В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью радиостанции `Эхо Москвы` Назад
Интервью радиостанции `Эхо Москвы`
3 апреля 2000 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" редактор газеты "Время новостей"


О. СЕВЕРСКАЯ - Похоже, что в Страсбурге обстановка будет даже более жаркая, чем это ожидалось при отъезде российской делегации.
В. ГУРЕВИЧ - Если судить по тем публикациям, которые появились у нас на первой полосе в газете "Время новостей", то примерно такого развития событий мы ожидали. Как раз та мера, которая, возможно, будет избрана - что в Страсбурге не подтвердят полномочия российской делегации - на нашей первой полосе и предсказывается. Другое дело, что сессия ПАСЕ не обладает прямыми полномочиями, например, исключить Россию из Совета Европы, но она может рекомендовать это кабинету министров Совета ЕС. То есть "Наказание отложено на четверг". Так называется наша заметка на первой полосе газеты "Время новостей". И именно это сейчас нам передал Алексей Венедиктов из Страсбурга.
О. СЕВЕРСКАЯ - Это так. Но насколько у нас все-таки есть шансы провести конструктивный диалог? На что надеется, например, МИД России? Наш глава МИДа, Игорь Иванов, сегодня опять выступил с заявлением о том, что МИД все-таки надеется на проведение конструктивного диалога. Насколько это возможно в свете того, что мы только что услышали, и того, что Мэри Робинсон разгневана тем, что ей не удалось увидеть все, что она хотела, для того, чтобы ее мнение о том, что происходит в Чечне, было бы действительно объективным?
В. ГУРЕВИЧ - Шансы еще остаются, хотя, на мой взгляд, МИД запоздал и выбрал, наверное, не самую лучшую тактику по этому весьма важному для России вопросу. Поэтому обстановка действительно жаркая. Она была предсказуемо жаркая и она развивается именно в таких температурных параметрах. Думаю, что кроме объективной проблемы, самой проблемы Чечни, - проблемы беженцев, прав человека, - есть еще проблема реакции наших ведомств, в частности дипломатических. И пока они проигрывают.
О. СЕВЕРСКАЯ - У нас есть не только дипломатические ведомства. В частности, информационными агентствами сегодня было передано заявление Владимира Рушайло, которое сделано после заседания в рамках силовых министров и Владимира Путина. Это заявление о том, что у нас в Чечне сейчас не идет гражданская война, мы имеем дело с отдельными террористическими актами и диверсиями. То есть опять определяемся в терминах.
В. ГУРЕВИЧ - Это не гражданская война, но, к сожалению, это пока и не отдельные террористические и антитеррористические операции. Ситуация остается, на мой взгляд, гораздо тяжелее и сложнее. Назвать гражданской войной эту ситуацию я бы тоже не взялся. Речь идет об огромной драме, трагедии, и не только чеченского народа, но и российского. Думаю, что с этой проблемой нам еще долго жить. И то, что мы сейчас сталкиваемся с проблемами на дипломатическом фронте и всевозможными неприятностями, - это одно. Это проблема отношений с внешним миром или частью внешнего мира. А другая - это то, что у нас здесь, внутри. Судя по всему, после проведения фактически крупномасштабных военных действий (потому что то, что там происходило, конечно, война, пусть на локальной территории), нам придется много лет разрешать эту проблему самыми разными способами, в том числе дипломатическими, гуманитарными, социальными. И, конечно, хотелось бы, чтобы те, кто нас сейчас ожесточенно критикуют в Европе, превратились в союзников. Потому что возможности помочь с той стороны есть. И я бы очень хотел надеяться на то, что если бы мы вели подобную передачу через 4-6 лет, то мы бы говорили об этом уже не как о такой трагедии.
О. СЕВЕРСКАЯ - Кстати, можем ли мы вообще говорить о том, что будет через 4-6 лет? Мы уже целую неделю живем с вновь избранным президентом, уже исполняющим обязанности в этом ранге, почти президентом Владимиром Путиным. И вместе с тем, все напряженно присматриваются, что же будет: кто станет главой администрации президента, кто займет пост премьера, насколько вообще это все серьезно.
В. ГУРЕВИЧ - Естественно, сейчас у нас самое любимое занятие - гадать, кто войдет в новый кабинет, кто будет премьером (хотя пока, судя по всему, первая кандидатура - Михаил Касьянов), кто будет в Кремле. Иными словами, какова окажется команда Путина. И отсюда мы пытаемся угадать, что она будет делать, потому что на самом деле это и есть главный вопрос. Журналисты, аналитики, эксперты, наблюдатели, везде, - не только у нас, но и за границей, - сейчас каждое имечко перебирают как драгоценные или, наоборот, фальшивые камешки, пытаясь выстроить панно. Пока ничего не получается. Но, на самом деле, меня, например, интересует, что они собираются делать, что новый кабинет, пока еще не сформированный, предложит в качестве краткосрочных мер и стратегических. Потому что мы говорим, что у Путина есть 4 года, может быть, ему будет отпущено 8 лет. Мне кажется, что уже сейчас можно сказать, что эти действия будут поделены во времени на две части. Это то, что начнет происходить в течение нескольких месяцев, то есть тактические меры, рассчитанные, буквально, на несколько месяцев, и стратегические вещи. Я не знаю, слишком ли много мы уделяем внимания персонам. Думаю, что да. Думаю, что перед самими персонами, которые сейчас рассматриваются в качестве кандидатов, или готовят программы Путину, также стоит такое количество вопросов, ответы на которые они пока дать не могут. Потому что они должны дать ответы на то, на что ответы не были найдены на протяжении 10 предыдущих лет, а может быть, еще и большего периода.
О. СЕВЕРСКАЯ - Григорий Явлинский дал интервью газете "Монд" и сказал, что с его точки зрения, Путин усилит ельцинскую систему. И почти одновременно Михаил Горбачев в интервью итальянской газете "Реппублика" сказал, что Путину сложно будет отойти от ельцинского окружения, но тем не менее, он сможет это сделать. Где истина, с Вашей точки зрения?
В. ГУРЕВИЧ - Я думаю, что Путин будет менять систему. Просто многие, основываясь на его решительных действиях в Чечне или его решительных публичных заявлениях, наверное, представляют, что и в сфере экономики и государственного строительства он начнет если не рубить сплеча, то действовать необычайно энергично. У меня такого впечатления нет. Я думаю, что, несмотря на свою такую жесткую и энергичную фигуру, новый президент будет действовать поначалу достаточно осторожно. Но то, что он захочет изменить систему отношений во власти, и то, что он захочет менять в экономике очень много, для меня несомненно.
О. СЕВЕРСКАЯ - Авторитаризм - необходимая составляющая процесса сейчас?
В. ГУРЕВИЧ - Петр Авен сказал, что это даже тоталитаризм, и он едва ли к этому не призывает. Мне бы не хотелось с этим сталкиваться. Но ужесточение наказания за то, что должно быть подвергнуто наказанию, на мой взгляд, совершенно неотъемлемая обязательная часть той политики, которую придется проводить нашей власти.
О. СЕВЕРСКАЯ - То есть, можно заключить, что и Владимир Гуревич за диктатуру закона?
В. ГУРЕВИЧ - Слово "диктатура", конечно
О. СЕВЕРСКАЯ - Ну за главенство.
В. ГУРЕВИЧ - Безусловно.
О. СЕВЕРСКАЯ - К сожалению, мы не успели затронуть еще одну тему. Это тема объединения усилий олигархов на алюминиевом рынке. Я могу только отослать вас к первой полосе сегодняшней газеты "Время новостей".
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был редактор газеты "Время новостей" Владимир Гуревич.


http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/10462/

Док. 438052
Перв. публик.: 03.04.00
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 328

  • Гуревич Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``