В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Арест имущества только с санкции суда Назад
Арест имущества только с санкции суда
Гости: Владимир Гуревич
Ведущие: Нателла Болтянская
Передача: Особое мнение

26 апреля 2002 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Гуревич - главный редактор газеты "Время новостей".
Эфир ведет Нателла Болтянская.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Что, с Вашей точки зрения, за последнее время оказалось особенно интересным?
В. ГУРЕВИЧ Если говорить о сегодняшних новостях, то это решение Думы, которая выполнила, в свою очередь, предписание КС о том, что теперь, а точнее, с 1 июля вводится норма, по которой арест может осуществляться только по санкции суда. Это такой существенный элемент борьбы за судебную реформу.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Продвижение по законности и правопорядку.
В. ГУРЕВИЧ Но есть еще и ряд других событий, сегодняшних и на этой неделе.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Давайте остановимся сначала на законе, согласно которому арест граждан может производиться только по судебному решению. Что, на Ваш взгляд, это будет означать для нас с вами, для наших соотечественников и для судебных органов?
В. ГУРЕВИЧ Когда шла речь на эту тему, то была масса возгласов, что суды не справятся, завалятся, и требуются огромные средства. Потом на самом деле оказалось, что все немножко полегче. Там действительно требуются небольшие, и они уже выделяются, государственные вливания, но с точки зрения права и с точки зрения защиты граждан, на мой взгляд, это очень существенный шаг. Он и практический, и символический. Если мы помним, весь прошлый год шла отчаянная борьба за судебную реформу, причем в самых разных ипостасях. И для прокуратуры в частности, которая до сих пор пока может выписывать эту санкцию на арест, любую, это было очень болезненным моментом. В числе прочих позиций она была вынуждена уступать. И Вы помните эти фактически публичные дебаты между Устиновым и Козаком, но не в одном эфире, а так...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Повсеместно.
В. ГУРЕВИЧ ...через одну газету, через другую, через один телеканал на другой. Это все шло в довольно ожесточенной форме, но именно этот пункт, казалось бы, о том, с чьей санкции может быть арестован гражданин, был признан, но, тем не менее, его перенесли реально на 2004 год, то есть отнесли. И сейчас КС потребовал, то есть он потребовал некоторое время назад, а ГД выполнила это требование. С точки зрения того самого, что называется правовым государством, это шаг очень серьезный. А практически очень многое из благого и хорошего, естественно, на деле сплошь и рядом может превращаться в свою противоположность. Говорят, очень легко было и есть получить любую санкцию прокурора, если у следователя очень хорошие отношения. Или какие-нибудь другие варианты.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Но тут есть еще один фактов. Где-то год назад в эфире "Эха Москвы" тогда вновь назначенный представитель президента в КС говорил о том, что существует некая статистика, согласно которой случаев обвинения судей в превышении ли полномочий, в необъективности и в прочих преступлениях против деятельности, которой они занимаются, достаточно мало, с одной стороны. С другой стороны, на сегодняшний день, к сожалению, ситуация в нашей стране такова, что мы не можем защитить тех, кто творит и осуществляет законы. Да?
В. ГУРЕВИЧ К сожалению, так.
Н. БОЛТЯНСКАЯ В данной ситуации дополнительная нагрузка на этот институт не может ли, с Вашей точки зрения, оказаться чрезмерной?
В. ГУРЕВИЧ Нет, с точки зрения работы, мы пытались через газету, когда это все принималось, обсуждалось, выяснить у самих судей, насколько это подъемно для них. Были голоса и в ту, и в другую сторону. Но итог был такой: это подъемно, в принципе. А вот подъемно ли будет по сути, не может ли, допустим, тот же следователь или кто-то еще, который ведет дело...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Ввести в заблуждение?
В. ГУРЕВИЧ Ввести в заблуждение судей, то есть получить с такой же легкостью, как он получал от прокурора. И т.д. То есть форма изменилась, содержание осталось прежним. Разумеется, ответа это решение Думы и требование КС на это не дает, но дает правильную конструкцию. Вот в чем дело. Если у вас нет правильной конструкции, то и дальнейшие действия, Вы связаны по рукам и ногам. Мы получаем, по крайней мере, сосуд, нужную форму. А теперь нужно будет бороться за содержание. И платить нормальные деньги судьям, и повышать квалификацию, добиваться их независимости, извините, судить судей.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Уж коль скоро мы с Вами заговорили о законотворческой деятельности ГД, то еще один фактор это ГД при рассмотрении в пятницу во втором чтении новой редакции закона о гарантиях избирательных прав ввела обязательность судебного порядка снятия с регистрации кандидата. Мне кажется, что эта тема в известной степени сочетается с предыдущей. Что скажете по этому поводу?
В. ГУРЕВИЧ Поскольку мы имеем очень много примеров буквально последних месяцев, когда снятие кандидата с дистанции приобретает у нас, мягко говоря, скандальные формы, и очень много было публикаций вокруг последних выборов в Ингушетии, и сейчас мы должны, наконец, получить ответ, а кто будет победителем, и не будет ли после того, как проведены выборы, снят победитель, то, на мой взгляд, тема очень актуальная. Оценить с ходу это решение Думы я не могу. Я могу поставить там и плюс, и минус. Но то, что, наконец, подошли хотя бы по форме...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Глас вопиющего в пустыне был услышан.
В. ГУРЕВИЧ Да, это, на мой взгляд, тоже плюс в ситуации.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Буквально несколько дней назад, наверное, во всех СМИ прошла информация о том, что, по мнению экс-президента Ингушетии Аушева, во время подготовки к выборам в Ингушетии совершаются вопиющие нарушения закона. Мы спрашивали его о том, что он пытался сделать. Он говорит: "Куда я только не обращался: и в Центризбирком, и в прокуратуру. (Это его собственные слова). Ничего услышано не было". Сейчас можно ли надеяться на то, что ситуация изменится?
В. ГУРЕВИЧ Когда возникает сложная ситуация, по любому поводу, в любой сфере нашей жизни, один из самых типичных и даже справедливых ответов: "у нас такое запутанное законодательство" или "у нас нет вообще соответствующего закона", или одно противоречит другому, и поэтому мы получаем то, что получаем. Это выстраивание нормальных правовых отношений это, по крайней мере, хоть маленькая, но преграда для того, чтобы мы без конца получали один и тот же ответ. У нас должно быть хотя бы законодательство более или менее пристойное. И мы сейчас вроде бы по кусочкам это отвоевываем. Или за нас это отвоевывают. Вопрос в том, чтобы это хорошее и правильное законодательство исполнялось, - это следующий этап. Но когда у вас нет даже формально инструмента эффективного и разумного, то там и не о чем говорить. Тогда опять все сводится к договоренностям. Пусть это будет справедливая договоренность, но она не правовая.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вопрос на пейджер: "Верите ли Вы в то, что Хаттаб убит?" Этот вопрос не совсем имеет отношение к теме, которую мы только что обсуждали, но я задаю его.
В. ГУРЕВИЧ Я могу ответить очень кратко. Я могу только верить, потому что сообщений о его ранениях, исчезновениях было немало за предыдущие год-полтора. Насколько я знаю, где-то в 20 часов...
Н. БОЛТЯНСКАЯ РТР обещало...
В. ГУРЕВИЧ ...обещали что-то продемонстрировать вещественное. Но это будет на экране, я не знаю, какие части тела и что там будет представлено. Судя по некоторым признакам, наши коллеги и журналисты нашей газеты обращались напрямую, довольно уверенно отвечают на вопрос о том, убит ли он. Вроде бы считаем, что да, сейчас убит. Хотя я тут согласен с президентом. Это тоже вопрос символический.
-
Н. БОЛТЯНСКАЯ Еще одна поправка, принятая ГД, - это поправка, заключающаяся в том, что в избирательные блоки отныне будут входить не более трех избирательных объединений. Вызывает ли это у Вас удовольствие?
В. ГУРЕВИЧ Пока никаких ассоциаций нет.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Еще один вопрос, связанный с нерешением вопроса о том, о чем мы с Вами говорили перед новостями, я имею в виду Хаттаба. С Вашей точки зрения, можно ли сегодня, завтра или когда-то еще рассчитывать на окончательное решение вопроса о ситуации на Северном Кавказе?
В. ГУРЕВИЧ Окончательное решение, я не знаю, возможно ли в принципе. Будем надеяться, что возможно. Хаттаб был очень серьезной символической фигурой, а символы в таких ситуациях играют большую роль. Кроме того, огромное количество людей в течение нескольких лет задавали вопросы сами себе, журналистам, политикам, представителям власти о том, неужели же наши спецслужбы и т.д. не могут обезвредить двух-трех самых громких.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Так на этот вопрос и отвечали. Говорили, что если не могут, то, наверное, не хотят.
В. ГУРЕВИЧ Естественно. Поэтому, если произошло то, что произошло, представим себе, что это произошло, в общем, это какое-то продвижение к тому, о чем мы все мечтаем, умиротворение Чечни. Но я никак не делаю из этого вывода, что это радикально меняет что-то. Представим себе, допустим, нашли Усаму бен Ладена, аналог такой, только во вселенском масштабе. Американцы его нашли, привезли в Вашингтон или в Международный суд в Гааге, судили. Проблема терроризма исчезла или нет?
Н. БОЛТЯНСКАЯ Нет, конечно.
В. ГУРЕВИЧ Может быть, какие-то террористы-самоубийцы, которые именем Усамы бен Ладена, кроме того, что именем Аллаха подрывали себя и окружающих, их раж спадет. Может быть, для какой-то части чеченских боевиков исчезновение или смерть Хаттаба будет представлять собой стимул для того, чтобы выйти из этой бойни, уехать, прекратить сопротивление или теракты. Плюс Хаттаб как бы являлся одним из каналов и притягательных объектов для международного финансирования, которое приходило туда. В этом смысле уничтожение Хаттаба свою роль сыграет. Но принципиально там очень много.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вопрос это не решит. Вопрос на пейджер. "Скажите, пожалуйста, почему вашу газету невозможно купить в Петербурге?" спрашивает Дмитрий Николаевич.
В. ГУРЕВИЧ Увы, мы там не выходим. Иногда она доходит, но вопрос о ее печати (нужно создать центр печати) мы только рассматриваем, поскольку это связано и с организационными, и с финансовыми проблемами. Если мы поймем, что в Петербурге у нас будет какая-то более или менее приличная по размерам аудитория, а такой же вопрос мне задавали, когда я в предыдущий раз приходил на "Эхо Москвы", судя по этим звонкам, может быть...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вот она и есть.
В. ГУРЕВИЧ Да.
СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ Владимир, будьте добры, скажите, пожалуйста, что Вы думаете о фильме Березовского о взрывах в Москве и других городах.
В. ГУРЕВИЧ Я, как известный критик или рабочий, сталевар, Пастернака не читал, но скажу. Я могу опираться на тех, кто его видел, на мнение этих людей. Он в основном не произвел ни на кого серьезного впечатления. Его и я расцениваю, и те, кто его видел, в основном как политическую акцию. Никаких доказательств из этого было вынести невозможно, и согласиться было с ними трудно. По-моему, он и замышлялся, скорее, так, потому что трудно себе представить, что создатели фильма выложат там действительно, реально какие-то доказательства. Но поскольку известно, что Борис Абрамович не хочет сдаваться никогда, он человек очень активный по натуре, поскольку ему долго находиться вне внимания трудно, то нужно было сделать какой-то очередной шаг. При этом, насколько я понимаю, такой позиции он не придерживался два года назад.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Да. Возвращаясь к фильму, считаете ли Вы, что ни одного ответа не было, были только вопросы? Что это акция политической рекламы?
В. ГУРЕВИЧ Это акция отношения Бориса Абрамовича к ситуации. Так можно ее оценить.
СЛУШАТЕЛЬ ВЛАДИСЛАВ По поводу Хаттаба. Дело в том, что тело Дудаева тоже не было найдено, но мы почему-то считаем, что он погиб. Хотя Вы говорите, что Хаттаба надо показать. А почему по поводу таких вопросов не было? Он погиб в 96 году, и все. Хотя мне кажется, что он не погиб.
В. ГУРЕВИЧ Мы можем спорить, погиб ли он. Если Дудаева разнесло ракетой, что могли показать, какие доказательства? Он физически, идеологически и духовно ушел из жизни. Если он даже переоделся, живой, здоровый уехал и находится на острове Святой Елены...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Он уже вышел из политической игры.
В. ГУРЕВИЧ Он вышел. Жив ли он или физически мертв, роли уже не играет.
СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ Про скинхедов что-то вы давно не рассказывали нам ничего.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Как?
СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ Хотите, я расскажу, как было дело? Лживые провокации...
Н. БОЛТЯНСКАЯ Давайте, Вы все-таки будете задавать вопросы. Насколько я помню, по-моему, на прошлой неделе было что-то. Нет?
В. ГУРЕВИЧ Про скинхедов?
Н. БОЛТЯНСКАЯ В связи со скинхедами.
В. ГУРЕВИЧ Нет, это было не только на прошлой неделе.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Давайте я продолжу вопросительный ряд нашего абонента. Во вторник все обсуждали публикацию в одной из газет. Видели ли Вы эту публикацию? Что Вы думаете по этому поводу? Разделяете ли Вы мнение правоохранительных органов, которые, в свою очередь, сказали, что все это провокация?
В. ГУРЕВИЧ Пока не разделяю. Там были представлены снимки. Значит, нужно доказать, что эти снимки фальшивка. Я не думаю, что корреспондент московского издания, который опубликовал этот сенсационный репортаж, пошел на подлог. Хотя, в принципе, в погоне за сенсацией, увы, мои коллеги журналисты (я не имею в виду именно это издание, но любое другое издание) могут зайти достаточно далеко. И ошибки были, и сознательное искажение ситуации. Но то, что там говорилось, то, что там было опубликовано, требует теперь уже... можно говорить о презумпции невиновности, о правоохранительных органах. Но в данной ситуации, теперь они должны доказать, что это все полная туфта. Потому что, если эта группа скинхедов заходила на территорию ОМОНа, и там их тренировали регулярно, (собственно, там фотография, что с этим сделаешь?), то это факт, более чем неприятный, но не новый, увы. Потому что мы знаем без всяких скинхедов (и до этого случаи) о том, что экстремистские группировки, не только скинхеды, пользуются поддержкой части людей в правоохранительных органах, поддерживают с ними связи, получают возможности для тех же самых тренировок, проведения митингов, собраний и т.д.
Такие факты сплошь и рядом. Просто он наиболее вопиющий и возмутительный. Может быть, нашим органам удастся доказать, что газета была не права. Но ситуация-то от этого не изменится, это уже давно все происходит. И я не представляю себе, как скинхеды, если их действительно 1,5 тыс. по Москве (по крайней мере, они о себе так говорят), могут существовать в таком экстремальном, вызывающем, эпатирующем режиме, не говоря об убийствах, без соответствующего отношения кого-то из правоохранительных органов.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Из сказанного Вами можно сделать вывод, что Вы разделяете, я бы сказала, шварцевскую позицию, что дракон-то сидит в каждом из нас, и вопрос о каждом из нас у Вас не получил ли ответа?
В. ГУРЕВИЧ То, что дракон сидит в каждом из нас, - это точно. Здесь с господином Шварцем любой согласится, даже тот, кто не разделяет мою позицию.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Даже тот, который Пастернака не читал. И что касается происхождения этого дракона, он в каждом из нас потому, что он удобен кому-то? Так?
В. ГУРЕВИЧ Я уверен, кому-то он удобен, кто-то разделяет просто эти воззрения, но, конечно, не в такой форме. Потом, мы знаем огромную историю разных стран, в том числе и цивилизованных, демократических, где оказывалось, что службы каким-то образом связаны с самыми крайними экстремистскими группировками. Есть и такие случаи.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Еще одна тема, которая на этой неделе обсуждалась, это еще одно заявление одной из фракций ГД. Речь идет об уголовной ответственности по поводу гомосексуализма. Ваше впечатление.
В. ГУРЕВИЧ Я не могу сказать, что это взяло меня за живое, это сторонний объект наблюдения. Но произвело совершенно шокирующее впечатление. Я бы был готов это отнести к экзерсисам на уровне Жириновского, и тогда это одно отношение. Но мы имеем эту инициативу со стороны фракций, которые называют себя пропрезидентскими. Они держат большинство в Думе, вообще говоря, через них проходят очень важные законы. И когда тот же господин Райков достаточно уверенно и активно говорил, что он против того, чтобы отменяли смертную казнь, я с этим был не согласен, но это была позиция, и, кстати говоря, масса людей, и слева, и справа разного культурного уровня относились к ситуации совсем по-разному, и поддерживали. Но эта вещь является, как госпожа Слиска, вице-спикер Думы, назвала все это весенним обострением. Если это весеннее обострение, я готов с этим согласиться, и все. Но там же, насколько я знаю, инициировал это не только господин Райков. По-моему, господин Володин и т.д. На мой взгляд, как бы ни относиться вообще к проблеме гомосексуализма, это признак нехороший. Мне один мой коллега сказал: "Владимир, все фракции считаются пропрезидентскими, они действуют под контролем и выражают волю. А что произойдет, если они сорвутся, если они будут действовать самостоятельно, не дай бог? Что мы получим?"
Н. БОЛТЯНСКАЯ На этом вопросе мы ставим многоточие.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Владимир Гуревич - главный редактор газеты "Время новостей".




Док. 438058
Перв. публик.: 26.04.02
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 340

  • Гуревич Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``