В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЦИКЛ ПУБЛИЧНЫХ ДИСКУССИЙ `РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ` Назад
ЦИКЛ ПУБЛИЧНЫХ ДИСКУССИЙ `РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ`
Выпуск 23/1. "САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ РОССИЯН: ПО КРОВИ, ПО ПАСПОРТУ, ПО ВЕРЕ, ПО РАСЧЕТУ, ПО ВРЕМЕНИ..." (НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ, УПУЩЕННОЕ ДОБАВИТЬ)


С.П. Капица
Я попрошу выступить Алексея Георгиевича Левинсона, заведующего отделом Аналитического центра Юрия Левады, чтобы он выразил, так сказать, глас народа.

А.Г. Левинсон
Я бы сказал, что так называемый народ - жителей Российской Федерации, которых мы регулярно опрашиваем, вопрос в постановке, господствующей за этим столом, не интересует. Это первое.
Второе, если подойти к проблеме этнографически и посмотреть не на самоидентичность, а на идентичность условий существования, скажем, людей, называющих себя русскими, то обнаруживается, что здесь дело обстоит, не знаю, благополучно или нет, но, во всяком случае, совершенно не так, как в других странах. В Китае не понимают друг друга жители разных частей страны. Индия говорит на 12 очень крупных языках. В США, если послушать людей из разных концов страны, вы увидите, что они говорят почти на двух разных языках. В Германии - что-то похожее. В России человек из-под Бреста или из Смоленска и человек из-под Владивостока говорят на неразличимых вариантах русского языка. Людей в России нельзя различить по тому, как они одеты, что они едят на завтрак и обед, что они смотрят по телевизору, как воспитывают детей и т.д. Идентичность условий существования тех, кто себя называет русскими, невероятно высокая. И я бы желал нам всем и нашему народу, чтобы разнообразия здесь было больше, - провинциального разнообразия и какого-то другого.
А.Г. Левинсон Фото Л. Панкратовой
А.Г. Левинсон Фото Л. Панкратовой


Различаются страты. В одном и том же городе живут люди по-разному, но они живут по-разному в разных квартирах одного и того же десятиэтажного дома. Различий территориальных и в этом смысле национальных у нас нет. Они исчезли, они стерты предшествующей историей. Поэтому, может быть, волноваться по поводу идентичности и не надо было бы, но дело в том, что особенность так называемого русского менталитета именно в том, что он не отдает себе отчета о своем собственном существовании. Тогда как рядом с русскими живут народы, народности, нации, которые остро отдают себе в этом отчет. Спросить чеченцев, как у них там с идентичностью, - с идентичностью у них все в порядке. Спросить армян, как у них с идентичностью, - у них тоже с этим все в порядке. Там конференцию на эту тему собирать не надо. Благополучно существуют США, где перемешаны люди разных рас. А у нас не понятно, что с нами будет, если к нам приедет еще некоторое количество кого-то. Этот испуг, я думаю, переживает прежде всего власть, и я совершенно согласен с тем, что вопрос поставлен властью. В этом корень проблемы идентичности, которую мы сейчас рассматриваем.
Мне кажется, что ближайшая намечаемая перспектива - это перспектива дальнейшего размывания идентичности, нашей и очень многих народов рядом с нами. Поэтому сейчас напрягать собственные интеллектуальные и душевные силы, чтобы эту идентичность создать,- значит заниматься тем, что станет не нужным через некоторое время. Чем более удачными для нашей страны будут складываться исторические условия, тем меньше будет нужды в том, чтобы эту, достаточно архаическую категорию идентичности поддерживать.
Заканчивая, хочу рассказать об одной знакомой. Она человек смешанного происхождения, но в общем - итальянка. Работает в международной компании, благодаря работе скитается по всему миру, не живет больше трех-четырех лет на одном месте. Со мной она объяснялась на английском языке, и мы заговорили о том, что такое родина. Она сказала: "Motherland is the Land were my mother is" ("Мать-родина - это земля, где находится моя мама"). А свою маму она возит с собой.
Смех в зале...

Г.С. Померанц
Ну что ж, так было у ранних христиан!

С.П. Капица
Я приглашаю выступить Ларису Николаевну Вдовиченко, советника Председателя Совета Федерации.

Л.Н. Вдовиченко
Сегодня многие говорили, что вопрос о самоидентичности навязывается нам государством, но мне кажется, что проблема идентичности по-человечески возникает у людей, проживающих за пределами России. И для русскоязычных - русских или россиян, живущих в Латвии, Эстонии или в других странах, вопрос не навязан сверху. Это проблема выбора своей судьбы, своего пути: идентифицировать ли себя с русскими, с русской культурой и считаться русским и, соответственно, стать представителем национального меньшинства в той стране, в которой он проживает, может быть, даже не получить при этом гражданства? То ли сменить свою идентичность и называть себя латышом или эстонцем, получить гражданство и слиться с основным титульным этносом?


Пространство идентичности гораздо шире, чем территория России. Не так давно мне пришлось побывать на встрече русских общин в Молдавии. Молдавское руководство не сделало ничего, чтобы предоставить помещение, где могли бы встретиться русские - представители стран ближнего зарубежья. Место, которое мы нашли нами, был музей Пушкина. Конец рабочего дня - и мы провели эту встречу при свечах. И вот Пушкин, русская культура создали обстановку, где без всякого давления сверху идентичность нашла своё место. Люди приехали из Азербайджана, из Латвии и были даже старообрядцы из Румынии, которые ощущают свою русскую идентичность, говорят по-русски и сохраняют традиции. Все они встретились на молдавской земле в музее Пушкина. Не было произнесено громких слов о государстве, о патриотизме. Просто люди радовались общению. И то, что они все говорили на русском языке, находились в этом святом пушкинском доме, где Пушкин написал много своих произведений, оказалось очень символичным.


http://www.nikitskyclub.ru/article.php?idpublication=4&idissue=35&loc=9

Док. 438184
Перв. публик.: 10.04.02
Последн. ред.: 10.04.08
Число обращений: 355

  • Вдовиченко Лариса Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``