В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Герасимов: Час столичного депутата Назад
Евгений Герасимов: Час столичного депутата
Светомузыка и американские горки родились в России. Сеогдня об этом мало кто помнит. Очень жаль, потому что это наши достижения.

Даже министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов программу "Культура Москвы 2008-2010 гг." очень хвалил. Он отметил, что ни в одном регионе страны не делается столько для сохранения культурного наследия России и создания благоприятных условий для свободы творчества. Мэр Москвы Юрий Лужков программу в целом поддержал, но раскритиковал ее за "строительно-хозяйственный" подход, в котором, как известно, творчества маловато. Схожую позицию высказал и председатель комиссии Мосгордумы по культуре Евгений ГЕРАСИМОВ (фракция "Единая Россия"). Депутат считает, что жизнь москвичей могла бы стать значительно веселее и познавательнее. Необходимые средства для этого есть.

- Евгений Владимирович, как вы оцениваете положение дел в культуре сегодня?

- Сам факт обсуждения этой программы - само по себе важное событие в жизни столицы. Программа "Культура Москвы 2008-2010 гг." не только объективно отражает ситуацию в сфере культуры и искусства, но и обеспечивает долгосрочную перспективу их развития.

Во многом это стало возможным благодаря эффективному партнерству между Департаментом культуры Москвы и Комиссией по культуре Московской городской думы. Прежде всего в сфере реализации крупных творческих проектов.

Мы вместе работаем над развитием учреждений культуры, в сфере монументального искусства, обеспечиваем поддержку молодых творческих коллективов, участвуем в организации международных и городских культурных программ, решаем проблемы информатизации в этой сфере. В Москве из года в год проводятся различные театральные фестивали, крупные музейные форумы, конкурсы мастеров изобразительного искусства.

Правительство Москвы через творческие союзы ежегодно оказывает организационно-финансовую помощь более чем 50 творческим конкурсам и фестивалям во всех современных жанрах и направлениях искусства.

Но, как представитель творческих работников Москвы, я, безусловно, в первую очередь, обратил внимание на разделы программы, направленные на создание условий для развития и реализации творческого потенциала личности.

- То есть в программе есть разделы, согласно которым московские власти будут как-то по-особенному поддерживать талантливых людей?

- Прежде всего в последнее время уже наметились важные позитивные сдвиги: от привычного администрирования мы, наконец, постепенно переходим к партнерским отношениям между представителями власти и деятелями искусств.

Также у нас появились новые подходы к расширению доступности учреждений культуры.

Но тем не менее необходимо расширять виды и формы культурных услуг, создавая условия их доступности для всех слоев общества, особенно для инвалидов. Недавно прошедший фестиваль прикладного искусства для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности показал, что они готовы активно включаться в культурную жизнь столицы.

Модернизация наших учреждений культуры необходима. В библиотеках города ее уже начали. Сегодня все 36 централизованных библиотечных систем объединены в корпоративную информационную сеть. В 175 библиотеках (из 430) созданы многопрофильные интеллект-центры.

Полагаю, теперь городским властям следует направить усилия на завершение модернизации всех библиотек города и приступить к модернизации клубных учреждений и парков.

Считаю, что заслуживает поддержки и проект создания в новых районах Москвы многопрофильных учреждений культуры, которые объединяют "творческие модули": художественную или музыкальную студию, библиотечно-информационный комплекс и клубную часть со зрительным залом. Необходимо ускорить его реализацию и приступить к созданию этих районных центров культуры не в 2010-м, а уже в 2008-2009 годах.

- Возможны ли такие радикальные перемены в сфере культуры сегодня, при том бюджете, который планируется на нее израсходовать?

- Конечно, эти меры по созданию условий для творчества и доступности требуют совершенствования системы финансирования. Ведь спрогнозировать на три года развитие культурных тенденций невозможно. Россия всегда была богата талантами. Мы должны предусмотреть, чтобы вновь рождающиеся таланты не ждали годами, а получали необходимую поддержку. Пусть даже небольшую, но сегодня, а не завтра, когда уже может быть поздно.

Поэтому полагаю, что в программе должен существовать и небольшой финансовый "люфт", способный удовлетворять потребности новых, внеплановых, проектов. Необходимо продолжать развивать новые формы государственной поддержки художественно-творческой деятельности, распространив их и на негосударственные организации, работающие в сфере культуры.

Особое внимание следует уделить внедрению новой формы учреждений культуры - автономных учреждений. Этот закон в свое время вызвал немало дискуссий, но сейчас уже многие готовы "примерить" на себя эту организационно-правовую форму.

- Какие проблемы в культурной жизни города, на ваш взгляд, требуют первостепенного решения?

- Не секрет, что москвичи испытывают очень высокие психологические нагрузки в условиях городской среды. В этой ситуации, мне кажется, городские массовые интерактивные мероприятия, сочетающие активный, познавательный и культурный досуг, создают оптимальные условия для восстановления и сбалансированности жизненного пространства человека. Необходимо восстановить старинные традиции - создать хороший зимний культурный продукт. Чтобы мы видели на просторах города хорошие программы, когда, как на Масленицу, в Прощеное воскресенье, все от мала до велика выходят на улицу, а не сидят дома перед телевизорами.

Правительство России дало нам возможность хорошо отдохнуть в зимнее время. В этом году каникулы будут длиться 10 дней. Многие москвичи, судя по большому количеству писем избирателей, предпочитают уезжать за город или за границу именно из-за того, что их досуг в Москве, как они считают, в каникулы не организован.

По статистике, посещаемость парков в зимнее время падает почти в два раза. А ведь москвичи любят русские народные зимние забавы, которых на Руси издревле было огромное количество. Это и ярмарки, и фольклор, и традиционные русские зимние игры, и снежные лабиринты. Интересно, что аттракцион, который мы привыкли называть "американскими горками" (то есть горки, построенные по принципу встречного потока) появились на Руси еще во времена Петра и Екатерины. Назывались они "катальными горами", и без них раньше не обходился ни один зимний праздник. Кстати, во Франции такие горки до сих пор называют "русскими". Во-вторых, за истекший год на заседаниях Комиссии по культуре и массовым коммуникациям МГД мы рассмотрели множество обращений московских музеев. В том числе музея Скрябина, музея истории Гулага. Их помещения требуют ремонта и расширения экспозиции.

Беседуя с руководителями столичных музеев, я пришел к еще одному выводу: в Москве недостаточно рекламных щитов и информационных указателей, рассказывающих о культурных объектах. Разумеется, руководство музеев, в свою очередь, должно стараться создавать новые виды экскурсий с элементами интерактива, мастер-классами, которые были бы интересны молодежи.

Например, уже мало кто помнит, посещая дискотеки и танцуя под светомузыкальные шоу, что изобретателем светомузыки был композитор Александр Николаевич Скрябин. Он первым ввел элементы игры света в свою симфоническую поэму "Прометей". На мой взгляд, пока нам не удалось возродить и традиции русских меценатов. Так исторически сложилось, что в России бизнес и искусство были всегда тесно связаны. Самыми известными меценатами искусства всегда были купцы - Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы. Нужно возродить институт меценатства, сделать его престижным и социально значимым.

- Каким тогда должен стать результат выполнения городской целевой программы "Культура Москвы 2008-2010 гг."?

- Согласно бессмертным записям Владимира Ивановича Даля, "культура" - слово французское, что в переводе означает выращивать, воспитывать, ухаживать. В нашем случае - это воспитание ума, нравственности и души. Это самое важное воспитание в нашей непростой жизни.

Поиск талантов как поиск алмазов - ищут и работают сотни, а находит один, но зато какой алмаз! И его находки не было бы, если бы не было этих ста! Давайте работать вместе, и русская культура, как это и было всегда, отстоит право называться величайшей культурой мира!

Ирина Позднякова
Вечерняя Москва, 7 ноября 2007 г.

Док. 438301
Перв. публик.: 07.11.07
Последн. ред.: 10.04.08
Число обращений: 327

  • Герасимов Евгений Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``