В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Герасимов снимает фильм о Савве Мамонтове Назад
Евгений Герасимов снимает фильм о Савве Мамонтове
Глава Комиссии Мосгордумы по культуре, депутат от "Единой России", актер и режиссер Евгений Герасимов в свой законный летний отпуск снимает на "Мосфильме" кино. Узнав об этом, корреспонденты "Вечерки" просто не могли не напроситься на съемочную площадку к Евгению Владимировичу.

"Кино" начинается с проходной

Мы подъехали к проходной "Мосфильма" на машине и оказалось, что пропуск на средство передвижения не заказан. Правда, девушка по имени Ксюша, которой поручили нас встретить, тут же позвонила и сказала, что пропуск она уже несет. Я вышел из проходной и остановился, чтобы подождать. Ко мне тут же подошли две симпатичные глазастенькие девчонки и спросили, а нельзя ли им как-то попробоваться в массовку. Я честно ответил, что массовками не занимаюсь. Они попросили у меня автограф. Я не знаю, с кем меня спутали, но автограф дал. Жалко, что ли?

Магия кино началась. В эту минуту из проходной вышла Ксюша, мы посадили ее в нашу машину и поехали непосредственно на площадку. Перед нами сразу возник самолет времен Великой Отечественной войны, возможно, Як или более редкий Ла.

- Это наши ориентиры, - пояснила Ксения, - самолет, от него направо до пушек, а там в арку - и наша площадка.

Мы повернули направо. Пушки оказались имитацией орудий войны 1812 года, а арка располагалась в доме, в котором, судя по всему, Раскольников зарубил старуху-процентщицу. Дальше - пешком.

Мы прошли под аркой и оказались в месте, очень похожем на московскую купеческую улочку конца ХIХ или начала ХХ века. Это могло бы быть купеческое Замоскворечье, Тишинка, Хитровка... Двухэтажные дома с вывесками в первых этажах: "ТрактирЪ", "ЗингерЪ", "ЛомбардЪ"... Вроде бы бутафория, но под ногами самая настоящая мостовая, неровно уложенная "орудиями пролетариата" - булыжниками.

Съемочная площадка кинокомпании "Родина", снимающей фильм с условным названием "Савва", находилась в самом конце этой совершенно очаровательной псевдо-Москвы.

Снималась сцена у кабака. Человек 20-25 актеров (у меня язык не поворачивается назвать их "статистами", столько труда они положили при мне на эту совсем маленькую бытовую сценку) во всем следовали указаниям режиссера - Евгения Герасимова.

- Значит так, вот ты вышел, - говорил Евгений Владимирович одному из актеров, - хлебнул из бутылки и упал. Не ходи далеко, падай быстро. Так, ты - подросток, пьешь недавно, тебе и надо-то всего ничего, ты присел на подоконник, тебе плохо, ты задремал, вот так, как я... У тебя, - это другому подростку, - слишком лицо хорошее, непьющее, ты садись на телегу, будешь мимо проезжать...

Я поймал себя на том, что стою открыв рот и меня кто-то дергает за руку. Маленький мальчик, честно глядя в глаза, спросил:

- Дяденька, а алкаш настоящий?

- Кто, Евгений Владимирович? Да ты что! Вон смотри, он то пьяный, а тут же трезвый. Разве таким может быть алкаш?

- Нет. Евгения Владимировича я знаю, я сам в этом кино снимаюсь. Я про того мужика с бутылкой?

- Конечно, нет. Такой же артист, как и ты. Просто хорошо играет...

В этот момент Евгений Владимирович задумчиво произнес:

- Какие-то вы все чистые очень и немокрые. Ведь, по фильму, дождь идет. Ну-ка быстро легли на траву и ползем...

И человек 10 "алкашей" ложатся на газон перед кабаком и ползут по траве.

- Достаточно. Встали. Траву немного подняли, а то слишком примяли. Ну не женщин же мне заставлять по траве ползать? Совсем другое дело... Сейчас будем репетировать. Где чарки? Чарок нет, несите немедленно.

Девчонки мимо идут с корзинками, с рынка.

- Где корзинки? Почему такие большие? Нет других с ручками? Ладно, будем считать, что много купили... Ты - чиновник, ты в мундире, идешь по казенному делу, этого безобразия не замечаешь. Понятно? Теперь ты. У тебя в эпизоде - главная партия. Выходишь из кабака с бутылем, идешь на мостовую, поднимаешь бульник, вон, видишь, специально положили, отбиваешь горлышко и вон тому мужику в черном суешь, мол, выпить с тобой хочу ("мужик в черном" - это автор этих заметок). А мы на тебя как раз камерой наезжаем. И тут лошадь с телегой проходит мимо... Кстати, где водитель кобылы? Гримируется? Он с утра гримируется...

Я снова ловлю себя на том, что стою открыв рот. Прошел час...

Евгений Герасимов, прихрамывая (последствия недавней автоаварии), "летает" под мелким московским дождем по съемочной площадке. Это называется - "отпуск".

Кто вы сейчас?

Я держу над Евгением Герасимовым большой черный зонт. Сам он предпочитает перемещаться по площадке, накинув маленький капюшон:

- Евгений Владимирович, о чем все-таки фильм и почему вы решили его снимать?

- Фильм об известном российском меценате - Савве Мамонтове. Человеке невероятно талантливом и разностороннем. Снимаем в соответствии с программой правительства Москвы. В рамках этой программы очень авторитетная комиссия, в которую входит, например, Виктор Мережко, отбираются сценарии фильмов, экранизацию которых финансирует столица. Думаю, многие зрители уже отметили этот бренд - "фильм снят при участии правительства Москвы". Это означает, что кино отличается от обычного трафаретного сериального. Я не собираюсь рекламировать других режиссеров, поэтому не привожу примеров, но в любом случае марка обязывает... При этом финансирование очень жесткое. А если говорить об историческом костюмном фильме, так вообще скупое. Но... Есть поддержка и есть старые связи.

За счет этого решаем многие вопросы. Есть гениальный оператор - Евгений Карюк... Вот он, кстати, за камерой...

- А известные актеры?

- Известных актеров практически нет. Савву Мамонтова играю я. Федора Шаляпина, которому Мамонтов во многом поставил голос, так сказать, огранил его невероятный природный талант, играет реальный оперный певец, бас, которого я пока не хочу рекламировать - актеры - народ суеверный, всему свое время. Сына Мамонтова играет мой собственный сын.

Надо сказать, что я достаточно долго отказывался от различных предложений, но вот эта история меня зацепила. Человек-государственник, четко представлявший себе, что необходимо строить железные дороги, поднимать культуру, развивать частное предпринимательство. Его жена - Елизавета - построила на его деньги в Москве больницу святого Владимира. Она существует до сих пор. Они купили усадьбу семьи Аксаковых в Абрамцеве и восстановили ее. Усадьба много раз переходила из рук в руки, пропадала... Мы им обязаны тем, что она сохранилась. Там подолгу жил и творил Гоголь. И мы там снимаем.

И этот человек в итоге оказался в тюрьме из-за того, что его слово - слово купца - было, как вексель. И нашлись люди, которые этим воспользовались... Воспользовались в отрицательном смысле. И Савва Мамонтов оказался в тюрьме... Впрочем, я не буду рассказывать весь фильм...

- Евгений Владимирович, а кто сейчас со мной разговаривал, вы или Савва Мамонтов?

- Я действительно вошел в эту роль. У него же был замечательный голос, он учился в "Ла Скала". Поэтому и ставил голос Шаляпину...

- А вы хоть немного на него похожи? Ведь осталось множество фотографий, портретов...

- Совсем не похож... Но в гриме... Словом, хватит, там в палаточке есть отснятый материал, тебе покажут, а мне работать надо... Все! Ребята, снимаем сцену у кабака!

Я иду в "палаточку", и один из помощников Евгения Карюка показывает мне сцену, где Мамонтов (Евгений Герасимов) и Шаляпин едут в карете. У обоих французские бородки и высокие цилиндры. "Ну что - говорит Мамонтов, - доволен? Такой успех..." "Нет", - отвечает Шаляпин. "Что так?" - спрашивает Савва Мамонтов.

И вот это раздумчивое "что так?" русского купца и интеллигента совсем не похоже на быстрого, взрывного Евгения Герасимова. Я вышел из "палаточки" совершенно очарованным.

А тем временем на площадке снимали сцену у кабака. Кто-то совсем неожиданный полз по мостовой, "девчонки" с большими корзинками шли с рынка, лузгали семечки и смеялись, мужик вышел на меня, отбил бульником горлышко у бутылки и протянул мне, камера поймала этот момент...

Магия продолжалась.

Кино без магии не бывает...

Мы уезжали с "Мосфильма" через другой выход. Мимо старого русского городища, мимо каких-то фантасмагорических строений... Я спросил у нашего фотографа:

- Витя, сколько мы там были?

- Больше двух часов, - ответил он.

- Ты знаешь, у меня такое ощущение, что я таскал бревна. Или сам ползал по мостовой... Это же не работа, это каторга...

- А кино без этой каторги не бывает, - ответил Витя, и мы поехали делать репортаж с рыбного рынка, где в обход всех законов торгуют черной икрой...

Сергей Гончаров
Вечерняя Москва, 15 августа 2007 г.

Док. 438309
Перв. публик.: 15.08.07
Последн. ред.: 10.04.08
Число обращений: 298

  • Герасимов Евгений Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``