В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Дмитрий Медведев и российские олигархи о Концепции долгосрочного социально-экономического развития России. Часть 4 - Владимир Якунин Назад
Дмитрий Медведев и российские олигархи о Концепции долгосрочного социально-экономического развития России. Часть 4 - Владимир Якунин
В рамках выполнения решения Президиума Политического совета политической партии "Партия социальной справедливости" об организации общепартийной дискуссии по обсуждению проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, а также следуя его заявлению "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития России", публикую четвёртый материал о встрече избранного Президента России Дмитрия Медведева с членами бюро Российского союза промышленников и предпринимателей. Дискуссия становится всё интереснее.

Выступление президента ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина было гораздо ближе к заявленной теме. Не знаю, олигарх ли он, но то, что он является руководителем одной из крупнейших государственных монополий России - медицинский факт. Видимо поэтому он в своей речи продемонстрировал не только подход к дискутируемой теме частного бизнеса, но в значительной мере государственный подход.

Для начала он расставил точки над i по ранее прозвучавшим предложениям, сформулировав их должным образом.

Во-первых, ГЧП он считает более правильным именовать "общественно-частное партнерство", а не "государственно-частное партнерство". Если мы вернемся к исходной позиции, то у нас решится вся проблема, как это благозвучно звучит или неблагозвучно. А кроме того, это будет как раз соответствовать нашему стремлению к ограничению участия государства в экономике".

Во- вторых, Владимир Якунин указывает на то, что "когда мы говорим об ограничении этого участия, то, естественно, никто не говорит о том, что мы против того, чтобы государство вырабатывало соответствующие правила и законы. Наоборот, мы к этому призываем. Во-вторых, естественно, мы говорим о том, что там, где это нерентабельно с точки зрения времени и сроков окупаемости, естественно, например, инфраструктура требует, безусловно, государственного участия. Я думаю, что против этого опять-таки никто не возражает".

В рамках проблемы участия или неучастия государства в экономике Владимир Якунин приводит убедительный пример:
"Если мы взглянем на развитые рыночные экономики, такие как США, Франция, Германия, Великобритания, то вы легко убедитесь, что объем государственных средств, которые участвуют в экономике, то есть инвестируются в экономику, там на протяжении последних пяти лет только возрос (можно говорить даже о десяти годах). Только возрос, а не уменьшился. Поэтому когда мы говорим об ограничении вмешательства государства в экономику, мы прежде всего говорим о неправомерном вмешательстве государства или отдельных чиновников в экономические процессы и в деятельность соответствующих компаний".

На основании этих аргументов Владимир Якунин высказывает тезис, который никак не хотят услышать наши горе-либералы, возможно поэтому он несет в себе оттенок сенсационности. Он утверждает, что "говоря о следующем этапе развития страны, мы, конечно, должны признавать, что развитые рыночные модели в нашей экономике попросту не существуют. Мы говорим о становлении этих рыночных отношений и становлении такой экономики, что опять-таки требует соответствующего, по всей видимости, участия государства в виде тех законов, которые могут быть приняты".

На мой взгляд, всё ясно, четко и убедительно. А последний тезис безусловно должен стать одним из постулатов при доработке как проекта Концепции, выдвинутой МЭРТом, так и тем проектом, который готовит Алексей Кудрин в Минфине. Здесь Партия социальной справедливости полностью солидарна с Владимиром Якунином и призывает разработчиков Концепции прислушаться к его мнению.

Владимир Якунин также кратко останавливается на теме "человеческого капитала и производительности труда. Он считает, что корень зла в соотношении этих величин лежит в том, что "коэффициент дифференциации доходов 10 процентов наиболее состоятельных граждан страны к 10 процентам наименее состоятельных граждан страны в прошлом году достиг 15,3. В то время как в развитых экономиках считается стабильным соотношение 7 или 8, а если говорить о Швеции, то там вообще соотношение - 4".

Партия социальной справедливости и здесь полностью солидарна с Владимиром Якунином, в особой степени с его предложениями о том, чтобы в Концепции были предусмотрены положения, направленные на ликвидацию такого разрыва в доходах, который наша партия считает позором страны.

Владимир Якунин говорит:
"Если говорить о ситуации, в которой мы сегодня находимся, то эта ситуация связана прежде всего с выработкой определенных ценностных критериев, если мы говорим о социально-экономической концепции. И прежде всего мы хотим, чтобы не было инфляции, мы хотим, чтобы у нас были порядок и спокойствие, а для этого необходимо, чтобы наемные сотрудники имели возможность для достойного уровня жизни и воспроизводства рабочей силы. Это и образование, и здоровье. И в-третьих, чтобы наемный работник имел мотивацию повышать производительность труда. Наконец, с ростом производительности труда росли бы объемы реализации товаров и эффективность производства".

Владимир Якунин считает, что в Концепции необходимо предусмотреть стимулы для привлечения в страну высококвалифицированных кадров, и здесь основной стимул "мотивация в виде заработной платы и условий, в которые они приезжают".

Партия социальной справедливости обращает внимание на второй посыл Владимира Якунина и считает, что здесь основное условие - обеспечение жильём. Поскольку жилищная проблема с одной стороны стоит у нас достаточно остро, а с другой к 2020 году страна в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё -гражданам России" и ФЦП "Жилище" будет строить по 1 кв. м жилой площади на человека мы предлагаем следующее.

Включить в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития в раздел жилищного строительства подраздел о выделении части жилья приезжающим высококвалифицированным кадрам, как это, кстати, практиковалось в Советском Союзе. Причём в Концепции должно быть не декларирование этого принципа, а по годичные цифры квадратных метров жилья, выделяемых на эти цели.

Возвращаясь к выступлению Владимира Якунина, скажем, что он пожаловался на то, что "в ОАО РЖД рентабельность государством регулируется на уровне от 1 до 3 процентов в силу регулирования тарифов. При этом наши клиенты, большинство из которых находятся здесь, они, не подвергаясь такому регулированию, имеют рентабельность приличную, скажем, от 15 до 50 процентов. В этих условиях мы, конечно, не можем конкурировать на рынке рабочей силы, потому что можно создать специальные условия для 100 человек, можно даже создать специальные условия для 4 тысяч человек, но как создать такие условия для 1300 тысяч человек, которые работают в отрасли?".

При этом указал Владимир Якунин, "если говорить о стране, то за последние четыре года экономики заработная плата в стране выросла на 63 процента, при этом рост производительности труда - на 27 процентов.
Цифры по РЖД. Реальная заработная плата выросла на 36 процентов, производительность труда возросла на 38 процентов". Закончил свою жалобу он шутливым утверждением что "Боливару вынести это будет сложновато".

Своё выступление Владимир Якунин, учитывая, вероятно, то, что Дмитрий Медведев более двух лет занимался непосредственной реализацией приоритетных национальных проектов, закончил пассажем о том, что от них в значительной степени зависит качество рабочего или трудового капитала:
"Очень важный вопрос - это качество рабочего капитала, или трудового капитала. Здесь я хочу сказать, что мы поддержали все те национальные проекты, которые были. Хочу остановиться только на двух: "Здоровье" и "Образование". Мы сохранили в большей степени начальное профессиональное образование, среднее образование, мы сохранили влияние на высшее образование, но мы опять-таки оказались за чертой тех стимулов, которые выработало государство. У нас есть школы, которые на протяжении многих лет занимают первое место, никакой мотивации в рамках национального проекта получить не могут, потому что считается, что эта школа корпоративная, как бы не национальная. То же самое касается и здравоохранения.
В целом полагаю, что если эти вопросы найдут разрешение в концепции социально-экономического развития, с этой проблемой, безусловно, справиться можно".

Можно без сомнения успокоить Владимира Ивановича Якунина. Несомненно, найдут - ведь избранный Президент России Дмитрий Медведев является одним из главных апологетов в стране приоритетного вкладывания финансовых средств в развитие человеческого, в том числе без сомнения трудового, капитала в России, цитирую его по памяти:
"Пусть никто не сомневается - вкладывание средств в развитие человеческого капитала останется нашим главным приоритетом".

Так как выступление Владимира Якунина было ясным и точным по формулировкам, то Дмитрий Медведев прокомментировал его очень кратко:
"Но дискуссию по поводу происхождения термина "государственно-частное партнерство", я думаю, продолжать особого смысла нет, хотя Вы предложили оригинальный вариант называть его ЧОПом, то есть частно-общественным партнерством. Думаю, что смысл этого термина в других государствах все-таки несколько иной, он гораздо более простой и прагматичный. Мы немножко по-своему стали его воспринимать. Но, может быть, это и естественно, в условиях переходного периода развития нашей страны он приобрел у нас и более социально значимый характер. Дело не в терминах, конечно, а в реальном насыщении.
По поводу инфляции. Вы сказали, что надо так жить, чтобы и инфляция была под контролем, и другие макроэкономические показатели не страдали. Вы абсолютно правы. Мы, в общем, в последние годы и старались именно так развиваться. Но очевидно, что сейчас мы столкнулись с довольно значительной проблемой. Я посмотрел сегодня экономический обзор с утра: практически все аналитики сходятся во мнении, что мир вступил в полосу высокой инфляции, глобальная экономика вступила в полосу высокой инфляции. И многими аналитиками, кстати, это рассматривается как большая угроза, чем что-то другое.
Какой на это должна быть наша реакция? Мы должны просто понять, какие инструменты мы должны использовать и как скорректировать нашу политику, чтобы вот эти неблагоприятные международные тенденции в наименьшей степени затронули нашу экономику и в наименьшей степени сказались на доходах наших граждан.
И по поводу тарифной политики. Мы с вами недавно говорили об этом. Естественно, мы продолжим обсуждение этих вопросов уже в контексте конкретной компании, в контексте работы с ОАО РЖД".

Я же хочу в заключение в связи с налоговыми просьбами участников встречи со стороны РСПП процитировать мнение действующего Президента России, высказанное им 11 апреля на совещании по экономическим вопросам:
"Должна быть полная уверенность в том, что предлагаемые расходные и налоговые новации будут максимально эффективно работать на достижение стратегических целей экономического и социального развития страны, что они позволят повысить устойчивость национальной экономики и минимизировать негативные факторы, обусловленные проблемами на мировых рынках капитала, сырья, продовольствия.
Предлагаемые налоговые новации должны, несомненно, способствовать качественному изменению структуры экономики, её инновационной направленности, улучшению качества жизни граждан России.
Проходящая дискуссия по изменениям в налоговом законодательстве - я знаю, что в ведомствах такая работа ведётся, с бизнесом постоянно обсуждаются эти вопросы (совсем недавно Дмитрий Анатольевич встречался с РСПП, опять обсуждали эту тему), - эта работа должна учитывать необходимость переноса акцента в налоговой политике на создание комплексной системы налоговых стимулов".

Я рассматриваю эти замечания Владимира Путина как руководство к действию для всех, кто готовит свои предложения для доработки проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, в том числе и для членов нашей Партии социальной справедливости.

Лев Иванов - секретарь по информационной политике и связям с общественностью политической партии "Партия социальной справедливости".

13 апреля 2008 года.
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 438742
Перв. публик.: 13.04.08
Последн. ред.: 31.05.12
Число обращений: 178

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Якунин Владимир Иванович
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``