В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интернет, школы и `соотношение свободы слова и ответственности` по Дмитрию Медведеву Назад
Интернет, школы и `соотношение свободы слова и ответственности` по Дмитрию Медведеву
Только недавно завершился XII Российский интернет-форум российских пользователей всемирной сети, на котором с речью выступил избранный Президент России Дмитрий Медведев. В ней он, в частности, затронул тему соотношения свободы слова в Интернете и ответственности:

"Очень такой тонкий вопрос о соотношении свободы слова и ответственности. Я не буду вам говорить банальностей, но считаю, что ответ на этот вопрос достаточно прост. Надо законы соблюдать везде, в том числе и в Интернете, не допуская совершения действий, которые входят в прямое противоречие с Уголовным кодексом. Это очевидная вещь.
В то же время государство должно занимать спокойную, лояльную в этом смысле позицию, имея в виду, что сам по себе сегмент развивается, этот бизнес развивается. И если речь не идет о совершении преступлений, всякого рода иная активность, находящаяся в законодательных рамках, должна приветствоваться. Именно поэтому, кстати, мы приняли решение о том, чтобы исключить провайдинг из числа так называемых стратегических отраслей".

Видимо, с учётом и этого мнения избранного Президента России в РИА "Новости" 9 апреля прошёл круглый стол на тему: "Интернет и революция в образовании".

В обсуждении приняли участие психологи, специалисты в области интернет-технологий, представители средств массовой информации. "Модератором" дискуссии, говоря веб-языком, стал заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов.

Участники круглого стола попытались найти ответы на самые жгучие вопросы, вставшие перед педагогами после того, как в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", основным куратором которого, напомню был тогда Первый заместитель Председателя Праввительства РФ Дмитрий Медведев, все школы России были подключены к сети Интернет:

На каких принципах должно строиться использование сети Интернет в образовательных учреждениях? Как корректно, без нарушения прав и свобод, защитить детей от нежелательного контента? Кто научит школьников и педагогов правилам пребывания и поведения в новой информационной среде?

В связи с социальной важностью обсуждаемых вопросов и их связи с приоритетным национальным проектом "Образование", который по совместному решению Владимира Путина и Дмитрия Медведева будет продолжен до 2020 года, официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике www.rost.ru поместил отчёт об этом заседании.

Учиться и учить

Основной тезис, к которому неоднократно возвращались участники обсуждения, - это необходимость формирования и у детей, и у родителей, и у педагогов информационной культуры, понимания достоинств и недостатков сети, адекватной оценки представленной в Интернете информации и правил разумного поведения на просторах всемирного информационного пространства.

"Интернет и средства коммуникации поставили новые задачи перед сферой образования", - считает генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков. По его мнению, нужно не только эффективно использовать сеть в образовательных целях, но и научить школьников и педагогов правилам использования новой информационной среды.

В настоящий момент дети зачастую более осведомлены в вопросах современных информационных технологий, чем взрослые. Как отметил один из участников дискуссии, "ученик в Интернете - "абориген", а преподаватель - "эмигрант". И защитить молодое поколение от опасностей сети, помочь им общаться и развиваться в комфортных интернет-условиях, создавать сайты, которые были бы интересны и полезны детям, - всему этому в первую очередь должны научиться взрослые.

Три кита безопасности

Что касается опасностей, подстерегающих молодое поколение в Интернете (как то: агрессия, сайты с недопустимым содержанием, интернет-мошенники), то решать эти проблемы необходимо комплексно, работая сразу по нескольким направлениям. Главный редактор информационно-аналитического ресурса "Ваш личный Интернет" Евгений Беспалов считает, что, с одной стороны, нужно разумное административно-правовое регулирование использования сети Интернет в образовательных учреждениях.

Он рассказал, что Федеральное агентство по образованию (Рособразование) разработало и направило в регионы общие принципы использования сети в образовательных целях. Ориентируясь на эти рекомендации, регионы разрабатывают свои регламенты, учитывающие и социально-культурные особенности отдельных субъектов РФ. Школам также дано право локально вносить правку в списки разрешенных и запрещенных сайтов. Евгений Беспалов подчеркнул, что к формированию разумных и объективных норм допуска школьников к тем или иным ресурсам в перспективе можно и нужно привлекать общественные организации, и такой опыт уже существует за рубежом.

Во-вторых, по словам Евгения Беспалова, огромное значение имеет воспитательная и просветительская работа, развитие навыков медиаграмотности, критичности, создание привлекательного для детей контента. "Грустно смотреть на "детские ресурсы", которые взрослые сделали для себя", - отметил в этой связи Александр Кондаков. На его взгляд, школьные сайты, которых становится все больше, зачастую сделаны по аналогии с административными ресурсами: на них представлены руководство школы, устав, фотография директора, но нет информации, интересной школьникам. Тем не менее формирование привлекательной информационной среды - это наилучший способ отвлечь детей и подростков от посещения сомнительных ресурсов. При этом, по мнению Александра Кондакова, не следует бояться того, что, познакомившись с сетью, дети перестанут читать и общаться, ведь в сети они и читают, и активно общаются.

Третьим направлением работы, обозначенным Евгением Беспаловым, является техническая, программная защита школьников от попадания на сайты, содержание которых несовместимо с задачами образования и воспитания. Этот способ защиты внедрен во многих странах. Такие программы настраиваемы, и их можно использовать не только в образовательных учреждениях, но и на домашних компьютерах - формируя фильтр в соответствии с собственными этическими нормами, возрастом детей и другими факторами. Напомним, что в рамках национального проекта в этом году во все российские школы были поставлены пакеты лицензионного программного обеспечения, в которые входят и программы-фильтры, которые при должной настройке обеспечат необходимую фильтрацию ресурсов сети Интернет.

Евгений Беспалов отметил, что в задачи Рособразования входит контроль за тем, чтобы не допускать в школах злоупотреблений такими запретами, перегибов, нарушений прав человека и свободы слова. По его словам, все школы, подключенные в рамках национального проекта к Интернету, объединены в общую образовательную сеть, и федеральное агентство проводит анализ и контроль запросов, поступающих из образовательных учреждений.

Пять мифов об Интернете

Куратор проекта "Школьный портал" Михаил Сидоров считает, что смотреть на сеть нужно реально, в связи с чем сформулировал и развенчал пять распространенных мифов об Интернете. Так, многие уверены, что в сети "полно полезной информации". Такая информация, безусловно, есть, но анализ 10 тыс. сайтов, проведенный командой разработчиков "Школьного портала", показал, что из 10 тыс. интернет-ресурсов, так или иначе ориентированных на детскую аудиторию, рекомендовать к использованию можно не более 1,2 тыс. действительно интересных, полезных и безопасных сайтов.

Точка зрения, что Интернет - это или благо, или зло, также является крайней, не отражающей действительность. Интернет не более опасен или добр, чем другие места, в которых бывают дети. По статистике, как указал Михаил Сидоров, риск того, что ребенок попадет на сайт, допустим, с порнографическим содержанием, изучая "закладки", сделанные в браузере его родителями, вполне сопоставим, а возможно, и выше, чем при свободном путешествии по сети.

Миф о том, что "детям нужно детское", по мнению Михаила Сидорова, не выдерживает критики. Статистика показывает, что дети - активные члены общества, они с интересом пользуются социальными сетями в Интернете, созданными изначально "для взрослых", и даже имеют в них свой профиль, о чем родители зачастую не подозревают.

"Можно сделать Интернет полностью безопасным" - это также большое заблуждение, считает Михаил Сидоров. Сеть чрезвычайно динамична, в ней постоянно возникают и исчезают сайты, агрессивные ресурсы часто располагаются на иностранных серверах, и отследить, запретить, обеспечить 100-процентное немедленное реагирование невозможно.

Кроме того, подчеркнул Михаил Сидоров, не следует надеяться, что "кто-то придет и все исправит". Государство одно с задачей безопасности детей в Интернете не справится, для этого необходимо объединить усилия экспертов, учителей, родителей, общества в целом.

Баланс ответственности

"Когда мы говорим об информационной революции, мы должны думать о распределении ответственности между государством, регионом, муниципалитетом и образовательным учреждением", - считает Александр Кондаков.

В этой связи, по его мнению, следует обратить внимание и на существующую систему подготовки педагогических кадров, которая не соответствует требованиям времени. "Нам необходимо менять концепцию подготовки педагогических кадров таким образом, чтобы педагог мог с ребенком говорить на равных, быть ему наставником, в том числе и в использовании Интернета, выступать консультантом в общении с родителями".

"Одна из задач современной школы и современного общества - это научить ребенка критически анализировать информацию на точность, подлинность и достоверность. Это, между прочим, и нам, взрослым, не помешает", - подчеркнул, заканчивая обсуждение, Александр Кондаков.

Дискуссия на этом круглом столе показала, что её участники в принципе разделяют точку зрения избранного Президента России Дмитрия Медведева о соотношении свободы слова и ответственности в Интернете, в особой мере по отношению к детям, как самым неискушённым и ранимым членам общества.

Сама дискуссия была очень полезна в рамках дальнейшего применения Интернета в образовании, которое, несомненно, в будущем будет только расширяться.

Так считает и Дмитрий Медведев, сказав на XII РИФ-2008 в заключение следующие слова:
"У любого цивилизованного человека на столе должен стоять компьютер, и он должен быть нормальным, полноценным пользователем Рунета и Интернета в целом. Только в этом случае он сможет овладеть всеми навыками общения в информационной среде, всеми необходимыми ему информационными продуктами".

Олег Родионов - генеральный директор Института развития гражданского общества и местного самоуправления.

10 апреля 2008 года.
www.nasledie.ru




Док. 438290
Перв. публик.: 10.04.08
Последн. ред.: 11.04.08
Число обращений: 503

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Родионов Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``