В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не превращать город в базар Назад
Не превращать город в базар
Не так давно мэр Москвы Юрий Лужков отметил неудовлетворительную работу по сокращению в столице количества киосков, ларьков и других мелких объектов торговли, общепита и бытовых услуг. Более того, он дал поручение руководителям префектуры и Департамента до 1 октября уточненный план-график сокращения нестационарных объектов до конца нынешнего года и на весь 2008 год

По сведениям специалистов, в текущем году должны закрыться 2,5 тысячи киосков, или 20 процентов от их общего количества сейчас. В этой связи мы решили обратиться к депутату Мосгордумы, члену комиссии по экономической политике и предпринимательству Михаилу Буянову и узнать, что он думает по этому поводу.

- Прежде всего хотелось бы уточнить, каких именно объектов должно коснуться сокращение. Их у нас немало: павильоны, палатки, киоски, ларьки, кафе, магазины, автолавки, лотки и прочие; все они размещаются в разных местах и работают в разном режиме. Но есть одна отличительная особенность, от которой должно зависеть решение о дальнейшей судьбе каждого из объектов, их стационарность. То есть постоянство их расположения на определенном месте, означающее, что хозяин какого-нибудь молочного киоска оформил договор, получив все необходимые разрешения, прежде всего на аренду земли, и платит в бюджет налоговые сборы и платежи. Понятно, что в таком случае претензий к существованию объекта у властей возникнуть не должно. А вот если объект мобильный как говорят, "на колесах", и его можно легко разобрать и перевезти на другое место, да хозяин не платит за землю и электричество, не перечисляет налоги, тогда, конечно, разговор должен быть другой. Сокращение скорее всего будет неминуемо.

- Хорошо, но люди привыкли, что по дороге с работы могут купить в своем ларьке хлеба, масла, колбасы. И вот ларек убирают, и куда жителям бежать - в супермаркет за три квартала, где огромные очереди?

- Для этого существуют магазины шаговой доступности, которых в столице уже насчитывается 2300. И число их будет расти, потому что, как вы знаете, Правительством Москвы были приняты соответствующие постановления: "О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007 - 2009 годы" и "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы". Причем сегодня перед этими магазинами поставлены новые задачи - расширение ассортимента за счет хозяйственных товаров и организация работы по оказанию бытовых услуг населению. Об этом, кстати, шла речь на недавнем заседании Правительства города, на котором обсуждались проблемы имущественного комплекса, в том числе по специализированному использованию помещений первых этажей в жилых домах под магазины, предприятия общественного питания и бытового обслуживания.

Чистые торговые залы, в которых с удобством можно купить все, что необходимо, кафе, в которых приятно выпить кофе и чай с пирогами, разве сравнятся они с уличными ларьками и закусочными. Ведь помимо криминала, угрозы безопасности и отсутствия большой выгоды для экономики города эти объекты являются источником антисанитарии. За примером далеко ходить не надо, достаточно вспомнить фруктово-овощные палатки у метро с летающими в знойный летний день тучами мошек и мух над гнилыми отходами, с пустыми ящиками вокруг. А рядом лотки с хлебом и булочно-кондитерскими изделиями или молочной и даже мясной продукцией без холодильника. И еще, буквально под ногами пассажиров метро торгуют с рук семечками, домашними соленьями, грибами и ягодой. Думаю, многие горожане не раз испытали минуты раздражения от этой навязчивой услуги.

Город перегружен уличной торговлей, особенно на подходах к станциям метро, где, как правило, имеется уже не одна, а сразу несколько палаток с пивом и другими слабоалкогольными напитками. Пиво, чипсы, всякие сухарики и прочие пакетики с едой продаются также на остановках наземного общественного пассажирского транспорта, и отсюда мусор и грязь в салонах наших автобусов. Хотя именно на остановках, а также на тротуарах и газонах этим ларькам стоять нельзя, и поэтому их, конечно, необходимо убирать в первую очередь.

Как москвич, депутат, я поддерживаю планомерную работу исполнительной власти по сокращению в городе нестационарных передвижных объектов. Считаю правильным, что лет через пять у нас должна остаться сеть, которая действительно будет отвечать своему названию - мелкорозничная, в которой будут продаваться мороженое, газеты, цветы и табак, а не тот всевозможный ассортимент, что мы видим сейчас.

- Михаил Александрович, но говорят, что многие москвичи не хотели бы расставаться с возможностью покупки продуктов рядом с домом, к тому же по невысоким ценам.

- Не сомневаюсь, кому-то этот вариант очень подходит, а кому-то, у кого, например, палатка находится рядом с подъездом, нет. Возле таких точек, особенно если в них вдобавок продают слабоалкогольные напитки, толпятся маргинальные личности, стоит шум от погрузки-разгрузки. Да, возможно, это удобно, но кто может поручиться за качество и срок годности продуктов питания, купленных в киосках и ларьках. Как можно проверить правильность веса и стоимость товара? Как защитить права потребителей при этом? Что до низких цен, то в ларьках они не всегда минимальные, по крайней мере этим летом на некоторые овощи, фрукты и хлеб они были даже выше, чем в супермаркетах, сетевых магазинах и на организованных рынках.

- Еще идет разговор, что таким образом власти душат малый бизнес, и уменьшается количество рабочих мест.

- Вот как проблему можно перевернуть с ног на голову, сокращают-то не предпринимателей, а места размещения нестационарных объектов. Взамен хозяевам и арендаторам предлагаются другие места - в соседнем квартале или округе, которые выставляются на конкурсы. Для участия в них, пожалуйста, приглашаются все желающие. Должен сказать, что мест в городе достаточно и конкурсы на право размещения мобильного объекта проводятся в префектурах ежегодно.

Насчет рабочих мест тоже не все так однозначно, как говорят. По оценкам специалистов, под сокращение могут попасть от 25 до 60 тысяч человек, но ведь мы знаем, что многие из работников - это приезжие из стран ближнего зарубежья, в том числе нелегальные мигранты.

Разномастные ларьки и палатки не украшают наши улицы и дворы, и зачем нам превращать город в базар, мы прошли эти дикие 90-е годы. Сегодня Москва - одна из самых динамично развивающихся и красивых столиц мира, и все мы, ее жители, должны делать все возможное для ее дальнейшего процветания.

Майя Саламова
Московская правда-Московское собрание, 26 сентября 2007 г.

Док. 438005
Перв. публик.: 26.09.07
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 322

  • Буянов Михаил Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``