В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ситуация вокруг компании Транснефть, взаимоотношения государства и других компаний нефтяного комплекса; формирование бюджета 2000 года Назад
ситуация вокруг компании Транснефть, взаимоотношения государства и других компаний нефтяного комплекса; формирование бюджета 2000 года
АП: Вчера я посмотрел в "Итогах" интервью президента "Транснефти", ныне отстраненного, Дмитрия Савельева. Меня шокировало, как он рассказывал о том, как его отстраняли, даже не столько о том, как приезжали ОМОНовцы, а когда звонил, как он говорит, Роман Абрамович, - я не знаю насчет правдивости заявления Савельева, но вообще сам принцип меня потряс. Вы были министром топлива и энергетики. У вас наверху все вопросы так решают? Условно говоря, Рома, условно говоря, Сережа звонит и говорит: "Вы больше не президент компании".
СГ: В последнее время эта фамилия употребляется достаточно часто. Я могу сказать, что, несмотря на мое достаточно давнее знакомство с Романом Абрамовичем, два-три года, никогда в правительстве Кириенко и Примакова вопросы таким образом не решались. После отставки Примакова первый, от кого я узнал о том, что и я не буду министром в следующем правительстве, был Роман Абрамович, который мне звонил.
АП: Правильно ли я понимаю, что ситуация резко изменилась после ухода Евгения Примакова и какая-то группировка политических лоббистов или экономических лоббистов, в которую входит Абрамович, начала серьезно влиять на расстановку постов в правительстве?
СГ: Это действительно так. Я уверен, что все посты и министра топлива и энергетики, и первого вице-премьера Аксененко, которые совершили эти действия над "Транснефтью", заняли именно в таком режиме, с полной поддержкой и, я думаю, что обещаниями, данными взамен, перед Романом Абрамовичем.
АП: Я для слушателей еще раз напомню, почему такое внимание уделяется компании "Транснефть": это монополист по перекачке нефти по всей территории России, в том числе и по поставкам за рубеж. В ней 75 процентов государственного капитала. Говорят, что прежде всего политическая причина смены руководства "Транснефти". Есть версии о том, что компания "Лукойл", которая, как утверждают, поддерживает движение Примакова-Лужкова на думских выборах, ему предлагают отказаться от этой поддержки, а взамен под его контроль переходит "Транснефть". Как вы относитесь к такой версии?
СГ: Это вполне возможная версия, хотя я считаю, что у "Лукойла" есть и чисто коммерческие интересы, связанные с руководством "Транснефти". Это и все балтийские проекты: не секрет, что "Лукойл" поддерживает проект строительства или расширения трубопровода на Вентспилс, что, на мой взгляд, не отвечает геополитическим интересам России. Два предыдущих руководства компании "Транснефть" поддерживали совершенно другой проект это проект строительства балтийской трубопроводной системы. Поэтому я считаю, что кроме политического интереса присутствует и коммерческий, он явно не последний.
АП: Скажите поподробнее. Что это за два конкурирующих проекта: балтийский и через Вентспилс, как вы сказали?
СГ: Сегодня транзит нефти России осуществляется фактически только через один российский порт Новороссийск и чуть-чуть через Турцию. Все остальные транзитные мощности находятся на территории тех стран, которые раньше входили в состав СССР: это Латвия, Вентспилс самый крупный узел, это Украина, Одесса. Предпредыдущее правительство, правительство Евгения Максимовича Примакова, приняло решение о строительстве балтийской трубопроводной системы - это трубопровод и порт на территории Ленинградской области, город Приморск, и расширении трубопровода, идущего в эту сторону от Ярославля. От Ярославля до Кириши и расширение, а дальше строительство новой ветки. Общая стоимость проекта около пятисот миллионов долларов. По этому поводу было выпущено постановление правительства весной этого года, по которому был введен так называемый инвестиционный тариф т.е. все компании скидывались на строительство этого нового направления для экспорта, что однозначно, на мой взгляд, важно для России и полностью отвечает геополитическим интересам. Цена вопроса это те два миллиарда, которые Россия ежегодно теряет на транзите, в частности, в Латвии, и фактически финансирование латвийского бюджета, при всех тех непростых взаимоотношениях с русскоязычным населением, которое существует в этой республике. Есть прямое поручение президента указ президента по этому поводу, есть постановление правительства. Есть компании, которые не хотят его исполнять, потому что им это не выгодно. Я считаю, что не последнюю роль в снятии Савельева сыграл коммерческий интерес других нефтяных компаний, которые не хотят видеть этот важный для России проект.
АП: Какой интерес у "Лукойла" или у других заинтересованных компаний в продвижении такого непророссийского проекта транспортировки через Латвию?
СГ: Нормальный коммерческий интерес. Компания "Лукойл" участвует в процессе получения денег за транзит российской нефти.
АП: И лишается его в случае балтийского проекта?
СГ: Да, конечно. И собирается расширять, вкладывать деньги в строительство новых мощностей на территории Латвии. Это нормально. Проект сам по себе нормален, если он экономически выгоден. Но если он идет вразрез с интересами государства, государство должно принимать то решение, которое нужно ему, а не частной нефтяной компании.
АП: Действительно ли попадет компания "Транснефть" под контроль "Лукойла" сейчас? Я напомню, что сейчас президентом компании "Транснефть" назначен Семен Вайншток, бывший вице-президент компании "Лукойл". Сам Вайншток говорит, что это никак не связано, под какой контроль, дескать, попадет компания. Как вы думаете?
СГ: С формальной точки зрения, безусловно, так. Государство владеет в "Транснефти" семидесятью пятью процентами акций и имеет полное право определять политику компании. Другой вопрос, что в жизни у нас все происходит иначе. Мы можем вспомнить разные дела "Аэрофлота", который тоже государственная компания, тем не менее, огромное количество уголовных дел и подозрения в скрытой приватизации. Вспомним "Роснефть" год назад. Поэтому, на самом деле, несмотря на то что государство формально владеет компанией, очень серьезное значение имеет то, кто возглавляет исполнительное руководство, это президент компании, в данном случае. Поэтому я не исключаю того, что новое руководство компании будет заниматься скрытой приватизацией, в том числе и тех проектов, о которых мы уже с вами сегодня говорили, о которых еще можно поговорить.
АП: Газета "Московский комсомолец", одна из немногих, выходящих в понедельник, сегодня отметила, что вначале Владимир Путин и его окружение довольно резко отреагировали на замену президента компании "Транснефть", а затем их риторика несколько смягчилась. Сейчас премьер-министр говорит, что Калюжный, министр топлива и энергетики, имел право сменить руководство, а если был нарушен при этом закон, то есть процедуры, которые могут это дело привести в порядок. Как по-вашему, какова здесь роль премьер-министра, должен ли он вмешиваться в ход событий и может ли он вмешаться?
СГ: Моя позиция состоит в том, что премьер обязан вмешаться в ход событий. Поскольку двое его подчиненных нарушили действующий в России закон, то премьер не имеет права не отреагировать. Позиция: ну что ж, бывает, нарушили, если недовольны, идите в суд, - на мой взгляд, совершенно недостойная позиция для премьера, который, к тому же, имеет президентские амбиции, о чем он сам говорил, когда его назначали. На мой взгляд, если законность не будет восстановлена, причем, не при согласии или не при противодействии премьера, а при его активном участии, если этого не произойдет, то, во-первых, следующие, остальные нефтяные компании, которые еще пока находятся во владении государства, там будут произведены наверняка такие же незаконные действия. В этой ситуации от президентских амбиций премьеру придется отказаться. Не может быть президентом России человек, который способствует, явно или неявно, нарушению российских законов.
АП: Т.е. данный инцидент с "Транснефтью" это еще и испытание для премьера, или пробный шар: выдержит не выдержит?
СГ: Возможно, что кто-то ставит именно так в длинной политической игре. Я могу еще раз сказать то, что сказал: если премьер не отреагирует соответствующим образом, вообще говоря, это значит, что он уже не премьер в этой стране.
АП: Недавно пришло сообщение о том, что Путин поручил Минтопэнерго рассмотреть вопрос о строительстве нефтепровода в обход Чечни. При этом в сообщении агентства "Интерфакс" говорится о том, что Путин не давал официального поручения по этому поводу Семену Вайнштоку, назначенному на пост главы компании "Транснефть", и не имел официальных контактов с Вайнштоком. Означает ли это, что премьер-министр сейчас оставляет себе право на непризнание нового руководства "Транснефти"?
СГ: Я очень надеюсь, что это так. Хотя, конечно, молчание премьера по этому поводу, на мой взгляд, затянулось. Отвечал во всех интервью, что обязательно разберемся, нарушения закона не допустим. Время разбирательства, на мой взгляд, подзатянулось, но сегодняшнее высказывание дает надежду на то, что оно все-таки будет произведено, что разберутся и восстановят закон.
АП: Мы с вами говорили о политических причинах, об экономических. Называются и формальные причины отстранения Савельева это невыплата дивидендов.
СГ: Это мягче, чем глупостью, не назовешь, поскольку решение о выплате или невыплате дивидендов в любой акционерной компании принимает собрание акционеров, и соответствующее решение до голосования ну, как голосовать приняла коллегия представителей государства, которую я возглавлял на тот момент. Это абсолютно легитимное решение, и оно принималось со знанием дела, несмотря на наличие прибыли в компании. В основном это было обусловлено тем, что часть привилегированных акций находятся сейчас под арестом Генпрокуратуры, идет уголовное разбирательство, и платить дивиденды тем людям, которые, возможно до суда нельзя об этом говорить, - получили акции незаконным путем, как-то странновато: вынуть деньги из государственной компании и заплатить их тем людям, которые попросту, возможно, украли акции. Именно исходя из этих соображений коллегия представителей государства, которую я на тот момент возглавлял, приняла решение о невыплате дивидендов. А для того чтобы уравновесить доходы и расходы бюджета, чтобы выполнить соответствующее задание Мингосимущества, было принято решение платить текущие дивиденды по результатам кварталов уже 1999 года. Это вполне нормальное решение. Такое же решение принималось, хотя и по чуть другой причине, в "Газпроме", который также официально не выплатил дивиденды за 1998 год. И уж вменять в вину это президенту компании, который вообще никакого права голоса по этому вопросу не имеет, очень странно.
АП: А что касается частных инвесторов? Каждая четвертая акция находится в частных руках компании "Транснефть". Фактически их никто не спросил, когда меняли президента компании. Означает ли это, что они могут сейчас, будучи недовольными, подавать в суд?
СГ: Юридически их спрашивать важно, тем более, после невыплаты дивидендов эти акции стали голосующими. Хотя абсолютно очевидно, что никакого влияния на результат окончательного решения эти акционеры не смогут оказать, поскольку для снятия президента достаточно 51 процента, а у государства - 75. Ясно, кто принимает решение. Любой вопрос, все формальности: Совет директоров, 45 суток до собрания, открытое или закрытое голосование, в том числе и этих 25 процентов, - это должно быть сделано. Это элементарные требования закона об акционерных обществах, которые были грубо нарушены.
АП: Недавно на собрании акционеров РАО ЕС России были приняты новые правила увольнения руководителя РАО ЕС России и вообще формирования Совета директоров. Означает ли нынешний прецедент, что и Анатолий Чубайс теперь не застрахован от подобного развития событий?
СГ: При таком методе решения, - конечно. Вы сами сказали, что не так давно в средствах массовой информации было написано одно: ну вот, теперь Чубайс несменяемый. Три четверти голосов, часть из них у иностранцев, - очевидно, что никогда не соберут 75 процентов, чтобы снять Чубайса. Если дальше ситуация будет развиваться так, как сейчас развивается, следующими будут компании "Славнефть" и "Роснефть", а потом настает через РАО ЕС России, это абсолютно очевидно.
АП: Уверены ли вы в том, что с "Славнефтью" и "Роснефтью" будет похожая ситуация? Премьер Путин сказал, что ему о таких планах ничего не известно. Но сегодня Николай Аксененко, по информации агентства АКМ сказал, что всему свое время, обо всем узнаете заранее.
СГ: Планы такие уже есть. Есть официальные письма, в том числе и министру топлива и энергетики, где предлагают Гуцериева назначить, вице-спикера Госдумы, на должность президента "Славнефти" и т.д. То, что это не слухи, а официальные документы, уже сейчас известно всем, то, что эти смены предстоят. По "Роснефти" ситуация с юридической точки зрения существенно более простая: по уставу руководитель "Роснефти" назначается, снимается постановлением правительства. Поскольку по уставу "Славнефти" предусмотрен такой же длинный и сложный механизм, в соответствии с законом об акционерных обществах, как и по "Транснефти", то здесь я не исключаю, что будут предприняты такие же силовые и незаконные действия в ближайшие дни.
АП: Теперь что касается ситуации в Дагестане. Как известно, там проходит трубопровод, который качает нефть из Баку. Может ли развитие событий повлиять на строительство нефтепровода вокруг Чечни, о котором сегодня сказал Владимир Путин. Я помню, еще Борис Немцов заявлял о том, что начато строительство нефтепровода вокруг Чечни, во всяком случае, планы уже начали разрабатываться. Почему он до сих пор так и не был построен?
СГ: Основная проблема это финансирование этого строительства. Привлечь деньги в кредит сложно, поскольку проект не окупаемый, соответственно, это должны быть безвозвратные инвестиции либо государства, либо, в конечном счете, нефтяных компаний за счет увеличенного тарифа. Государство вправе принять и то, и другое решение, но оно его до сих пор не приняло. Это не вина компании "Транснефть", которая на те деньги, которые у нее были, закупила уже почти на всю длину этого обходного трубопровода это около двухсот километров - заготовки для труб. Когда был разговор о том, что да, компания "Транснефть" за счет собственных оборотных средств фактически уже начала потихоньку финансировать этот проект. Но дальше уже вынимать деньги из текущей оперативной деятельности компании стало невозможно, поэтому стал вопрос, откуда источник. Варианта всего два: либо бюджет государственный, в геополитических интересах России, в целях безопасности и т.д, и второе это взносы нефтяных компаний, такие же, как инвестиционные тарифы на строительство БТС. Государство вправе принять и то, и другое решение. Пока это решение не принято, и очень странно слышать, что в этом обвиняют Савельева, который не имел никаких полномочий самостоятельно устанавливать тариф, для того чтобы профинансировать эту обходную трубу.
АП: Вы в одном из недавних своих интервью сказали, что если бюджет, как вы его назвали, антиТЭКовский, будет принят в том виде, как он сейчас имеется, то нас ждет холодная зима и перебои с топливом. Поясните, пожалуйста, эту мысль.
СГ: Как вы знаете, в проекте бюджета подразумевается, что основной вклад в доходную часть даст нефтегазовый сектор страны. А что касается расходной части, то расходы на энергоносители, так же, как и во все предыдущие годы, заложены отнюдь не в достаточном размере. Т.е. опять попытка больше брать и меньше отдавать. Как показывает история этого года, это не работает. Можно вводить какие угодно запретительные пошлины, еще что-то, оставлять нефть в России силовым методом, но реальность состоит в том, что за нее никто не платит: ни энергетики за мазут, который им так нужен, ни сельское хозяйство, которому дизельное топливо бензин тоже очень нужен. Не платит и всё, денег нет. В том числе и в федеральном бюджете нет. Эта ситуация фактически пролонгируется на следующий год, при этом налоговый пресс на нефтяников все больше и больше увеличивается. А ситуацию на рынке тех же нефтепродуктов в стране могут решить грамотные действия правительства в налоговой сфере первое. И второе создание льготных условий, в том числе и для нефтяников, чтобы рынок насыщался. Например, снять налоги с малодебельных скважин и т.д. Это целая программа, которую мы обсуждали, еще когда я был министром. Я сейчас направил свои предложения в правительство Российской Федерации. Первое обсуждение этих предложений у Христенко прошло на прошлой неделе. Я думаю, что и дальше эти обсуждения продолжатся. Я надеюсь, что мы найдем компромисс. Я просто показал, каким образом, изменяя налоговую систему, причем, используя часть предложений, уже сделанных в Минфине и одобренных правительством, когда вносили проект бюджета в Думу, как, используя эти механизмы, стабилизировать ситуацию с растущим все время налогообложением в ТЭК раз, дать возможность стимулировать в первую очередь внутренние инвестиции и нефтедобычу два, при этом насытить внутренний рынок, сделать его экономически не менее привлекательным внешне для топлива. Такое предложение нами разработано, отправлено в правительство. Я надеюсь, что здравые мысли все будут восприняты там и депутатами Государственной Думы, куда я также направил эти предложения.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Сергей Генералов, директор Центра стратегических исследований в топливно-энергетическом комплексе, бывший министр топлива и энергетики.

http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/11236/

Док. 438015
Перв. публик.: 20.09.99
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 339

  • Генералов Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``