В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Великанова: `Нам нужен новый закон о молодежи` Назад
Ирина Великанова: `Нам нужен новый закон о молодежи`
В 2004 году Москва одна из первых приняла закон "О молодежи". И в последнее время органами власти столицы принят целый ряд принципиальных решений, поднимающих уровень реализации молодежной политики в городе на новую высоту. Существенно увеличилось финансирование мероприятий и вообще всей системы работы с молодежью. Но жизнь не стоит на месте. И сегодня встал вопрос о необходимости разработки проекта нового закона "О молодежи", который отражал бы реальную ситуацию в стране и в столице.

Москва никогда не забывала о молодых. Даже в перестроечные времена, когда страна занималась исключительно глобальными проблемами, нам удалось сохранить систему органов, координирующих и реализующих молодежную политику в городе. Более того, в отсутствие какой-либо серьезной помощи со стороны федерального центра, московской власти пришлось самостоятельно строить работу, искать пути, вырабатывать собственную методику взаимоотношений с молодежью. Сегодня в городе сложился свой стиль работы с молодежью, основным принципом которого является партнерство. Город - партнер молодежи. Партнер, предлагающий возможности для самореализации молодого человека, партнер, способный увлечь ребят на созидание, сформировать с одной стороны здоровое молодежное ядро, с другой - достучаться до каждого молодого москвича, будь он, образно выражаясь, "отличником" или "двоечником", байкером или металлистом. Но жизненные установки молодежи постоянно меняются, появляются новые тенденции и явления.

Новый закон должен закрепить гарантии, которые город предоставляет молодежи в наиболее важных для нее областях жизни: образовании, здоровье, трудоустройстве и многих других, четко отражать позицию города в отношении молодых москвичей, а также всю городскую систему органов, реализующих молодежную политику, их компетенцию, взаимосвязи и принципы координации.

С целью разработки проекта новой редакции закона сейчас создается рабочая группа под председательством руководителя департамента семейной и молодежной политики Москвы Людмилы Гусевой. В состав группы войдут представители московских департаментов, депутаты городской думы, специалисты центра законотворчества Москвы. И, конечно, в работе над проектом обязательно примут участие ребята из студенческого правительства дублеров и Молодежной палаты при Мосгордуме, ведь кому как не им знакомы молодежные проблемы.

Отсутствие федерального закона о молодежи, о государственной молодежной политике, с одной стороны, безусловно, тормозит эффективность ее реализации в общегосударственном масштабе, но, с другой стороны, дает определенные законотворческие возможности и нам, субъектам Российской Федерации.

Необходимо закрыть имеющиеся пробелы, законодательно определить, например, такие понятия, как "молодежь", "молодая семья", "молодой специалист", "молодежное предприятие", основываясь на той практике, которая уже сложилась в городе.

Учитывая, что в настоящее время часть государственных полномочий в области физкультурной, досуговой, воспитательной работы по месту жительства - именно той работы, через которую, по большому счету, и реализуются многие цели и задачи молодежной политики - переданы органам местного самоуправления, то, конечно, принципы взаимоотношений департамента семейной и молодежной политики, его окружных управлений, а также подведомственных ему организаций с органами местного самоуправления должны найти четкое отражение в новом законе.

Вообще хотелось бы отметить, что ни одна из проблем молодежи не может быть решена на основе узковедомственного подхода. ГУВД не сможет искоренить наркоманию, департамент здравоохранения не обуздает рост заболеваний среди подростков и так далее. В молодежной политике, как нигде, должна быть налажена и закреплена нормативно и организационно широкая межведомственная координация.

При этом необходимо помнить о том, что молодежь у нас разная и нашей задачей является охватить вниманием всех. Однако, на мой взгляд, все-таки существует проблема недостаточного взаимодействия с работающей молодежью. Как-то она у нас все же выпадает из постоянного поля зрения. В новом законе предполагается дать определение понятий "молодой специалист" и "молодой работник системы городского хозяйства". Это по существу законодательно закрепляет то, что молодые люди упомянутых категорий - безусловные субъекты, адресаты молодежной политики, проводимой городом. Однако не вся работающая молодежь - молодые специалисты и не все работают в системе городского хозяйства. Большинство работающей молодежи в городе - это работники негосударственного сектора. Понятно, что объединить, сорганизовать, охватить ребят, работающих в коммерческом секторе, очень сложно. Но это объективная реальность, и здесь есть над чем подумать.

Одна из важных проблем, которая имеет для молодежи огромное значение, - это трудоустройство и занятость. И в этом плане, думаю, не нужно доказывать, что молодежные студенческие отряды - это одна из эффективных форм временной занятости молодых людей. Это необходимо как для самих ребят, так и для города. Не так давно в Мосгордуме состоялось заседание "круглого стола", на котором обсуждались состояние и проблемы развития движения студенческих отрядов. Практически всеми участниками было высказано мнение о необходимости совершенствования правового регулирования вопросов создания и деятельности молодежных студенческих отрядов и трудовых отрядов молодежи. Ведь до последнего времени не были определены даже сами эти понятия. Кроме того, особо отмечалось, что, к сожалению, городскими организациями слабо используется потенциал студенческих отрядов для решения различных задач хозяйственной деятельности.

В этом смысле настоящим прорывом можно назвать постановление правительства Москвы N 58-ПП от 22 января 2008 года "Об основных мерах развития системы временных рабочих мест для учащейся молодежи", которым утверждены примерные положения о трудовых объединениях молодежи и молодежно-студенческих отрядах, а также предусмотрена обязанность государственных заказчиков при проведении торгов на выполнение работ, оказание услуг - формировать лоты, предусматривающие условия для участия в них молодежных студенческих отрядов и трудовых объединений молодежи. Безусловно, это принципиальное решение должно обязательно найти свое отражение в новом законе "О молодежи" в качестве одной из гарантий города Москвы в области трудовой занятости молодых москвичей.

Принципиально новой нормой закона станет также ежегодный доклад правительству Москвы "О положении молодежи в городе Москве".

Не могу не затронуть и тему очень мне близкую, но, к сожалению, на данный момент вообще не имеющую какого-либо законодательного регулирования. В Москве создана и успешно работает целая система молодежных консультативно-совещательных органов. Это и студенческое правительство дублеров, и молодежные советы при департаментах, префектурах и управах районов. В рамках уникального проекта "Московский молодежный парламентаризм", разработанного "Молодой Гвардией Единой России", в Москве созданы молодежные палаты при законодательных (представительных) органах власти всех уровней. Это - Молодежная палата при Мосгордуме, которая, кстати говоря, тесно взаимодействует со студенческим правительством, ребята объединяют свои усилия в целях решения конкретных молодежных проблем, молодежные общественные палаты практически при всех муниципальных собраниях города, окружные Советы общественных молодежных палат. А 5 ноября прошлого года состоялся учредительный съезд молодых парламентариев, на котором утверждено положение об Общественной Молодежной палате города Москвы. В нее войдут более 100 человек. Это масштабный и трудоемкий проект, аналогов которому в России нет. Не случайно программа заняла первое место на Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов "Моя страна - моя Россия", организованном Госдумой и Министерством образования и науки РФ. Сейчас наш опыт внедряется в Липецкой, Ивановской, Воронежской областях.

Это в буквальном смысле уникальный проект, который позволил собрать вокруг себя молодежь с различными политическими взглядами, который показал, что, несмотря на различие взглядов, проблемы у молодых одни. Они хотят быть успешными и востребованными в своей стране и в своем городе. Они хотят получать качественное образование и иметь гарантии первого рабочего места, они хотят равных стартовых возможностей, и им, между прочим, не нравится то, что сегодня навязывают таблоиды и телевидение - им не нравится пропаганда романтики воровской жизни, жестокости, алчности.

Поэтому законодательное определение понятий и статуса таких молодежных органов является актуальным требованием времени. Без этого невозможно их дальнейшее развитие, а систему молодежного парламентаризма в Москве надо развивать и укреплять, потому что она востребована молодежью и потому что именно она способна аккумулировать молодые таланты в нашем городе и стране.

Известия, 6 марта 2008 г.

Док. 438282
Перв. публик.: 06.03.08
Последн. ред.: 10.04.08
Число обращений: 340

  • Великанова Ирина Яковлевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``