В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Вышегородцев: Вмененный налог должен быть вменяемым Назад
Михаил Вышегородцев: Вмененный налог должен быть вменяемым
Совсем недавно в Москве введен единый налог на вмененный доход - пока для наружной рекламы. Эксклюзивное интервью по этому поводу дал "Бизнесу для всех" зампред Мосгордумы Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ.

- Лично я сторонник введения ЕНВД на некоторые виды деятельности, в том числе и такие, которые не предусмотрены действующим федеральным законодательством, - рассказывает Михаил Михайлович. - К примеру, сдача квартир в аренду в настоящее время никак не контролируется. Было бы разумно, чтобы владелец квартиры, которую он сдает, платил такой налог. Но главное, вмененный налог должен быть ВМЕНЯЕМЫМ - тогда не станет проблем с его сбором. Частный извоз также фактически полностью "в тени" и его тоже можно было бы "посадить на вмененку". Кстати, Мосгордума в первом полугодии планирует рассмотреть закон "О развитии такси в городе Москве".

Необходимо создать такие законы, чтобы таксомоторные перевозки лицензировать, "причесать их под один цвет", заставить платить налоги (наиболее приемлем как раз ЕНВД) - тогда не важно, какой ты таксист: муниципальный, от частной фирмы, либо индивидуал - все работают по единому закону.

- Московское законодательство часто вступает в противоречие с федеральным. В какой мере удается разрешать эти противоречия?

- Когда меняется налоговое законодательство на федеральном уровне, и нам приходится приводить в соответствие с ним московские законы. В частности, согласно федеральному закону был отменен налог на рекламу, который приносил в городскую казну порядка 4 млрд рублей! Но в то же время федеральное законодательство позволило нам ввести ЕНВД для рекламных фирм. Хотя его сбор, который составит около 1 млрд рублей, лишь частично компенсирует потери городского бюджета. Причем, платят ЕНВД не рекламодатели, а организации, имеющие рекламные щиты. Представители этих фирм сами участвовали в разработке этого закона, и претензий с их стороны нет. Посмотрим, как закон о ЕНВД для рекламных компаний будет работать, и если потребуется, вернемся к нему в течение года.

- Как при этом Мосгордума взаимодействует с Госдумой РФ?

- Есть регламентная норма, при которой Госдума обязана рассмотреть законодательные инициативы, которые Мосгордума регулярно направляет. За год таких инициатив набирается порядка ста. В 2005 году намечается всплеск законодательной активности, так как год выборный и по традиции депутаты активно ведут законодательную деятельность.

- И как в Госдуме реагируют на московские инициативы?

- Честно говоря, плохо. Из 450 депутатов 225 - одномандатники. И только 15 депутатов избраны непосредственно от Москвы. То, что очевидно и важно для Москвы, для депутатов из других регионов, коих подавляющее большинство, часто просто непонятно и порой кажется им некой столичной прихотью.

К примеру, миграционные законопроекты, которые для столицы жизненно необходимы из-за массового наплыва дешевой рабочей силы из-за рубежа, для других областей абсолютно неактуальны, а, следовательно, и непонятны.

- Какие ожидания вы связываете с создающейся Общественной палатой?

- Мне кажется, что у бизнеса в настоящее время и так существует система представительных органов, которых нет ни у одной другой категории граждан: РСПП, ТПП, ОПОРА, РАРМП - вот рупор, через который голос предпринимателей слышим как общественностью, так и властью.

Даже если в Общественную палату попадут представители малого бизнеса, их голос скорее всего там затеряется. Возможно, стоит наделить ТПП частью государственных функций, а также принять другую систему формирования ТПП, например, как в Германии, где каждое вновь созданное предприятие, в том числе и малое, автоматически становится членом ТПП. В этом случае форма поддержки МП качественно вырастет.

- Михаил Михайлович, что, на ваш взгляд, сегодня мешает развитию малого бизнеса в Москве?

Статистические опросы показывают, что сами предприниматели считают главными препятствиями отсутствие дешевых кредитов, недостаток дешевых помещений и чиновничий беспредел. Именно эти наболевшие проблемы надо решать, задействовав все возможности законодательной, исполнительной власти и самого бизнеса. Известно, что банки не горят желанием выдавать кредиты без гарантии возврата.

Большинству малых предприятий нечего предложить в залог. Я считаю, что необходим некий уполномоченный орган, призванный решать данную проблему. Это может быть Департамент либо специальный Фонд, гарантирующий банкам возврат кредитов. Один вариант - финансировать такие структуры из бюджета. Другой вариант - создать Фонд взаимного страхования наподобие Кредитных союзов. Я противник поддержки МП субсидиями и субвенциями.

Денег в казне мало. В Москве на нужды МП выделено 1,2 млрд рублей, а малых предприятий около 200 тысяч, не считая индивидуалов. На всех денег не хватит, и чаще всего их могут получить те, кто ближе к "кормушке" даже при бесперспективных бизнес-проектах. Необходимо создавать систему кредитования, втягивая в нее банковское сообщество. В столице есть уполномоченные банки Правительства Москвы, и необходимо выстраивать схему, способную заинтересовать банки активно работать с МП. Но они должны иметь определенные гарантии. В то же время нельзя допустить, чтобы банки, имея 100% гарантию возврата, самоустранялись сразу после выдачи кредита. Система должна быть построена так, чтобы банки, не отходя в сторону, участвовали в процессе контроля за деятельностью кредитуемых предприятий, чтобы деньги работали. В прошлом году я участвовал в заседании Совета Ассоциации московских банков, так вот каждый выступающий говорил, что они заинтересованы в кредитовании МП. Хотелось бы только, чтобы слова банкиров переросли в дела.

Что касается чиновничьего беспредела или, говоря более дипломатичным языком, - административных барьеров, то я, считаю, если чиновники вороваты и нерадивы, надо их наказывать и публично это демонстрировать - тогда другие подумают сто раз, прежде чем нарушать закон. Зарплата у них в последнее время значительно выросла, и тенденция ее повышения сохраняется. Так что появляется возможность выбора. Боязнь потерять такое место работы должна существовать. В то же время необходимо всячески поощрять добросовестных чиновников.

- Чего ждать малому бизнесу Москвы в ближайшее время?

Вполне вероятно, появится возможность ослабить налоговый гнет на часть предприятий в свете выступления Президента РФ в Новосибирске, где он говорил о льготах в свободных экономических зонах. Если будет принят федеральный закон о таких территориях, то мы сможем вернуться к тому, что в Москве уже было: зона с особым статусом в Зеленограде, научно производственный центр на Юго-Западе, где существовали льготы по кредитам, аренде и т.п.

Их отменили с изменением федерального законодательства. Президент Российской Федерации сказал, что необходимо вернуться к этому, а в Москве и придумывать ничего не надо - у нас это уже было. В таких зонах будет развиваться, прежде всего, инновационный бизнес.

Вел беседу Игорь Крылов
Бизнес для всех, 17 января 2005 г.

Док. 438296
Перв. публик.: 17.01.05
Последн. ред.: 10.04.08
Число обращений: 120

  • Вышегородцев Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``