В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Особенности фронтовой агитации Назад
Особенности фронтовой агитации
В Москве вышел уникальный альбом "Пропуск в рай", собрание листовок и плакатов Второй мировой, предназначавшихся для войск противника. За хранение подобного рода литературы в СССР можно было получить срок. В первой части альбома представлена гитлеровская пропаганда, во второй - сталинская.

В 19-м веке для доставки листовок начали использовать воздушные шары. Однако они зависели от силы и направления ветра, их легко было заметить и уничтожить. По данным западных исследователей, более 95% листовок в лагерь противника доставлялось при помощи авиации. Из военных мемуаров мы знаем, что летчики неохотно брали с собой бумажное оружие, не веря в его эффективность. Среди англичан даже ходила поговорка, что таким образом они снабжают противника туалетной бумагой. Главный редактор журнала "Вопросы литературы", на фронте - гвардии лейтенант, командир роты Лазарь Лазарев задается вопросом:

- Достигали ли листовки своей цели? Очень сомневаюсь. У меня в роте и в ближайшем окружении (в полку) перебежчиков не было. Может быть, это случалось в каких-то крайних, критических ситуациях, но я этому свидетелем не был. Когда начали сдаваться в плен окруженные в Сталинградском котле солдаты Паулюса, мне кажется, что на них действовали не наши листовки с ультиматумом, а все-таки приказы их командиров.

По данным вермахта, перебежчиками стало около 80 тысяч красноармейцев, причем случаи массового перехода фиксировались не только в первые месяцы войны, но и во время отступления германской армии. За 1944 год перебежчики (9207 человек) составили 6,2% от общего числа попавших в плен советских военнослужащих. Аналогичных цифр по добровольно сдавшимся в плен солдатам и офицерам вермахта в отечественной литературе пока не приводилось. Эти данные до сих пор находятся в спецхране. На 20 января 1945 года в советском плену находилось более миллиона солдат противника, а 1 июля того же года в лагерях на территории СССР содержалось уже 2 млн. 658 тыс. военнопленных вермахта и его союзников.

Нацистская пропаганда, несмотря на отменную полиграфию и использование цвета, отличалась исключительной примитивностью. В своих листовках немцы продолжали тупо писать: "Бей жида - политрука!", и после того, как осенью 1942 года был отменен институт военных комиссаров, который и до этого не имел в военной иерархии приписываемого ему высокого места.

Методы и приемы пропаганды в Советском Союзе и Германии оказались во многом схожи, но характер войны и ее цели определили принципиальное отличие в содержании. Советские пропагандисты заставляли вражеского солдата задумываться, кому выгодна эта бойня, и какую цену заплатит за нее немецкий народ. Эта пропаганда оказалась действенней, чем фашистская.

- Успех спецпропаганды во многом определялся знанием адресата, учетом особенностей его менталитета, морального настроя и психического состояния, - полагают доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУ Лев Белоусов и Александр Ватлин. - При подготовке агитационных материалов использовались данные разведки, трофейные письма и боевые документы, протоколы допросов пленных. Листовки вражеской стороны тщательно собирались и подвергались детальному анализу.

Издатели и авторы-составители убеждены, что этот альбом - не только напоминание, но и предостережение.

13.11.2007
http://www.prs.ru/articles/?id=19786

Док. 438149
Перв. публик.: 13.11.07
Последн. ред.: 10.04.08
Число обращений: 387

  • Белоусов Лев Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``