В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Герасимов: `В Москве культура и инновации неразделимы` Назад
Евгений Герасимов: `В Москве культура и инновации неразделимы`
Недавно на заседании Правительства Москвы состоялось обсуждение Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)", определившей основные приоритеты и направления развития культуры Москвы в современных условиях. Прежде всего это задачи по дальнейшей оптимизации и модернизации отрасли, совершенствованию ее творческой и технологических составляющих, а также задачи по повышению роли культуры и искусства в воспитании, просвещении и обеспечении досуга всего населения Москвы. В соответствии с этой Программой, например, до 2010 года в городе должны быть построены 60 объектов культуры районной сети, в первую очередь в тех районах, где нет ни одного учреждения культуры. В целях ускорения этой работы и с учетом нехватки свободных площадей запланировано создание 15 принципиально новых объектов культуры модульного типа, объединяющих в себе сразу клуб, библиотеку и детскую музыкальную или художественную школы. За три года в Москве должны появиться также 93 объекта городского уровня, в том числе новый музейный комплекс Музея истории Москвы на базе "Провиантских магазинов", Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России и другие. Мероприятия по комплексной модернизации отрасли предусматривают, в частности, увеличение на 30 процентов количества учреждений культуры, имеющих выход в Интернет, и количества компьютеризированных рабочих мест в них.

Одним из участников обсуждения Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)" был председатель комиссии Московской городской Думы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"), которого мы попросили поделиться мнением об этом значительном документе.

- Когда мы говорим о культурной политике города, то, наверное, в первую очередь должны подразумевать наличие и реализацию именно таких Программ, которые не только определяют наиболее назревшие проблемы в сфере культуры Москвы, но еще предлагают план конкретных мер по их разрешению. Две предыдущие Программы, охватывающие период с 2002 по 2007 годы, конечно же, сыграли свою роль и реально привели к хорошим результатам, однако новому документу присуща, на мой взгляд, одна отличительная особенность - инновационность, позволяющая совершить качественный "скачок" в развитии культуры города. Я имею в виду дальнейшую модернизацию отрасли: создание корпоративной информационной библиотечной системы, информационных интеллект-центров на базе публичных библиотек, интерактивных музейных комплексов; внедрение таких новых видов услуг, как единый библиотечный электронный каталог и единый читательский билет, а также изменения, которые должны произойти в самой деятельности учреждений культуры и в механизмах их финансирования и управления. Так, в системе управления культурной сферой Москвы предстоит "разделение" государственных учреждений культуры (ГУКов) на городской и районный уровни. При этом главный упор должен быть сделан на совершенствование учреждений районной сети, чтобы они размещались вблизи жилых домов (желательно, в шаговой доступности) и были ориентированы на все категории населения - детей, молодежь, пенсионеров и инвалидов, в том числе на организацию семейных форм досуга и творчества. Кстати, перспективной формой работы клубов может стать их объединение в территориальные клубные комплексы, которые будут существовать за счет общих материальных ресурсов, бюджетных и внебюджетных ассигнований и, что немаловажно, кадров. Среди инноваций хотел бы отметить переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования учреждений культуры, при котором объем выделяемых денежных средств напрямую зависит от показателей и индикаторов эффективности работы учреждений культуры, например, для театров от количества премьер и степени заполнения зрительных залов на спектаклях. Предусматривается также возможность функционирования государственных учреждений культуры с разными вариантами их организационно-правовой структуры (начнется этот эксперимент с городских парков культуры и отдыха) и их реорганизации в автономные учреждения.

В свое время Федеральный закон "О некоммерческих организациях" вызвал немало дискуссий. Большинство моих коллег - творческих деятелей приветствовали возможность создания автономных организаций, а руководители учреждений культуры опасались, что эта форма приведет к ослаблению контроля государством организаций, хотя при этом они будут существовать на полном государственном обеспечении. Я рад, что теперь отношение к идее автономности изменилось, и многие готовы "примерить на себя" новую организационно-правовую форму.

Касаясь Программы, не могу не сказать о ее финансировании, в целом на эти цели предполагается направить из бюджета города более 79 млрд. руб. и свыше 44 млрд. руб. из внебюджетных источников. Ежегодно на реализацию инновационных проектов будет выделяться не менее 50 млн. руб., а лимит капитальных вложений в этой сфере, согласно проекту адресной инвестиционной программы, составит в итоге 26 млрд. руб.

Суммы впечатляющие, особенно в сравнении с теми временами, когда культура финансировалась по остаточному принципу. Так вот, я считаю, что в коренном переломе столь губительного подхода есть заслуга и депутатов Мосгордумы, и комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям, которая с начала своей деятельности стала уделять первостепенное внимание вопросам финансирования учреждений культуры. В результате - увеличивающиеся год от года объемы ассигнований на эту отрасль, и, в частности, в проекте бюджета Москвы на 2008 год предусмотрено 36 млрд. руб., что почти на 6 млрд. руб. больше чем в текущем году.

Благодаря эффективному партнерству комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям с Департаментом культуры Москвы в нашем городе реализуется немало крупных творческих проектов: театральных и музыкальных фестивалей, художественных выставок, музейных и поэтических форумов... Ежегодно власти города оказывают организационно-финансовую помощь более чем 50 творческим конкурсам в самых разных жанрах и направлениях искусства, и они тоже нашли отражение в программе развития культуры Москвы на предстоящие три года. В частности, будет по-прежнему оказываться поддержка проекту "Открытая сцена", призванному находить талантливую театральную молодежь; традиционным театральным фестивалям "Золотая маска" и имени Чехова; международным детским фестивалям "Сказочный сад" и "Русская драма"; благотворительной акции "Детский праздник" для воспитанников детских домов и школ-интернатов, конкурсу джазовых пианистов и т.д. Планируется также поддержка Международного поэтического фестиваля "Москва - город поэтов" и такого нового проекта, как "Ночь музеев", во многом возникших по инициативе депутатов МГД.

Безусловно, такие события в культурной жизни Москвы и успехи в развитии этой сферы радуют, но, говоря о новой Программе, не могу не высказать замечаний к ней. Так, одним из важнейших приоритетов на 2008 - 2010 годы является обустройство учреждений культуры оборудованием для инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности. По оценкам специалистов, всего в Москве на эти цели необходимо израсходовать около 1 млрд. руб. (более 87 млн. руб. было направлено за два последних года на обустройство свыше 300 объектов культуры). Но поскольку это очень большая сумма для города, было предложено там, где это остро необходимо, использовать собственные средства организаций. Я считаю, это не лучший выход из создавшегося положения, ведь дело касается проблемы доступности ГУКов для инвалидов, которые тоже стремятся к творчеству и проявлению своих талантов. Недавно прошедший в Москве фестиваль прикладного искусства для людей с ограниченными возможностями показал, как много среди них тех, кто хочет и готов активно включиться в культурную жизнь столицы.

В связи с совершенствованием системы финансирования хотелось бы предложить авторам Программы подумать об идее небольшого резерва - "люфта", средства которого шли бы на финансирование вновь возникающих проектов. Ведь нельзя спрогнозировать на три года вперед развитие культурных тенденций и появление новых талантов, которые должны получить необходимую поддержку, пусть даже скромную, сегодня, а не завтра, когда она может уже не понадобиться.

Есть и другие проблемы, которые нельзя обойти вниманием. Вскоре мы будем отмечать новогодние праздники - в этом году Правительство Российской Федерации дало гражданам возможность отдыхать десять дней. Так вот, судя по обращениям избирателей, многие москвичи предпочитают выезжать на зимние каникулы за город или за границу только из-за отсутствия организованного досуга в Москве. По статистике, посещаемость парков в это время падает почти в два раза, а ведь москвичи славятся любовью и приверженностью к зимним забавам, которых на Руси издавна было много. Это взятие снежных гор, катание на ледовых катках, возведение снежных лабиринтов, разные зимние игры и катание с гор, которые строились по принципу встречного потока еще со времен Петра и Екатерины. Кстати, у нас горки называются "американскими", а во Франции их до сих пор принято считать "русскими". Необходимо восстановить старинные традиции - разработать целый ряд программ массовых зимних гуляний и праздников, сочетающих активный, познавательный и культурный досуг, чтобы они могли "зажечь" и вывести массы людей на улицы, поскольку такая разрядка важна для москвичей, постоянно испытывающих высокие психологические нагрузки в условиях городской среды.

Еще я поддерживаю замечания мэра Москвы о принятии более энергичных мер по созданию нормативной сети районных библиотек, в частности, открывая их в помещениях первых этажей жилых домов; о формировании иной политики по реконструкции и техническому перевооружению объектов культуры, направленной на использование бюджетных средств, а не частных инвесторов, преследующих собственные интересы. Мэром были затронуты и проблемы ценовой политики на услуги культуры для малообеспеченных граждан, многодетных семей, пенсионеров и о повышении социальной защиты сотрудников учреждений культуры, в том числе об увеличении им заработной платы.

И все же, несмотря на оправданную критику, Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)" заслуживает одобрения, особенно серьезная и детальная проработка ее материальной части. Программа, объективно отражая ситуацию в сфере культуры города, обеспечивает долгосрочную перспективу ее развития.

Майя Саламова
Московская правда - Московское собрание, 14 ноября 2007 г.

Док. 438299
Перв. публик.: 14.11.07
Последн. ред.: 10.04.08
Число обращений: 303

  • Герасимов Евгений Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``