В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Воскобойников: Политический парфюм Назад
Дмитрий Воскобойников: Политический парфюм
Когда десять дней назад Объединённая Социалистическая партия Каталонии продемонстрировала собственные духи - концентрат средиземноморских и восточных ароматов, якобы издающий запах "уверенности, равенства, прогресса и эффективности", - поначалу стало жутковато. Но потом смирился: активисты партии просто довели до красивого абсурда тенденцию нашей жизни последних лет - триумф формы над содержанием. В условиях, когда реальных и принципиальных разногласий между политиками, образующими истеблишмент, повсеместно становится все меньше, этот шедевр пиара метафорично зафиксировал очевидное: окончательное превращение "слуг народа" в товар, приобретение или неприобретение которого все больше зависит не от начинки, а от упаковки, запахов и прочего второстепенного.

Незадолго до презентации в Испании "социалистического парфюма" президентом Южной Кореи был избран Ли Мён Бак, чьи встречи с избирателями также сопровождались распылением специально созданных духов - "Великая Корея". Говорят, они генерировали ощущение "победы, надежды и страсти". В день голосования урны, видимо, столь смачно пахли всеми тремя компонентами, что у стандартно благоухавших оппонентов шансов на успех не осталось.

Если вы полагаете, что у нас в стране одеколоны пока не имеют такого же значения и в худшем случае употребляются внутрь, то заблуждаетесь. Один из зарубежных экспертов по новой косметике Гай Монтегю-Джонс отмечает: "Хотя серьезный политический бизнес редко опрыскивается фривольным миром парфюмов, Россия в этом плане - заметное исключение". В отличие от Запада, где свою косметику выпускают звезды шоу-бизнеса, пишет он, в России собственными духами обзаводятся политики. Одеколоны со словом "мэр" придумывает для московского градоначальника Юрия Лужкова фабрика "Новая Заря", персональным одеколоном для мужчин разжился лидер Либерально-Демократической партии Владимир Жириновский...

И критик прав: наш народ, в едином порыве голосующий за партии власти, готов к тому, чтобы сортировать отечественных политиков по запахам, благо другие отличия обнаружить куда сложнее.

На днях, оказавшись в большом торговом центре, я зашел в парфюмерный магазин международной сети Sephora и полюбопытствовал у администратора Виктории Вовк, сможет ли она подобрать аромат для каждой из российских политических партий. Девушка немедля сказала: "Безусловно".

Вернувшись через час в царство духов с тележкой, набитой продуктами, я получил ответ: "Мы тут с девчонками посоветовались... "Яблоку" лучше всего подойдут духи во флаконе в виде этого плода от DKNY с девизом "Будь вкусным", коммунистам - "Опиум" от YSL (старый аромат им соответствует), аграриям - "Ветивер" от Guerlain (ветивер - это такое травянистое растение), ЛДПР - одеколон от Gaultier (флакон был сделан в виде мужского торса в тельняшке. - Д.В.)".

Виктория подыскала ароматы для каждой партии, за исключением СПС, о существовании которой, как выяснилось, не знала. При этом она была убеждена, что "Единая Россия" должна душиться "Черными чернилами" от Lalique, "имеющими солидный аромат и вызывающими ассоциации с нашим президентом". Когда я их понюхал, в ноздри ударил сильный запах огурцов, будто только что с грядки, но девушка успокоила: "Это - лишь поначалу, скоро почувствуете приятные древесные нотки, создающие ощущение комфорта".

Если в отношении того, кто одержит верх на предстоящих 9 марта парламентских выборах в Испании, у меня еще сохраняются сомнения, то в отношении того, кто победит на президентских выборах в России неделей раньше, их нет. Этим человеком, безусловно, станет Дмитрий Медведев, даже если бы от него веяло ромашкой, жасмином и лавандой, расслабляющими избирателей, а от конкурентов - лимоном, помогающим сконцентрироваться, и перечной мятой, снимающей раздражительность: уж слишком велик авторитет нынешнего главы государства, утвердившего преемника.

Но застой в творчестве чреват интеллектуальным фиаско. Поэтому для превращения политической жизни России в более яркое зрелище, способное конкурировать с телевизионными сериалами, я бы не только поощрял лабораторные опыты парфюмеров, но и возродил "Язык цветов" - игру, популярную в Европе и России с середины XVIII века и вплоть до Октябрьской революции. Скажем, посылает лидер НДС Михаил Касьянов президенту России Владимиру Путину лиловые гиацинты, что означает: "Виноват. Пожалуйста, прости меня". А из Кремля в ответ - двухцветные гвоздики в полоску, т.е. "Нет, не прощу". Тогда Касьянов отправляет по тому же адресу розовые розы ("Пожалуйста, поверь мне!"). Но через день получает горшочки с цикламенами - "Все, прощай!" Сколько политологов нашло бы себе применение! Как интересно было бы телезрителям слушать комментарии и ботаников, и эзотериков! И - не забудьте! - весь этот обмен цветами происходил бы на фоне распространяющихся из Государственной думы по российским городам и весям запахов от Armani, Dior и даже какого-нибудь Yamamoto. Будто вибрирует в напряжении Дума, как перед грозой, рождая причудливые и гремучие смеси ароматов, будто готовится принять закон, который отменит все остальные законы! И какая разница, что грозы в конечном итоге не будет!

Конечно, на каком-то этапе встанет вопрос и о синтезированном запахе отечества. Попытка его создать уже предпринималась. В октябре 2003-го все та же фабрика "Новая Заря" по заказу мэрии выпустила "элитный" парфюм "Букет России" (название духов придумал сам Лужков) для презентации от имени нашей страны лидерам иностранных делегаций на различных саммитах. Предполагалось, что обрызганные этой жидкостью мужчины начнут источать "теплый древесный запах с оттенком аромата дорогой кожи", а женщины - такой же теплый "цветочно-древесный аромат с легкими амбровыми нотами". Однако, как сообщили мне хорошо информированные источники в администрации, хотя Кремль поспешно забрал все "Букеты России" себе и высоко оценил патриотический порыв мэра Москвы, пока этот парфюм никому не вручался: то ли президент не решается себя с ним ассоциировать, то ли пузырек с коробочкой вызывают вопросы.

Стоит ли прекращать поиски национальной идеи, выраженной в духах? Не знаю. В любом случае вести их надо осторожно: все-таки речь идет о родине, а не о выборах, консервирующих статус-кво. В частности, помнить, что сейчас в мире ежегодно создается около 800 новых ароматов (за весь прошлый век их придумали немногим более 2000) и заявить о своей неподражаемости будет нелегко.

24.01.2008 г.
http://www.izvestia.ru/comment/article3112311/

Док. 438038
Перв. публик.: 24.01.08
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 205

  • Воскобойников Дмитрий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``