на исполнение бюджета. Счетная палата и КГК сегодня тесно работают с Постоянным комитетом и Парламентским собранием Союзного государства.

Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Нужно изменить сроки рассмотрения исполнения бюджета Союзного государства. Пока мы в этом плане работаем по старинке, а следовало бы резко сдвинуть эти сроки и приблизить рассмотрение исполнения бюджета к срокам принятия очередного бюджета. Необходимо уже во втором квартале 2008 года начать анализировать исполнение бюджета за 2007 год, при этом вопросы использования материально-бюджетных средств Союзного государства должны находиться на постоянном контроле у Счетной палаты России и КГК Беларуси.

Вообще, настала необходимость жестко контролировать исполнение бюджета Союзного государства. Ведь далеко не все проблемы устранены. Многие программы и подпрограммы Союзного государства по два-три года не исполняются. Руководители ряда ведомств и в Беларуси, и в России искусственно затягивают исполнение задач, которые перед ними поставлены на уровне глав государств.

- Какие недостатки при использовании средств союзного бюджета сохраняются?

- В ходе подготовки заключения по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2006 год нами был выявлен ряд недостатков в организации бюджетного процесса, низкая финансовая дисциплина государственных заказчиков программ, недостаточно эффективная работа которых приводит к невыполнению отдельных разделов программ, продлению сроков их реализации, формированию значительных объемов остатков средств бюджета, и, как следствие, к замораживанию средств бюджета Союзного государства.

На выполнение союзных программ и мероприятий, финансирование других расходных статей в 2006 году было выделено 3,4 млрд. руб. Весьма солидные средства. Однако вопрос эффективности использования бюджетных средств остается насущным. Парадоксально, когда немалые деньги, выделяемые обоими государствами, не расходуются. Совершенно неудовлетворительна ситуация, когда 17-18 процентов средств союзного бюджета возвращаются назад, не используются. В то же время, из 21 бюджетной программы полностью выполняется только 12. Это плохо.

- Какие шаги контрольные органы намерены предпринять в этой связи?

- Мы взяли на себя обязательства изучить проблему, почему средства не реализуются, какие из ведомств виноваты в этом, почему по два-три года идет согласование союзных программ.

Вообще, порядок разработки и реализации программ Союзного государства требует доработки. Весь этот процесс чрезмерно формализован и усложнен в части подготовки, согласования и утверждения проектов союзных программ. Проекты проходят многочисленные этапы согласования различными органами двух стран. За это время значительно устаревают данные, положенные в основу программ, появляются новые направления в науке и технике, увеличиваются затраты на реализацию мероприятий. В итоге это проводит к продлению сроков действия программ, а также изменению их стоимости. И не всегда получается достигнуть ожидаемые результаты. Складывается впечатление, что министерствам и ведомствам не очень интересно этим заниматься. Они живут своей жизнью, а Союзное государство - своей.

- Можно какой-нибудь конкретный пример?

- Например, задержки с запуском программы производства универсальных энергетических средств мощностью 200-450 лошадиных сил. Каждая такая машина способна заменить несколько дорогостоящих монокомбайнов. Однако российское министерство промышленности и энергетики за два года так и не провело тендер среди российских претендентов на участие в проекте. А ведь на эти цели было предусмотрено финансирование в объеме 82 млн. российских рублей.

- Но надо как-то решать эту проблему...

- Мы намерены предложить руководящим органам Союзного государства введение нормы оперативности выполнения союзных программ. Поставили перед собой задачу осуществлять ежеквартальный контроль реализации союзных программ.

Надеюсь, что данная проблема решится после того, как полностью бюдет ратифицирован пакет из четырех документов, которые заключили Беларусь и Россия в 2006 году. Эти документы затрагивают медицинские, социальные, налоговые и другие вопросы граждан Беларуси и России, в том числе и вопросы союзной собственности. Тогда стороны смогут сказать: вот это союзная собственность, и у нее есть хозяин. Без хозяина, какая бы форма собственности ни существовала, ничего не получится. Надеюсь, что после ратификации этих документов союзные программы заработают по-другому.

Кроме того, мы планируем провести внеочередное совместное заседание коллегий Счетной палаты и КГК по исполнению союзных программ. Контрольные органы России и Беларуси намерены серьезно заняться ходом исполнения союзных программ и проанализировать, почему их реализация тормозится. На заседание будут приглашены руководители предприятий, участвующих в программах. Возможно, будет детально проработано исполнение какой-либо одной, знаковой союзной программы.

Эту информацию нужно довести до руководителей правительства Беларуси и России.

- Насколько можно судить, многолетнее сотрудничество СП РФ и КГК РБ развивается эффективно. В ходе недавней встречи с Вами Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко высоко оценил взаимодействие контрольных органов двух стран, в частности, отметив, что оно способствует повышению результативности взаимных торгово-экономических отношений.

- Между нашими ведомствами сложились прекрасные отношения. Наше взаимодействие осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве, подписанного в декабре 2001 года. Оно предусматривает обмен информацией и опытом совершенствования контрольной деятельности, сотрудничество в сфере профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников высших органов финансового контроля двух стран, взаимодействие в вопросах организации и проведения семинаров, конференций и консультаций, а также проведение совместных проверок.
Надеемся, что наше взаимодействие будет расширяться.

- Уже запланированы какие-то совместные мероприятия?

- Помимо союзного бюджета, мы намерены в ближайшее время уделить пристальное внимание работе таможенных органов Союзного государства. Собираемся рассмотреть функционирование таможни с точки зрения экономики, свободы перемещения наших граждан, с точки зрения того, что у нас - Союзное государство.

- Абсолютное большинство граждан Беларуси и России надеются, что строительство Союзного государства будет носить все более конкретный и практический характер. В связи с этим вот какой вопрос. Вы часто бываете в Беларуси, и последний раз посещали ее совсем недавно...

- В конце января - начале февраля этого года.

- Вам удалось выкроить немного времени на культурную программу?

- Да. В частности, я посетил Национальный музей истории и культуры Беларуси.

- Тогда Вы знаете, что Слуцкие пояса - величайшая историческая и культурная ценность Беларуси - в музее не хранятся. В то же время в Государственном историческом музее в Москве экспонируются более 20 Слуцких поясов и более 40 находятся в запасниках...

- Я не только в курсе этой проблемы, но в ходе своего последнего визита в Беларусь обещал обсудить ее с главой Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким и министром культуры России Александром Соколовым. Нужно организовать выставку Слуцких поясов в Беларуси. А также подумать о возможной их аренде, чтобы Слуцкие пояса постоянно экспонировались в белорусском музее.
Этот вопрос, надеюсь, будет решен положительно. Я его согласовал с Михаилом Швыдким.

- И последний вопрос, Сергей Вадимович. Вы являетесь Председателем попечительского совета московского футбольного клуба "Динамо", болельщики которого есть везде в бывшем Союзе. На что они могут рассчитывать в предстоящем футбольном сезоне?

- Надеемся на попадание команды в зону Кубка УЕФА. Ну и что поборется за Кубок страны. Думаю, для решения этих задач "динамовцы" созрели. И прошлый сезон это показал. Тем более что вся команда сохранилась. Главное - мы угадали с тренером. Андрей Кобелев - талантливый человек. Упрямый, конечно, но талантливый. Он был очень хорошим игроком, выступал и за "Динамо", и за "Зенит". К тому же с приходом Дмитрия Иванова на пост генерального директора совершенно изменился климат в команде. Я часто там бываю и могу уверенно заявить, что сегодня она представляет собой единый коллектив.

Мы сделали ставку на своих молодых игроков. Шунин, Комбаровы, Гранат - все они воспитанники динамовской школы. Это хороший показатель. У нас, кстати, сейчас самая российская команда, тогда как прежде была самая португальская. В "Динамо" нынче стабильная ситуация, нет никаких проблем с зарплатой. К нам пришло и известное пополнение в лице форварда сборной России Александра Кержакова. В мае я приглашаю всех на открытие нашей базы в Новогорске - уверен, она будет лучшей на постсоветском пространстве. А в конце года начинаем реконструкцию стадиона "Динамо" (ему в этом году исполняется 80 лет) и всего комплекса на Петровском.

http://www.ach.gov.ru/psp2/?id=600
25,03,2008

Док. 438858
Перв. публик.: 25.03.08
Последн. ред.: 14.04.08
Число обращений: 305

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``