В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Герасимов: Какой смысл выяснять отношения? Назад
Евгений Герасимов: Какой смысл выяснять отношения?
На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель председателя Московской городской думы по социальной политике, председатель специальной комиссии по культуре Евгений ГЕРАСИМОВ. Евгений Герасимов родился в 1951 г. Окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина. Перед избранием в Московскую городскую думу работал кинорежиссером (актером) Киностудии имени М. Горького. Почетный кинематографист России. Народный артист Российской Федерации. 16 декабря 2001 года избран депутатом Московской городской думы.

- Евгений Владимирович, в свое время была принята городская целевая комплексная программа "Культура Москвы" на 2002-2004 годы. Как бы вы оценили итоги ее выполнения?

- На реализацию программы в общей сложности было выделено 28,6 млрд. руб. Практически все запланированные мероприятия были выполнены. По моему мнению, выросла доступность культурных ценностей и услуг для населения, ведь так важно, чтобы к культуре приобщались самые разные социальные группы москвичей.

В последние годы, несомненно, увеличился интерес москвичей к театру. На сцене появилось много новых талантливых постановок. Очень важно, на мой взгляд, что благодаря проекту "Открытая сцена" больше возможностей для самореализации получили молодые независимые творческие коллективы.

Музеи, выставочные залы пополнились новыми экспонатами. За три года в столице прошло более 1200 выставок.

Продолжилась работа по модернизации библиотек. Сейчас на их базе создается несколько комплексных интеллект-центров.

Есть положительная динамика и в кинопрокате. Отечественных фильмов в 2002 году было показано 5%, а в 2004-м - 14%. Однако в этой сфере еще много проблем. Так, например, еще два года назад возникла идея экспериментальной сети "Московский кинематографист". Смысл ее в создании неразрывной цепочки "фильм - реклама - прокат - производство нового фильма". Сегодня можно уверенно говорить об успехах российского кино на международном уровне, появляются серьезные, глубокие фильмы. Теперь главное для них - возможность кинопоказа. Ее и должна дать экспериментальная сеть, создание которой было одобрено мэром Москвы.

В 2004 году прошел второй фестиваль отечественного кино "Московская премьера", собравший в течение недели 40 тысяч зрителей. Москвичи смогли бесплатно посмотреть лучшие картины, снятые отечественными кинематографистами. Среди них - "О любви" Сергея Соловьева, "Папа" Владимира Машкова, "Ночь светла" Романа Балаяна, "Игры мотыльков" Андрея Прошкина.

С телевидения детская тема сегодня практически исчезла, так как детские передачи нерентабельны: в них нельзя вставить рекламу. А фестиваль дал прекрасную возможность посмотреть и новые игровые картины, и мультфильмы, и последние выпуски "Ералаша".

Фестиваль, к сожалению, показал: владельцы частных сетей, то есть наиболее комфортабельных кинотеатров, не предоставляют свои площадки для отечественной кинопродукции, для благотворительных сеансов. И это, повторюсь, достаточно серьезная проблема.

За последние три года в несколько раз увеличилась средняя заработная плата работников культуры, но, увы, она все еще остается очень низкой. В самом тяжелом положении оказались библиотекари, поэтому специальным постановлением Правительства Москвы им были установлены городские доплаты.

- Какие приоритеты вы бы выделили в программе?

- Они вытекают из потребностей москвичей. Это, к примеру, появление учреждений культуры в "спальных районах", обеспечение их доступности для населения, я имею в виду ценовую политику в отношении театров и кино. Это адаптация учреждений культуры к новым требованиям и современным условиям деятельности. Это выявление и поддержка молодых дарований. И прочая, и прочая...

- Какие мероприятия, проведенные в рамках программы, вы назвали бы наиболее значительными?

- Таковых за прошедшие три года было, конечно, великое множество. Завершено строительство двух крупнейших объектов - Международного дома музыки и Центра оперного пения Галины Вишневской. Продолжено строительство основного здания Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Закончена реконструкция картинной галереи Ильи Глазунова. В 2004 году введено в эксплуатацию три детских кинотеатра. Завершена реконструкция двух детских школ искусств. Не остались без внимания зоопарк, музей-заповедник "Коломенское", Дарвиновский музей, Московский планетарий.

На техническое переоснащение учреждений культуры было потрачено 380 млн. руб. Закуплено и установлено новое оборудование в 16 театрах, в библиотеке имени Некрасова, в некоторых музеях.

Приобретены музыкальные инструменты для детских музыкальных организаций. К сожалению, многие проблемы так и не удалось решить. Они из старой программы плавно перетекли, хоть и на другом качественном уровне, в новую.

- Что это за проблемы?

- Я бы назвал три наиболее, на мой взгляд, острые. Как уже говорилось, это неравномерность развития культурной инфраструктуры в разных районах. Это высокие цены на билеты в кино и в театры.

К тому же театры, музеи, выставочные залы практически не пытаются привлечь молодежь. Им это кажется неинтересным. Возможным решением проблемы, я думаю, могло бы стать создание так называемых интерактив-центров - современных центров клубного типа, которые могут составить конкуренцию ночным клубам.

- Вы упомянули, что скоро будет принята новая целевая программа по развитию культуры...

- В начале февраля в правительстве города должно состояться обсуждение программы "Культура Москвы 2005-2007 гг.". На ее реализацию предполагается выделить 45,2 млрд. руб., то есть почти в 2 раза больше, чем прежде.

- Что ожидает москвичей в 2005 году?

- Это, например, фестивали, в том числе уже ставшие традиционными. Здесь и московский фестиваль "Театральная осень" (0,3 млн. руб. из бюджета города), и Пасхальный фестиваль (30 млн. руб. из бюджета), и фестиваль отечественного кино "Московская премьера" (1,6 млн. руб.), и кинофестиваль для детей "Сказка", и всевозможные конкурсы юных пианистов, художников... Не будем забывать и о мероприятиях, связанных с 60-летием Победы. В том числе праздничное представление на Поклонной горе (мне удалось добиться выделения на него 5 млн. руб.), театрализованное представление "Колокола Победы", которое пройдет около храма Христа Спасителя, праздничные концерты и народные гуляния.

На празднование 110-летия со дня рождения Сергея Есенина из бюджета Москвы выделено 1,5 млн. руб. Ожидает нас 75-летие театра кукол, 50-летие театра "Современник"...

- Недавно произошло еще одно событие: в кинотеатре "Казахстан" открылся киноцентр "Эльдар"...

- С одной стороны, мне, конечно, жаль, что из сети "ушел" кинотеатр. Правда, в этом качестве он давно уже не функционировал. Но в целом я считаю, что москвичи получили потрясающий подарок - клуб, где будут показывать фильмы, где будут проходить творческие встречи. Без сомнения, "Эльдар" станет популярным не только в своем Юго-Западном округе, но и во всей Москве.

- Бюджет на 2005 год принят. Каким вы находите финансирование культуры?

- Москва с этого года теряет 18,5 млрд. руб. благодаря перераспределению налогов на прибыль и на рекламу в пользу федерального бюджета. Город берет на себя новые обязательства, связанные с монетизацией льгот. Тем не менее на культуру предполагается выделить 6,4 млрд. руб. Финансирование по сравнению с 2004 годом увеличено в среднем на 20%. Несмотря на некоторую положительную динамику, денег, конечно же, не так много. Но поскольку их всегда мало, главное - сделать так, чтобы они рационально использовались.

- Каким вы находите взаимодействие городских и федеральных властей в сфере культуры? Есть ли здесь проблемы, каковы пути их преодоления?

- Пока взаимодействие это кажется мне не очень конструктивным. И это вина федеральных властей. Так, например, споры вокруг памятников исторического и культурного наследия ведутся уже несколько лет. Еще в мае 2001 года депутаты Мосгордумы направили обращение к Президенту России "О недопустимости изъятия у столицы памятников истории и культуры".

Возрожденные памятники постоянно хотят отнять у города. Я считаю, что это в корне несправедливо. На территории Москвы расположено 2167 памятников архитектуры. Город как собственник большого количества объектов федерального значения уже много лет несет бремя затрат по их охране, сохранению, популяризации. За 15 лет Управлением охраны памятников города Москвы на 457 объектах были выполнены комплексные научные реставрационные работы, а еще на 468 - фасадные работы. Из восстановленных памятников стоит назвать Государственный исторический музей, Третьяковскую галерею, кельи Георгиевского монастыря и многое другое. Из городского бюджета на реализацию программы "Архитектурное наследие" было потрачено 23,9 млрд. руб.

На уровне федерации в 2004 году был принят закон No 122 "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ". Согласно этому закону с 1 января 2005 года ни один субъект РФ не имеет права вкладывать деньги в тот или иной памятник культуры федерального значения. А Герман Греф заявляет, что московские власти "покушаются на федеральную собственность". Каждодневная, нелегкая работа по реставрации этой самой собственности была названа "самозахватными действиями". Так теперь у нас называется забота об архитектурном облике города. Греф, как известно, заявил даже, что городу не принадлежит и здание мэрии на Тверской! Ситуация абсурдная.

Сотрудничество между разными уровнями власти должно быть взаимовыгодным и эффективным.

Правительство Москвы делает все, чтобы добиться консенсуса. Какой смысл выяснять отношения? Ведь главное, чтобы те же памятники были в целости и сохранности, находились под охраной и защитой государства. А кто конкретно будет выполнять эту задачу - город или федерация? Думаю, тот, у кого это лучше получается. Сегодня, опираясь на факты, могу сказать: лучше получается у нас.

Московская промышленная газета, 16 февраля 2005 г.

Док. 438313
Перв. публик.: 16.02.05
Последн. ред.: 10.04.08
Число обращений: 393

  • Герасимов Евгений Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``