В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Петровский: Возможно ли общество знания в России? Назад
Владимир Петровский: Возможно ли общество знания в России?
По материалам выступления на форуме
"Интеллектуальная Россия" в Дубне,
18 февраля 2005 года

На протяжении последнего десятилетия перед лицом вызовов глобализации, развивающихся с грандиозной скоростью в области информационных технологий, вопрос о роли и месте науки и образования неоднократно ставился на многих глобальных, региональных и национальных форумах.

Но если раньше он рассматривался главным образом сам по себе, как одно из направлений развития, то теперь формирование общества знания видится как путь к миру, стабильности и благополучию.

В ООН считают, что получение знаний становится сегодня главным источником накопления богатства в обществе.

"Образование для всех" и "образование на всю жизнь" - так сформулированы базовые принципы общества знания международными организациями.

Формирование общества знания стоит сегодня как первоочередная задача не только перед развивающимися, но и перед развитыми странами.

В марте 2000 года Европейский Союз, учитывая, что глобализация вынесла на передний план вопросы технологии и коммуникации, сформировал в качестве новой стратегической цели: стать наиболее конкурентоспособной и динамичной экономикой в мире, основанной на знании.

Стратегия Европейского Союза по формированию общества знания воспринимается сегодня многими странами как конкретный пример.

Особенно привлекателен опыт Европейских стран по обеспечению доступа всех деловых структур и граждан к недорогим высококлассным структурам коммуникаций. Большой интерес вызывает создающаяся в Европе система обучения для различных групп населения - молодых людей, безработных взрослых и тех, кто хотя и работают, но опасаются остаться за бортом в результате изменений в технологиях.

Обращается внимание и на то, что Европейский Союз в формировании общества знания делает специальный акцент не только на роль властей, центральных и локальных, но и частного бизнеса, на проявление корпоративного чувства социальной ответственности.

И еще одно: формирование общества знания в Европе начинается не с чистого листа. Европейцы справедливо сходятся в том, что, отправляясь в будущее, нужно захватить с собой позитивный опыт прошлого. Так, например, применительно к школьному образованию, нет оснований для противопоставления консервативного подхода (подготовка детей к вступлению в жизнь как граждан) и либерального (акцент на сохранение детской натуры без вмешательства со стороны взрослых). Что касается высшего образования, то, по мнению подавляющего большинства, в будущем требуется сохранение предложенной немецким философом Гумбольдтом модели университета, которая основана на сочетании образования и исследования.

Строго научной модели придерживаются сегодня многие европейские страны и страны азиатско-тихоокеанского региона.

В то же время отдельные страны считают необходимым постепенно приводить образование и воспитание в соответствие с тем, что устанавливает современная наука. Так, например, Норвегия и Швеция вместо строго научного образования продвигают сейчас так называемый проектный подход. Речь идет о подготовке грамотных функциональных экспертов, умеющих эффективно обращаться с массивами информации.

Европейский опыт свидетельствует, что в новом глобальном сообществе, открытом для научно-технического прогресса и общения людей, главным фактором выживания государств становится не столько количественный (размер территорий), сколько качественный (образование населения, состояние науки и социальное единство).

При всем том положительном впечатлении, которое производит Европа, да и другие успешно развивающиеся страны, их опыт в деле формирования общества знания не может быть автоматически применен другими странами.

ПРООН подготовил в 2004 году доклад "О развитии человеческого потенциала в России. На пути к обществу, основанному на знаниях", который содержит конкретные рекомендации в отношении того, как эффективно использовать российские преимущества - один из самых высоких уровней образования, имеющийся технологический и научный потенциал и природные богатства - для развития человеческого потенциала через формирование общества, основанного на знаниях.

В докладе выделяются 8 главных проблем.

Первое. Национальная инновационная система как основа экономики знаний России.

Хотя национальные инновационные системы (НИС) - одно из ключевых слагаемых любого общества, основанного на знаниях, в России НИС переживает мучительный процесс адаптации в рамках перехода от полностью государственной, плановой экономики к экономике рыночной. Однако в стране постепенно формируются контуры рыночной НИС. Складываются новые инновационные структуры - от малых предприятий до отраслевых НИИ и академических институтов, способных к созданию коммерчески привлекательных инновационных проектов. Национальные цели российского государства в инновационной сфере должны состоять в увеличении производства и экспорта продукций с высокой добавленной стоимостью, в развитии инновационного предпринимательства. Для реализации такой стратегии нужна новая налоговая политика в отношении высокотехнологичных отраслей и видов деятельности, которая создаст условия для накопления капитала, обновления инфраструктуры, а также меры по стимулированию внутреннего спроса.

Второе. Перспективы формирования экономики, основанной на знаниях.

В настоящее время формирование экономики знаний в стране тормозится в результате негативного воздействия целого ряда факторов: приоритет развитию сырьевого сектора, не сопряженному с развитием отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемких; ориентация на краткосрочные цели; значительная недооценка человеческого капитала; нарушение преемственности научных и технических знаний; чрезмерное сокращение оборонно-промышленного комплекса, в котором сосредоточены многие российские высокие технологии; и другие неблагоприятные последствия трансформационного периода в России.

Несмотря на серьезные проблемы, есть основания ожидать возобновления движения к экономике, базирующейся на знаниях. Научно-технический потенциал России пока еще остается достаточно мощным, о чем, в частности, свидетельствуют показатели объема производства высокотехнологичной продукции.

Третье. Экономический рост, доходы и социальная дифференциация.

На российский путь к обществу, основанному на знаниях, большое влияние оказывают специфика трансформационного этапа и, прежде всего, процессы доходной и социальной дифференциации, проявившиеся в ходе экономических реформ.

Рост доходов низших слоев населения - результат прямого государственного регулирования, осуществляемого посредством механизма индексаций минимальных пенсий, оплаты труда и размера пособий. Важную роль в формировании общества, основанного на знаниях, должен сыграть в России средний класс. Между средними классами и низшими слоями находится группа, занимающая промежуточное социальное положение. На доходы абсолютно большей части населения страны, сосредоточенного в этой группе, экономический рост не оказывает прямого влияния.

Четвертое. Могут ли знания заменить людей?

Демографическая составляющая человеческого потенциала России вызывает все большую тревогу. Население России - самое большое в Европе, достигнув в 1992 г. максимальной численности, с тех пор непрерывно убывает.

Необходимы меры, направленные на стабилизацию численности населения России или хотя бы на замедление ее убыли. В какой-то мере этого можно добиться за счет повышения рождаемости и снижения смертности, но главный реальный ресурс здесь - иммиграция. Миграционный ресурс - безграничный. Эта проблема также может быть решена только в рамках развития, основанного на знаниях, ибо такое развитие предполагает максимальное использование каналов системы непрерывного образования, которая представляет собой наиболее эффективный инструмент социальной и культурной адаптации и интеграции.

Пятое. Образование и рынок труда.

Основа современного развития, основанного на знаниях, - третичное образование. В русле современных мировых тенденций развития в России с 1992 г. спрос на этот вид образования быстро увеличивается. Система образования в целом достаточно оперативно реагировала на бурный рост спроса населения на третичное образование и изменения его структуры. Выпуск специалистов со средним и высшим профессиональным образованием быстро увеличивается с середины 1990-х годов. По формальным показателям образование рабочей силы в России уже достигло высокого уровня. Однако эти показатели не отражают его реальный уровень. В результате система образования посылает рынку труда искаженные сигналы, и последний вынужден вырабатывать защитные механизмы, позволяющие ему нормально функционировать в этих условиях.

Шестое. Человеческое развитие и интеллектуальный потенциал регионов России.

Устойчивое развитие России невозможно представить без экономически сильных регионов и проведения эффективной региональной политики. Здесь ключевой задачей является сглаживание социально-экономических диспропорций в развитии регионов, направленное на консолидацию общества и государства.

Исходя из особенностей человеческого развития, 89 регионов России следует разделить на восемь групп, нуждающихся в сходных региональных программах. Для оценки влияния, оказываемого знаниями на уровень материального благосостояния в регионах России разработан индекс развития интеллектуального потенциала. Лидирующие позиции по этому индексу принадлежат регионам, обладающим наиболее густой сетью высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Томская области) или наукоградами (Московская, Нижегородская, Калужская области).

Седьмое. Интеллектуальный капитал как основа богатства современного общества.

Именно этот капитал определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом. В то же время у многих предприятий он незначителен. В стране имеются огромные резервы для бурного роста интеллектуального капитала: накоплен значительный человеческий капитал, однако две другие части - организационный и потребительский капитал - развиты недостаточно. При успешном развитии этих двух составляющих интеллектуального капитала можно получить существенный синергетический эффект, выраженный в росте интеллектуального капитала страны в целом и интеллектуального капитала отдельных экономических субъектов.

Восьмое. Отношение общества к знанию.

Помимо институциональных преобразований в секторах производства, воспроизводства и практического применения знания, важным ресурсом поддержания надлежащего уровня интеллектуального оснащения общества является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отношения к знанию, выраженного в реальных действиях. При высокой ценности высшего образования в обществе отношение к нему у сегодняшних россиян преимущественно утилитарное: хорошее образование ценится в первую очередь как необходимое условие повышения социального статуса, карьерного роста и роста материального благосостояния. Значимость знания как такового отодвигается при этом на второй план. Для преодоления этих тенденций нужно, прежде всего, создать лучшие условия для использования имеющихся ресурсов. Образование и наука должны стать приоритетными сферами государственных финансовых вложений.

Концепция общества знания, за которую выступает ООН, не ограничена только доступом к технологиям и науке. До тех пор, пока люди во всех странах неспособны критически оценивать информацию, пока они не могут анализировать информацию, сортировать ее и включать элементы, их интересующие, в собственную базу знаний, информация будет представлять массу неопределенных данных. Люди должны научиться владеть информацией, чтобы информация не владела ими.

Именно поэтому ЮНЕСКО подчеркивает, что концепция общества знания "должна рассматриваться как многообразное изменяющееся общество, открытое демократическому выбору". "Наш подход основан на четырех важнейших принципах, которые лежат в основе задач и целях нашей Организации, - подчеркивает генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, - свобода слова, равный доступ к образованию, всеобщий и универсальный доступ к информации, включая широкое общественное использование информации, сохранение и развитие культурного разнообразия, включая языковое разнообразие".

Женевский Саммит (первая фаза Всемирного Саммита по информационному обществу) признал ключевую роль этих принципов в построении общества знания. Сегодня главная цель - это перейти от слов к делу, то есть применять основные свободы на практике.

Говоря о праве, особо следует выделить необходимость совершенствования правовой базы, связанной с интеллектуальной собственностью. В контексте конституционного демократического правления совершенно очевидна ответственность власти за финансовую поддержку науки и образования.

В дополнение к своей собственной поддержке власть должна создать привлекательные условия для участия частного сектора, так как на долю коммерческих предприятий приходится 2/3 всех инвестиций в научные исследования. В свою очередь, от частного бизнеса ожидается корпоративная социальная ответственность (КСО), предполагающая не стихийную благотворительность, а прагматичные социальные инвестиции.

Частно-государственное партнерство требует взаимодействия и с гражданским обществом, под которым имеются в виду, прежде всего, неправительственные организации (НПО), представляющие, как правило, богатство экспертизы, опыта и знаний.

Частно-государственное партнерство ни в коем случае не должно ограничиваться пределами России. Оно должно выходить на российскую диаспору. Из своего опыта могу утверждать, что во многих российских диаспорах в Европе, США, Израиле и Индии широко представлена научно-техническая интеллигенция, которая при всей разности политических взглядов в массе своей готова внести свой вклад в формирование общества знания в России, содействовать продвижению российских инноваций на глобальные рынки.

Особо хотелось бы выделить формирующееся интеллектуальное сообщество на территории СНГ. Так, в Бишкеке в 2004 году инициирован евроазиатский интеллектуальный форум, следующая встреча которого запланирована на сентябрь 2005 года.

Глобальный и региональный опыт убедительно свидетельствует о необходимости поощрения диалога для формирования политической воли и исполнительской культуры. Диалогу нет альтернатив на всех уровнях конституционного демократического управления от локального до глобального.

Формирование общества знания уже становится предметом обсуждения на многих глобальных и региональных форумах.

В заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что в вопросе формирования общества знания нам пора смещать акцент с вопроса "что делать" на вопрос "как делать".

Диалог о формировании общества знания в России на нашем форуме будет иметь большое значение и для нашей страны, и для глобального сообщества.

Глядя вперед, можно быть уверенным, что в этом диалоге мы найдем партнеров и среди российского зарубежья, и среди других стран, стремящихся к построению общества знания.

Важно только, чтобы слова и заявления сопровождались конкретными делами.

16.03.2005

http://www.novopol.ru/text1873.html


Док. 438199
Перв. публик.: 16.03.05
Последн. ред.: 10.04.08
Число обращений: 316

  • Петровский Владимир Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``