В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Когда заговорит Палата, президент прислушается. Зачем нужна общественная структура при властных органах Назад
Когда заговорит Палата, президент прислушается. Зачем нужна общественная структура при властных органах

В бурных дебатах по поводу реформы политической системы, предложенной президентом Путиным после бесланских событий, пока что не находится место для одной, на мой взгляд, очень важной идеи, предложенной президентом, - идеи о создании Общественной палаты. Народ дебатирует в большей степени по вопросам, связанным с назначением губернаторов, с отменой мажоритарной системы. Мне кажется, что следовало бы все-таки обратить внимание на эту проблему, потому что предложения президента носят системный характер. И нельзя оторвать один элемент от другого, если мы хотим правильно понимать, к чему призвано продолжение политической реформы и к каким последствиям они могут привести.


Думаю, что не в последнюю очередь предложение об учреждении Общественной палаты связано с тем, что президент не может не понимать, что назначение губернаторов и отмена мажоритарной системы может привести к закрытию политической системы, уменьшению возможностей самостоятельных игроков на политическом поле, бюрократизации политического процесса, уменьшению динамизма политической системы. Это, в свою очередь, может вызвать стагнацию политической системы, а с этим мы уже сталкивались в советской системе в период позднего Брежнева и знаем, к каким негативным последствиям для страны это может привести.

Мне представляется, что Общественной палате отводится очень важная роль по обеспечению связи высших эшелонов власти с широкой общественностью. Конечно, легче продекларировать такую цель, чем технически ее реализовать.

В истории как политической мысли, так и политической практики нередко бывали случаи, когда специально создавались палаты, в которых имели прямое представительство институты гражданского общества. Определенные отголоски этого можно увидеть в нашем отечественном опыте. Когда формировался Съезд народных депутатов СССР, выборы шли не только от территории, но и от общественно-политических организаций, которые имели свою квоту и формально представляли все срезы нашего общества.

Мне представляется, что Общественная палата в нынешних условиях может стать не декором, а очень серьезным элементом политической системы, придающим ей многомерность, емкость и яркую политическую окрашенность. На сегодняшний день мы имеем практически обезличенный Совет Федерации, где представлены люди, которых общество не знает, не избирает и имеет смутное представление о характере их деятельности. Мы имеем Государственную Думу, в которой в значительной степени доминируют функционеры партий или отдельные лидеры типа Рогозина или Жириновского, в тени которых находятся практически их партии.

Необходимость создания Общественной палаты назревала давно. Однако при изменении порядка формирования губернаторского корпуса и Государственной Думы ее формирование становится просто насущной необходимостью. Ведь парламент - это место не только согласования интересов политических партий, но и, что не менее важно, питомник, где политики растут, проявляют себя в публичной сфере и, получив признание со стороны общества и политического класса, рекрутируются в разные структуры исполнительной власти. Нет ничего удивительного в том, что в подавляющем большинстве кандидатами в президенты США выдвигаются люди, которые начинают свою карьеру в сенате или в палате представителей. Да и опыт недавней нашей политической истории показывает, что именно на Съездах народных депутатов СССР и РСФСР и заседаниях Верховных Советов, которые транслировались по всей стране, проявились яркие качества таких публичных политиков, как Ельцин, Назарбаев, Собчак, Гавриил Попов, и многих других.

В нынешних условиях, когда идет процесс рутинизации и бюрократизации работы представительных органов власти, видимо, потребность в Общественной палате становится особенно насущной. Она может стать местом публичного выражения социальных интересов, доведения их как до властей, так и до общества, трибуной, где возможно согласование интересов; ареной, на которой могли бы проявлять свои лидерские качества представители институтов гражданского общества. Эти получившие признание общественные деятели затем могли бы быть рекрутированы для более эффективной работы в законодательных и административных органах власти.

Думаю, что в рамках Общественной палаты могла бы найти свое место и такая тонкая и сложная материя, как согласование межнациональных интересов. С ликвидацией Совета национальностей в российском парламенте эта сфера осталась фактически на задворках политического процесса. В стране огромное количество этнических групп, которые не имеют своих государственных образований, и их интересы игнорируются. После распада Советского Союза мы стали свидетелями миграции огромных масс населения из бывших союзных республик и других стран. Эти люди неэффективно интегрируются в российское общество. А ведь многие этнические группы по своей численности далеко превосходят титульные нации некоторых этногосударственных образований. В России проживают миллионы азербайджанцев, армян, грузин, украинцев, да и, скажем, татар, которые живут за пределами Татарстана. Я думаю, что Общественная палата могла бы быть двухкамерной - от представителей социально-профессиональных интересов и от этнорелигиозных образований.

Я думаю, что такая Палата может также обеспечить обратную связь между высшими органами власти и обществом, несмотря на преувеличенные страхи критиков реформ президента, что бюрократия сможет заблокировать каналы связей между обществом и властью. Достаточно вспомнить, что на заре перестройки фактически у Горбачева не было институционального механизма для продвижения собственных идей реформирования политической системы. Однако достаточно было его личной популярности, контроля над несколькими средствами массовой информации (журнал "Огонек", газета "Московские новости" и передача "Взгляд" на Центральном телевидении), чтобы с их помощью по всей стране передавать послания тем неформальным группам, которые оформлялись тогда в условиях доминирования одной партии и одной идеологии. Этого оказалось достаточно для динамизации политической системы. В нынешних условиях, учитывая огромную популярность президента, наличие множества партий в обществе и в парламенте, такая Общественная палата могла бы быть серьезным связующим звеном, не допускающим закрытия каналов от общества к властям и от властей к обществу.

Конечно, существует угроза, что Палата может быть cформирована таким образом, что оправдает наихудшие опасения критиков президентских реформ, то есть превратится в некий декоративный орган, где будут заседать утвержденные администрацией лидеры некоторых общественных организаций, готовые в любую минуту поддерживать решения властей по любому вопросу. Чтобы этого не произошло, необходимо создать оргкомитет из представителей самого широкого спектра российской политики. Оргкомитет должен определить список институтов гражданского общества, которые заявили о себе как состоявшиеся структуры, которые могут послать своих представителей в Общественную палату. Помимо этого как власти, так и оргкомитет могут назначать в Общественную палату своих представителей. В Общественную палату могли бы быть также выдвинуты известные в стране общественные деятели, люди, имеющие большой общественно-политический темперамент, но не являющиеся членами тех или иных партий или общественных организаций.

Чтобы Палата заработала как полнокровный институт, она должна быть не частью Федерального Собрания, а скорее совещательно-консультативным органом при президенте, аналогом некоего расширенного Президентского совета. Кроме того, чрезвычайно важно, чтобы был обеспечен доступ Палаты к средствам массовой информации. Без этих трех важных элементов - оргкомитет, представляющий весь спектр российской политики, структура при президенте и доступ Палаты к СМИ - сложно будет обеспечить эффективное функционирование такой палаты и реализацию ею всех тех задач, которые чрезвычайно важны для поддержания динамизма российской политической системы.


Андраник Мигранян
"Российская газета" - Федеральный выпуск No3632 от 18 ноября 2004 г.

Док. 438818
Перв. публик.: 18.11.04
Последн. ред.: 14.04.08
Число обращений: 351

  • Мигранян Андраник Мовсесович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``