В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
угроза энергетического кризиса в России, песпектива повышения цен на электроэнергию на 30-40%, годовщина аварии на Чернобыльской АЭС Назад
угроза энергетического кризиса в России, песпектива повышения цен на электроэнергию на 30-40%, годовщина аварии на Чернобыльской АЭС
Гости: Сергей Генералов
Ведущие: Ирина Меркулова
Передача: Интервью

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству, бывший министр топлива и энергетики РФ Сергей Генералов.
Эфир ведет Ирина Меркулова.

И. МЕРКУЛОВА - Добрый день, Сергей Владимирович. Предлагаю начать с главного. Скажите, пожалуйста, энергетический кризис в России - это угроза или реальность?
С. ГЕНЕРАЛОВ - На сегодняшний день это пока угроза, и я считаю, к сожалению, достаточно реальная, если правительство и Госдума совместно не предпримут ряд достаточно важных срочных мер.
И. МЕРКУЛОВА - Какие меры должны принять власти, чтобы этого избежать? Я смотрю сообщения агентств. Во Владивостоке, который, как известно, "впереди планеты всей" в этом отношении, уже нечто подобное происходит. С сегодняшнего дня там прекращена подача горячей воды. На днях в городе было отключено отопление раньше срока. Что должно сделать правительство и законодательная власть?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Я думаю, что здесь есть несколько блоков вопросов, в зависимости от вариантов и возможной срочности их решения. Первый, на мой взгляд, касается создания чрезвычайного топливно-энергетического баланса страны с учетом тех реальных возможностей по добыче газа, угля, производства атомной электроэнергии, которые сейчас возможны для того, чтобы реально, уже этим летом, осенью, особенно зимой не допустить энергетического кризиса. Я думаю, что для этого необходимо решение, в первую очередь, органов исполнительной власти. Безусловной частью этих решений является определение ценовой политики на газ и электроэнергию, как на этот год, так и на предстоящие годы. Вторая часть связана уже с более масштабными решениями, большинство из которых должно быть основано на новых законах и корректировке действующих. Это и реформа налоговой системы, и принятие других законов, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат в нашей стране. Поскольку именно отсутствие инвестиций за последние годы, превращение ТЭК в кормушку для всей остальной экономики и населения привело к тому, что сейчас этот серьезный подкожный жир, который всегда был у нашего топливно-энергетического комплекса, практически использован.
И. МЕРКУЛОВА - Вы упомянули о ценовой политике. Это повышение тарифов?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Да, это и повышение тарифов, в первую очередь, на газ и электроэнергию, поскольку сегодняшние тарифы не обеспечивают по большинству энергосистем даже простую окупаемость, не говоря уже хотя бы о каких-то капитальных затратах.
И. МЕРКУЛОВА - Природные ресурсы в стране, наверное, действительно истощаются, и даже Рэм Вяхирев говорит, что базовые резервы скоро закончатся и в этом году России грозит дефицит газа в размере 11 млрд. кубометров. Ситуация действительно настолько тяжела?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Мне кажется, что эти цифры абсолютно реальные. Путем нечеловеческих усилий, наверное, этот дефицит можно будет сократить до 7-8 млрд. кубов. Но мы понимаем, что сегодня мы пожинаем плоды отсутствия инвестиций в достаточных объемах в месторождения, которые надо было сделать 3 года назад. Даже если мы сейчас начнем инвестировать, это даст увеличение добычи через 2-3 года. Но эти 2-3 года для страны будут достаточно тяжелыми, и выход здесь как раз в перераспределении топливных потоков на электростанции и увеличении производства атомной электроэнергии.
И. МЕРКУЛОВА - То есть мы уже не будем поставлять газ на экспорт? Нам придется отказаться от такого существенного источника доходов?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Я думаю, нет. Я думаю, что нужно очень внимательно посмотреть, что можно сделать с сокращением экспорта в те страны, которые за него не платят. Я думаю, что часть экспортных контрактов, которые сегодня существуют у Газпрома, можно подстраховать дополнительной закупкой туркменского газа. Безусловно, страна сейчас не может себе позволить отказаться от экспорта и энергоресурсов, на которых в значительной степени строится сегодня бюджет нашей страны.
И. МЕРКУЛОВА - Сергей Владимирович, скажите, пожалуйста, насколько мешает решению ситуации конфликт между руководителями ведущих естественных монополий? Или он никак не влияет на это?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Я понимаю так, что на самом деле конфликт вылился в достаточно резкую форму, поскольку к нормальным предложениям сесть и обсудить эту проблему, найти выходы, к предложениям, которые формулировал в частности Газпром, РАО ЕЭС не прислушалось, начиная с сентября, насколько я об этом знаю. Мне кажется, что здесь уже настал предел, в том числе по техническим возможностям поставки газа на электростанции во втором квартале, что и послужило поводом. Я считаю, что так же, как и в декабре, когда в первый раз поднимался этот вопрос по инициативе Газпрома, проблему надо было решать не политическим способом, а именно вызовом всех к Путину и там нахождения компромисса. Проблему надо было решать экономическим способом, в том числе через закупку дополнительных объемов туркменского газа, угля и мазута для электростанций, особенно в зимний период, когда практически весь максимум нагрузки прошел за счет газа, когда было даже умышленно сокращено потребление угля и мазута с тем, чтобы компенсировать это газом. Он был выбран из подземных газохранилищ, сейчас его там практически нет. Если срочно не начать закачивать, следующая зима будет намного более страшной. Это вопрос, в первую очередь связанный с ценовой политикой, о чем мы с Вами уже говорили, поскольку, конечно, при сегодняшних ценах никакого экономического смысла фактически коммерческой организации, которой сегодня является РАО "ЕЭС", увеличивать свои убытки за счет закупки мазута либо угля, не имеет.
И. МЕРКУЛОВА - Но ведь от повышения тарифов денег не прибавится? Не получится ли так, что опять все сведется к бартеру?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Я думаю, что сейчас, особенно если не делать каких-то чемпионских скачков по этим тарифам, а обеспечить достаточно плавное их увеличение, при том реальном увеличении живых денег, которое сегодня наблюдается в экономике, вполне реально не только не уменьшить, но и увеличить сбор живых денег, и при более жестком отношении к неплательщикам, как за газ, так и за электроэнергию. Его можно увеличить относительно сегодняшнего уровня. И я знаю, что такие планы и у РАО "ЕЭС", и у Газпрома есть.
И. МЕРКУЛОВА - Расскажите, если Вы знаете, о ситуации в РАО "ЕЭС". Неужели она настолько плачевна? Некоторые эксперты, например, эксперты компании "Тройка Диалог" говорят, что если ничего не изменится, то в 2005 году РАО "ЕЭС" не сможет снабжать страну электроэнергией.
С. ГЕНЕРАЛОВ - Это действительно так. Если наложить график вывода мощностей, которые уже физически и морально устаревают, на график роста потребления, который прогнозируется сейчас в ближайшие годы, то именно после 2005 года эти графики пересекаются, и действующие возможности не смогут обеспечивать потребности экономики страны.
И. МЕРКУЛОВА - Что делать в этой ситуации? Как известно, МВФ требует расчленения того же РАО "ЕЭС". Как мне кажется, энергетики сами заинтересованы в том, чтобы избавиться от неэффективных убыточных дочерних компаний. Может быть, так и поступить?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Вы, наверное, знаете всю эту дискуссию, которая идет последние месяцы вокруг концепции реформирования РАО "ЕЭС". На самом деле, основным побудительным мотивом к тому, чтобы она появилась, является эта, наверное, страшная для страны дата, - 2005 год. То есть если ничего не делать, то в 2005 году будут проблемы. Возникает вопрос, что делать. Ответа всегда два. Это либо привлечение частных инвестиций, для чего необходимо либерализовать рынок электроэнергии, отделить монопольные составляющие РАО "ЕЭС России" от потенциально конкурентных и т.д. (то, что предлагается в программе, предложенной правлением РАО). Либо обеспечить существенные государственные инвестиции соответствующим увеличением доли государства в РАО "ЕЭС", и т.д. К сожалению, источника для прямых государственных инвестиций на сегодня нет. И я думаю, что путь, который намечен в концепции, предложенной правлением РАО "ЕЭС", на самом деле является практически безальтернативным, вопрос о сроках, формах и методах исполнения той самой концепции, которая сейчас широко обсуждается.
И. МЕРКУЛОВА - Мы поговорим об этом подробнее во второй части нашей беседы, после выпуска новостей.
-
И. МЕРКУЛОВА - Сергей Владимирович, так в чем состоит план спасения РАО "ЕЭС"? Если можно, коротко.
С. ГЕНЕРАЛОВ - План состоит в том, чтобы отделить потенциально конкурентные виды деятельности (это, собственно, само производство электроэнергии) от естественно монопольных (это передача по сетям), организовать создание нескольких конкурирующих между собой генерирующих компаний. По оценкам специалистов, только это даст экономию топлива, в том числе достаточно дефицитного газа до 10-15% за счет загрузки более эффективных станций, которые при сегодняшней структуре РАО "ЕЭС" не используются, в первую очередь, по политическим мотивам, а именно из-за проблемы регионализации электроэнергетики, которая у нас сейчас реально произошла. На следующем этапе это уже привлечение инвестиций в эти генерирующие компании, как отечественных, так и иностранных. То есть продажа фактически доли РАО ЕЭС в этих компаниях в обмен на инвестиции. И здесь, на мой взгляд, нужно начать с тех больших строек, которые сегодня, к сожалению, остановлены. Это крупные ГЭС в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Я думаю, что эти объекты уже можно предлагать инвесторам, начиная с этого года.
И. МЕРКУЛОВА - Хорошо. Что у нас происходит на мировых рынках нефти? Цены снижаются. Как долго это может продолжаться?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Я считаю, что цены все-таки попали в тот самый коридор, который был установлен ОПЕКом, от 20 до 25 долларов за баррель. И думаю, что выход за пределы этого коридора вниз возможен в относительно короткое время летом, когда резко падает спрос в целом. Я думаю, что средняя цена по этому году будет 21 доллар за баррель, что в принципе почти на четверть больше средней цены прошлого года. Поэтому я не вижу здесь особенных оснований для пессимизма. Все специалисты понимали, что те высокие цены, которые держались в начале первого квартала, - это был подарок от бога, но никоим образом не тенденция, это не навсегда.
И. МЕРКУЛОВА - На какой отметке может остановиться цена? Самый худший вариант для России?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Я думаю, что худший вариант, с учетом именно тех событий, которые сегодня происходят на мировом рынке - это 18-19 долларов за баррель. Мы помним, что именно на этих цифрах и был основан достаточно в этом смысле пессимистический российский бюджет.
И. МЕРКУЛОВА - Хотелось бы затронуть еще одну тему. Специалисты "Гринпис" считают, что если снизить утечки нефти и газа при добыче и транспортировке, которые в России, по-моему, достигли критической отметки, то Россия может отказаться от использования электроэнергии, произведенной на атомных станциях. Как Вам кажется?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Честно говоря, я не думаю, что утечки настолько велики. Хотя есть, конечно, проблемы утилизации попутного газа, особенно использования того, который добывается нефтяниками, и сейчас в существенной степени сжигается. Эта проблема есть. То, что касается разливов нефти, эта цифра существенно меньше 1% от объема добычи. На сегодня это никоим образом ни конкурент атомным станциям. А с точки зрения прочей экологии, я имею в виду объемы выбросов в окружающую среду, тех же самых парниковых эффектов, использование атомной энергии намного более экологично, чем энергии, производимой из газа, мазута и особенно угля.
И. МЕРКУЛОВА - То есть ядерная энергетика - это перспективный способ получения электроэнергии?
С. ГЕНЕРАЛОВ - Я абсолютно убежден в этом, и я думаю, мы как страна совершенно напрасно поддались чернобыльскому синдрому, резко свернув все работы по строительству новых энергоблоков. И сегодня, я думаю, резкое ускорение по вводу уже почти достроенных энергоблоков с новыми намного более безопасными реакторами - как раз один из путей решения проблемы энергетического кризиса, с которого мы начали наш разговор.
И. МЕРКУЛОВА - А реакторы чернобыльского типа еще действуют в России? Я понимаю, что Вы не представитель Минатома. Может быть, вопрос не по адресу Тем не менее, спасибо.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству, бывший министр топлива и энергетики РФ Сергей Генералов.

http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/10365/

Док. 438021
Перв. публик.: 26.04.00
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 319

  • Генералов Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``