В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Кейнсианство: зарождение и эволюция Назад
Владимир Андрианов: Кейнсианство: зарождение и эволюция
Кейнсианская концепция базируется на идеях одного из крупнейших экономистов ХХ столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он произвел революцию в экономической науке своего времени, создав концепцию рыночной экономики как целостной системы.

Историческая справка: Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) - выдающийся английский экономист, государственный деятель и публицист. Профессор Кембриджского университета. Основные работы: "Трактат о деньгах" (1930 г.), "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Основоположник одного из наиболее значимых течений экономической жизни ХХ столетия - кейнсианства. Автор теории мультипликатора накопления.

В 1944 г. Кейнс совместно с Гарри Декстером Уайтом разработали Бретен-Вудскую валютную систему. В основе этой системы лежала привязка курса валют стран-участниц системы к доллару США, обеспеченному золотом.

Д. Кейнс ввел в научный оборот понятие "макроэкономики", которая как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. его главной книги "Общая теория занятости, процента и денег". Разработанные им агрегированные модели макроэкономических показателей получили не только количественную определенность, но и собственный измеритель - деньги.

Крайне скептически Д. Кейнс относился к принципу "невидимой руки", сформулированному А. Смитом. В своем главном научном труде Д. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие.

Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы.

Таким образом, согласно этой теории изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство поощряет активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики.

Акцент в этой политике делается на совокупных расходах и их элементах, вытекающих из основного кейнсианского уравнения:

Y = C + I + E - J + G, где:

Y - уровень экономической активности;
С - потребление;
I - инвестиции;
E - экспорт;
J - импорт;
G - государственные расходы.

Следует отметить, что доля государственных расходов в бюджетах большинства стран мира на протяжении прошлого столетия имела устойчивую тенденцию к росту.

Историческая справка. На протяжении XVIII века для промышленно развитых стран была характерна невысокая доля государственных расходов в ВВП.

За период с 1870 по 1996 г. доля государственных расходов возросла в % к ВВП во Франции с 12 до 55, в Нидерландах с 9 до 50, в Германии с 10 до 49, Италии с 12 до 53, Японии с 9 до 36 и в США с 4 до 33%.*

По данным ОЭСР, в 2004 г. доля государственных расходов в ВВП Франции составляла 54%, Германии - 47%, Великобритании - 45%, США - 36%.

На протяжении 80-х и 90-х годов прошлого столетия наиболее эффективно кейнсианские методы фискальной политики использовали новые индустриальные страны Азии - Гонконг, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань.

Среди промышленно развитых стран достаточно активно проводили политику гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов Новая Зеландия, Австрия, Великобритания, Австралия, США, Япония, Швеция, Швейцария.

Особенно сложными проблемами Д. Кейнс считал подверженность рыночного хозяйства экономическим кризисам и безработицу. Поэтому одной из важных его заслуг является разработка основ антикризисной политики государства.

Современная трактовка кейнсианства не отрицает, а интегрирует и консолидирует в едином механизме "настройки":

·    финансовые инструменты регулирующие рыночные процессы;

·    сильную финансовую политику государства;

·    централизацию бюджетных ресурсов, используемых на цели социально-экономического развития.

Развивая идеи Д. Кейнса, его последователи в 40-60-х годах прошлого столетия создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством, нередко называемую кейнсианской смешанной экономикой.

Справочно. К наиболее ярким последователям кейнсианской концепции можно отнести следующих ученых:

·    американский экономист Пол Антони Сэмуэльсона лауреат Нобелевской премии (1970 г.);

·    американский экономист Лоуренс Роберт Клейн лауреат Нобелевской премии (1980 г.);

·    американский экономист Джеймс Тобин лауреат Нобелевской премии (1981 г.);

·    американский экономист Франко Модильяни , лауреат Нобелевской премии (1985 г.);

·    американский экономист Роберт Мертон Солоу, лауреат Нобелевской премии (1987 г.);

·    американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт.

Основу смешанной экономики составляет частная собственность. Государство - своеобразное дополнение к ней и потому не должно выступать в качестве конкурента частного капитала. Государство выполняет функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) неустойчивость социально-экономического развития.

Известный американский экономист Пол Самуэльсон считал, что смешанная экономика фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни.

На основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас более известного как конъюнктурного) регулирования и теории экономического роста.

Главное направление государственной политики экономического роста - это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются:

·    государственный бюджет;

·    налоговая политика;

·    регулирование нормы процента.

Из методов регулирования решающее значение придается государственным расходам, расширение которых иногда обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием.

Основная цель роста государственных расходов - увеличение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложений.

Важнейшие направления государственных расходов, согласно этой концепции, - научные исследования, производственная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание).

В результате применения комплекса мер возникает эффект мультипликации, согласно которому инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике валового внутреннего продукта, обеспечивают рост занятости, расширяют потребление.

Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный импульс, способствуют расширению производства в смежных отраслях. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления.

Политика стимулирования экономического роста способствовала развитию научно-технической революции, использованию ее достижений в самых различных сферах экономики. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным повышение общего уровня квалификации занятых в общественном производстве. Кроме того, удалось в определенной степени сгладить циклические колебания.

Совершенно очевидно, что без серьезной государственной поддержки многим европейским странам и США не удалось бы создать и развить современные отрасли экономики.

Справочно. В частности, суммарная государственная помощь крупнейшей американской корпорации "Боинг" по состоянию на 2005 г. оценивалась в 25 млрд. долл. Европейский концерн "Аэробус" со дня основания в 1967 г. получил различных видов государственных субсидий примерно на 15 млрд. долл.

В 1992 г. между этими компаниями было подписано соглашение, согласно которому общий объем государственных субсидий не должен превышать трети от собственных инвестиций компаний.

В периоды же начинающегося экономического бума, или перегрева, грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций и, следовательно, производства. Именно такую политику проводит Китай с начала третьего тысячелетия, пытаясь сократить высокие темпы экономического роста.

Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных экономистов уверенность в том, что была найдена почти идеальная модель смешанной экономики.

Как ни парадоксально, но Россия, где долгие годы существовала жесткая система централизованного планирования и традиционно было велико вмешательство государства в экономику, на протяжении 90-х годов переживала глубокий бюджетный кризис.

За годы экономических реформ в России в конце прошлого столетия удельный вес государственных расходов сократился к 2005 г. до 27,7% от ВВП.

По степени эффективности фискальной политики Россия уступала не только большинству промышленно развитых стран, но и многим развивающимся государствам. В начале 90-х годов по этому показателю Россия занимала 43-е место в мире.*

Интересно отметить, что из 15 стран, которые в начале 90-х годов имели наиболее высокий рейтинг по степени эффективности фискальной политики, 9 стран (Гонконг, США, Япония, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Индонезия и Индия) в том же году входили в первую десятку стран мира по такому синтетическому показателю, как степень экономической свободы.

Этот показатель основывается на 8 критериях, учитывающих, в частности, долю государственных расходов в ВВП, степень государственного вмешательства в функционирование финансового рынка, наличие ограничений в торговле и др.

В начале экономических преобразований в России были полностью устранены планирующие органы и разрушены крупные промышленные комплексы. В таких условиях появление клановых и мафиозных образований гораздо выше, чем вероятность появления рынка, где господствует добросовестная конкуренция.

Заняв позицию невмешательства, государство предоставило возможность формироваться новой капиталистической экономики под бдительным оком других институтов, приведших к глубокому экономическому и финансовому кризису.

Структуры, заполнившие институциональный вакуум российской экономики, были неспособны на реальную трансформацию общества на рыночных принципах, что привело к развитию так называемого "бандитского капитализма", последствие которого Россия не может преодолеть до сих пор.

В конце 90-х годов, когда более трети ВВП производилась в теневом секторе экономики.

Новые институциональные формы могут заменить уже сложившиеся только во время драматических эпизодов истории - таких, как войны, открытые социальные конфликты или системный кризис.

Вернуть "руководящую и направляющую" роль государства оказалось задачей архи трудной.


viperson.ru

Док. 438278
Перв. публик.: 18.02.08
Последн. ред.: 03.11.10
Число обращений: 778

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``